Слайд 1Проект «Золотая хохлома»
Шарова Светлана Владимировна
Слайд 2Название проекта: Золотая хохлома
1. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по
проекту: изобразительное искусство.
2. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: трудовое обучение, окружающий мир.
3. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 9-10 лет
4. Тип проекта: учебно - исследовательский
5. Цели проекта: - познакомиться с возникновением народного промысла
Современное использование Хохломы
6. Задачи проекта.
- выяснить, нужна ли сегодня Хохлома?
Слайд 31)Введение
2) Основная часть:
Где зародилась Хохлома;
Легенды о хохломе, первые мастера:
Сколько лет
«золотой» посуде;
Как изготавливают предметы народного промысла;
Узоры и орнамент хохломы;
Благодаря каким свойствам Хохлома остаётся любимой и в настоящее время
Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, презентация.
Слайд 4 Актуальность проекта.
Проект имеет особую значимость, так как сейчас идёт возрождение
народных промыслов. Мы хотели узнать, готовы ли учащиеся 3-4 классов освоить элементы росписи хохломы, и использовать эти навыки в повседневной жизни
Слайд 6Этапы работы над проектом.
Определение темы работы над проектом
Постановка проблемы. Выявление её
актуальности.
Сбор и систематизация материалов в соответствии с темой.
Исследование. Анализ полученных знаний, подведение итогов, оформление результата.
Представление проекта
Слайд 7I. Введение.
Наш учебно-исследовательский проект посвящен русскому народному промыслу «Хохломе». Однажды,
на кружке ,учитель познакомила нас с народными промыслами: мы посмотрели фильм о народных промыслах, альбомы, работы мастеров.
Больше всего мне понравились узоры «Хохломы» - они очень яркие, теплые. Мне захотелось узнать больше о том, как создавался этот вид искусства и нужна ли сегодня Хохлома.
Слайд 8II. Основная часть.
1. Где зародилась Хохлома.
Меня заинтересовал вопрос: Откуда возникла
традиция росписи? Хохломской промысел был основан в Заволжье, на территории Нижегородской области. Жители селений Новопокровское, Виноградово, Мокушино, Большие и Малые Хрящи, Семино, Кулигино, Скородумово, Воротнево, Шабашево, Медвежково, Рассадино, Скоробогатово и других, расположенных по берегам реки Узолы, испокон веков занимались окраской деревянной точеной посуды. Деревянная посуда была очень доступной, простой в использовании и удобной.
2. Легенды о Хохломе.
Еще совсем недавно в сёлах Нижегородской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.
Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь, поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам не забывал пшена насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг птица-жар прикоснулась своими крыльями к чашке, и чашка стала золотой.
Слайд 9 3.Сколько лет «золотой» посуде?
Русский народный промысел считается легендарным не только
в Русской культуре, но и во всё мире и существует он более трёхсот лет. Мне захотелось самой создать какое – либо изделие с росписью Хохлома. Конечно же, для этого надо знать технологию производства. Я изучала её вместе с педагогом.
4. Как изготавливают предметы народного промысла
Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски – заготовки из дерева. Затем мастер встаёт за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придаёт заготовке нужную форму. Так получается основа – «бельё» (неокрашенные изделия) – резные ковши и ложки, поставцы и чашки.
После сушки бельё грунтуют жидкой очищенной глиной – вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие сушат 7-8 часов и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы. Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирают в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность её росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза
Слайд 11Следующий этап – лужение., то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого
порошка. Выполняют его также вручную тампоном. После лужения предметы приобретают красивый бело – зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи – красный и чёрный, но для оживления узора допускаются и другие – коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком.(с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160. До образования масляно – лаковой плёнки золотого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
Слайд 15Заключение
В заключении мы спросили себя: «Что нового мы узнали о Хохломе?»,
«Для чего нужна моя работа?». Главное, мы глубже познакомились с русским прикладным искусством, нам стали ближе и дороже традиции нашего народа и страны. Мы испытываем чувство гордости, потому что именно в России создана такая милая сердцу Хохлома.
Традиции этого искусства живы и находят своё применение в современном мире: с любовью мастера расписывают хохломской росписью предметы быта, машины, мебель. И нет такого человека, который бы остался равнодушным к русской сказке!
Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты как душа у народа красива! Ты, как и люди, служишь Отчизне!»
Слайд 21Интернет-ресурсы
http://gifakt.ru/archives/index/derevyannaya-posuda-rusi/
http://www.likar.info/zdorovoe_pitanie_i_dieti/article-60962-oda-pshennoy-kashe/
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/s/skaz.html
http://scorpionse.ucoz.ru/index/pticy_animacija_gif/0-139
http://lilou53.eklablog.com/tubes-oiseaux-a2499497
http://www.xxlbook.ru/offerlab154959.aspx
http://www.liveinternet.ru/users/4426983/post249339492/
http://www.liveinternet.ru/users/5291362/post275455928/
http://lenagold.ru/fon/clipart/v/vflo23.html
http://antalpiti.ru/risovanie/russkaya-rospis/hohloma/shablony-dlya-rospisi/ http://www.booksite.ru/trade_vologda/15_picture9.html http://www.rusvelikaia.ru/posuda/drugoe.html
http://dobryhruk.cultnet.ru/pages.php?pid=241