Слайд 1История искусства «варварских» государств империи франков
в V-X вв.
Преподаватель:
Павлова Мария Сергеевна
Слайд 2Средневековая культура делится на несколько периодов:
V в. н.э. – конец VIII
в. н.э. – период «варварства».
Конец VIII в. н.э. – первая половина IX в. н.э. – каролингское возрождение.
X – XII вв. – романский период.
XIII – XIV вв. – готический период.
Слайд 3Варвары (др.-греч. βάρβαρος — «иноземный») — люди, которые для древних греков, а затем
и для римлян были чужеземцами, не принимали античную культуру и говорили на непонятных языках.
В новое время варварами стали обозначать совокупности народов, вторгавшихся в пределы Римской империи (варварские завоевания) и основывавших на её территории самостоятельные государства (королевства).
Варварскими народами, существовавшими во времена античного мира, но не входивших в круг цивилизаций того времени были кельты, германцы (лангобарды, готы, вандалы), фракийцы (даки), иллирийцы и мессапы, скифы, сарматы, гунны.
Слайд 5Монументальные постройки
«варваров».
Слайд 6Примером подражания римскому зодчеству может служить гробница остготского короля Теодориха в
Равенне.
Слайд 7Построен из известняка на двух десятигранных ярусах, которые венчает десятиметровый купол, вытесанный из
цельного 300-тонного камня. Поскольку средств поднять столь тяжелую плиту у готов не было, мавзолей был засыпан землей по самый верх, после чего купол путём втаскивания поместили на место, а землю удалили. Местом для строительства мавзолея было выбрано уже существовавшее за пределами Равенны кладбище готов.
С переходом Равенны под власть Юстиниана тело Теодориха было вынесено из мавзолея, а сам он обращён в часовню. Порфирный саркофаг готского властителя ныне пустует.
Слайд 8Сен-Жерме́н-де-Пре (с фр. — «абба́тство Святого Германа на Лугах») — бывшее бенедиктинское аббатство, в настоящее время — приходская церковь.
Слайд 9Меровингские зодчие ввели и другие новшества в церковные здания. Так, в
некоторых, храмах восточная часть оканчивается тремя абсидами. Атриум исчезает, зато в западной части церкви почти всегда имеется нартекс. Исчезают и отдельно стоящие колокольни, башни сливаются со зданием, их помещают на перекрестье нефа и трансепта, на концах трансепта, по сторонам абсиды, иногда на фасаде. Монастырская церковь обрастает множеством вспомогательных построек. В связи с возникновением культов местных святых в некоторых монастырях строят по две-три небольшие церкви.
Слайд 10Произведения европейского искусства VI—VIII веков.
Слайд 11Полихромный стиль — особый стиль в декоративно-прикладном искусстве кочевников Евразии в
хунно-сарматскую эпоху, при которой золотые и серебрянные украшения дополнялись вставками из цветных камней.
Абстрактный звериный орнамент, тип орнаментального декора, применявшегося для украшения предметов культового и прикладного назначения, а позже повлиявшего на стиль рукописных книг. Возник в первой половине 6в. и был широко распространен в прикладном искусстве северных римских провинций. Абстрактный характер стилизованных фигурок животных заключается в том, что какая-либо часть изображения (голова, глаза, шея и т.п.) приобретает чисто орнаментальный характер, нередко включая в себя нефигуративные элементы (плетения из лент или полос). Поздний этап развития этого орнамента – стиль викингов, представленный в искусстве Скандинавии X-XI веков.
Главную роль в изображении начинает играть фигура зверя, конечности или хвост которого образуют сложный орнаментальный узор (рунические камни Британии).
Слайд 12Филигрань (скань) — один из древнейших видов художественной обработки металла. Название филигрань происходит
от двух латинских слов — «филюм» (нить) и «гранум» (зерно). Слово «скань» древнеславянское и означает свить, скрутить. Получается скань от скручивания, ссучивания двух проволочек, образующих «веревочку». Туго скрученная проволока смотрится особенно эффектно, напоминая ряд плотноуложенных зернышек.
Фибула (лат. fibula, скоба) — металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением. Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего Средневековья.
Вотивная корона — вид церковной утвари, ювелирное украшение. Особенно известны произведения вестготских мастеров VII в.
Представляет собой богато орнаментированный обруч-корону, который вносился в церковь как жертвенный вклад.
Рунический камень — валун с вырезанной на нём рунической надписью.
Слайд 13Остготская фибула в виде орла.
Найдена в Чезене (Италия). Золото с альмандинами.
«Полихромный стиль», перегородчатая инкрустация. Ок. 500 г.
Слайд 14Фибула, полихромный стиль. V в.
Накладка на ремень в виде орла Вотана.
V в.
Слайд 15Двупластинные фибулы. нач. V в.
Фрагмент
Слайд 16Детали меча (рукоять, ножны). сер.V в.
Восточно-германские пряжки и фибулы. V -
VI века
Слайд 17Франкские круглые фибулы. VI век
Слайд 18Меровингские пряжки и накладки
Меровингские фибулы
Слайд 19Вотивная корона вестготских королей. VII в.
Вотивная корона вестготских королей. Испания VII
век. Золото, сапфиры, рубины, жемчуг, аметист и горный хрусталь. Высота — 67,3 м, диаметр — 16,8
Слайд 20Характернейшим образцом меровингской книжной декорировки является украшение разворота в начале одного
из разделов Гелазианского Сакраментария
(середина VIII в., Ватикан, Апостолическая библиотека).
Сакраментарий — ранняя форма миссала, книги текстов для чтения священником во время богослужения;
название «Гелазианский» происходит от имени Папы Гелазия, составившего текст.
Слайд 24Зверь с коврового листа Евангелия из Дурроу
Книга из Дарроу, Евангелие из Дарроу (англ. Book
of Durrow) — иллюминированный манускрипт, созданный в VII веке. Долгое время был частью сокровищницы аббатства Дарроу в центре Ирландии.
Содержит большое количество миниатюр, включая шесть «ковёрных» страниц, полностью занятых узорами, полностраничную миниатюру с символами четырёх Евангелистов, четыре полностраничных миниатюры с символами каждого евангелиста и шесть страниц с декорированным текстом. Каждое евангелие начинается большой буквицей.
Слайд 25Евангелист Матфей, миниатюра Евангелия из Дурроу, ок. 680 г.
Ковровый лист, миниатюра
Евангелия из Дурроу, ок. 680 г.
Слайд 26Орел (евангелист Иоанн)
Телец (евангелист Лука)
Слайд 27Начало Евангелия от Марка Книга из Дарроу. VII век
Фрагмент коврового листа,
миниатюра Евангелия из Дурроу, ок. 680 г.
Слайд 28Евангелие из Эхтернаха (или Виллибрордское Евангелие) — иллюминированная рукопись Евангелия из монастыря Эхтернах в Люксембурге, возможно созданная в Ирландии в 690—715 годах.
Содержит 223 листа
размером 340 х 265 мм, на латинском языке саксонским почерком. Рукопись содержит 4 миниатюры на полной странице, представляющие символы евангелистов, в отличие от евангелистов этого времени.
Слайд 29Символ евангелиста Марка. Миниатюра Евангелия из Эхтернаха. Середина 8 в.
Человек (ангел),
символ святого Матфея.
Миниатюра Евангелия из Эхтернаха.
Слайд 30Орел — символ евангелиста Иоанна
Телец — символ евангелиста Луки
Слайд 32Нарбоннская плита. (VIII в.)
Плита Зигуальда из баптистерия в Чивидале. 762—776.
Слайд 33Камень из Хорнхаузена VII век н.э.
Слайд 34Швеция. Упсала. Рунические камни.
Слайд 35В резьбе Скандинавии можно иногда встретить изображения сюжетов древних саг. Они
имеются, например, на стенках деревянной телеги, найденной в погребении первой половины IX века в Осеберге близ Осло.
Слайд 38Украшение корабля в виде головы зверя. Из Осеберга, 9 в.
Украшение Осебергского
корабля в виде головы зверя.
Слайд 40Спасибо за внимание!
Д/З: Познакомиться с легендами и сказками Средневековой Европы, зарисовать
характерные средневековые мотивы.
Слайд 41Используемые источники:
Нессельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. Издательство:
Л. -М.: Искусство 1964 г. — 392 с.
http://www.pavluchenkov.ru/gotika/eurosrv/index.html
http://www.archivarium.ru/barbarian.html
http://www.wikiwand.com/ru/%D0%9C%D0%B0%D0%B2%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%B0/
http://tisamsebegid.ru/paris/sen-zhermen-de-pre
http://www.design-is-fine.org/post/76886047542/eagle-brooch-migration-period-500-ad-domagnan
http://museum.mmc.nsu.ru/?int=VIEW&el=4020&templ=NEW_INTERFACE_PAGE
http://narodworld.ru/germantsy/hudozhestvennaya-kul-tura-germantsev.html
http://iskusstvoed.ru/2017/06/07/%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%B0%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D0%B0%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B5/
https://bizantinum.livejournal.com/85560.html
http://iskusstvoed.ru/2017/10/27/%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%B7-%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%80%D0%BE%D1%83-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0-%D0%B8%D0%B7-%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%80%D0%BE%D1%83-%D0%BA-vii/
http://iskusstvoed.ru/2017/10/22/%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%B7-%D1%8D%D1%85%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%B0-%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B5-%D0%B2%D0%B8%D0%BB/
Большая Советская Энциклопедия
ARTYX.ru
http://www.turizm.ru/norway/oslo/places/muzej_korablej_vikingov/
https://foto-history.livejournal.com/10088815.html
https://nordiz.wordpress.com/2014/09/10/%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B8-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C-1-%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%B5/
https://pda.coollib.com/b/352743/read
http://victor.com.ua/sweden/uppsala/is.htm