Слайд 2Актуальность
Актуальность темы. В условиях современного развития общества огромную значимость приобретает планирование
карьеры выпускника, поиск своей ниши на рынке труда. Этому способствует анализ внутреннего потенциала выпускника (молодого специалиста) - («самоисследование» или маркетинговая оценка потенциала индивида - изучение набора собственных личностных характеристик индивида (тип личности, культурные и поведенческие установки, ценности и интересы), на основе которых определяются так называемые «карьерные якоря» — что и почему человек желает получить в конечном счете от профессионального развития своей карьеры.
Эффективному трудоустройству выпускника способствует его самоопределение еще на этапе обучения в ВУЗе. В ходе обучения студентов в высших учебных заведениях, на каждом этапе их обучения наблюдается различный уровень профессионального самоопределения. В основе профессионального самоопределения лежит определенный уровень мотивации, который формирует установки на самореализацию в определенной сфере деятельности.
Важность развития личностных качеств выпускника ВУЗа подтверждается рядом исследований [1]. От качества сформированности личностной и профессиональной стороны деятельности будущего профессионала зависит эффективность обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
Сегодня значимость приобретает компетентностный подход в системе профессионального образования, который предусматривает постепенную переориентацию с трансляции необходимого набора знаний на формирование навыков, способных помочь в создании условий для овладения комплексом компетенций, адаптирующего студента к действительности.
Следует учитывать при этом, что профессиональная компетенция – способность к выполнению основных видов профессиональной деятельности и профессиональных задач в условиях деятельности. Следовательно, в состав профессиональных компетенций можно включить следующие группы компетенций: общепрофессиональные, личностные и специализированные [1].
Слайд 3Проблема исследования. Актуальной проблемой является своевременный анализ внутреннего потенциала выпускника, а
также анализ ситуации на рынке труда, требований работодателей. Важна своевременная разработка стратегии и тактики внедрения на рынок труда [4].
Гипотеза исследования состоит в том, что успешность дальнейшей профессиональной деятельности зависит эффективности маркетингового анализа потенциала выпускника и требований работодателей, а также поиск эффективных способов внедрения на рынок труда.
Предмет исследования: самооценка собственного внутреннего потенциала.
Практическая значимость. Результаты могут быть полезны при освоении рынка труда, поиске работы, трудоустройстве. Результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности профессиональной подготовки студентов высших учебных учреждений. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке лекций, практических и семинарских занятий для студентов учебных учреждения.
Слайд 4Цель исследования: изучить собственный маркетинговый потенциал и определить «рыночную нишу» для
применения своих профессиональных способностей на рынке труда.
Задачи исследования:
1. Провести анализ собственного внутреннего потенциала («самоисследование» или маркетинговая оценка потенциала индивида).
2. Осуществить поиск «рыночной ниши» для применения своих профессиональных способностей.
3. Провести анализ внешних характеристик рынка для реализации трудовых способностей, профессиональных знаний и приобретенных компетенций.
4. Произвести разработку стратегического плана действий по достижению карьерных целей.
5. Разработать стратегию проникновения на целевой рынок и составить тактический план действий для проникновения на рынок труда.
Объект исследования: маркетинговая оценка внутреннего потенциала выпускника.
Слайд 5Для того чтобы выработать факторы успешности выпускника, необходимо охарактеризовать следующие показатели:
Мастерство
Опыт,
возраст, пол
Профессионализм/квалификация
Коммуникабельность
Мотивация тренерской деятельности
Интеллектуальные характеристики
Творческий потенциал
Нравственные качества
Ведущие ценности
Модус профессиональной жизнедеятельности (модус обладания, модус власти, модус служения)
Психологическая устойчивость
Воля
Влиятельность/авторитет
Влиятельность и воздейственность тренера (стиль руководства)
Слайд 6Определили возможные рынки «потребителей» профессиональных знаний и навыков: органы госслужбы, муниципальной
службы, подведомственные учреждения, малый бизнес, коммерческие структуры.
Лидирующее положение занимает химическая отрасль. Темп роста объема производства здесь составил 168 процентов. Тем не менее, многие химические заводы находятся в трудном финансово-экономическом положении. Хотя следует отметить, в первом полугодии произошли некоторые позитивные изменения. Выполнена большая часть экспортного заказа по основной продукции, что позволило увеличить объем производства товарной продукции в 3,8 раза к соответствующему периоду прошлого года.
В результате исследования ситуации на местном рынке труда установлено, что современное состояние органов государственной службы занятости на местном рынке труда характеризуется следующими тенденциями развития: увеличением обращений населения в органы службы занятости за содействием в поиске работы при одновременном снижении общей и регистрируемой численности безработных по данным обследования рабочей силы; увеличением количества вакансий, заявляемых в органы службы занятости работодателями и низкой степенью их заполняемости при содействии городской службы занятости. При этом рост численности граждан, трудоустраиваемых органами службы занятости, происходит на фоне снижения трудоустройства на постоянную работу и увеличения трудоустройства на временную работу.
Слайд 7Анализ тенденций развития местного рынка труда позволяет сделать вывод о том,
что трудности в деятельности городской службы занятости вызваны, прежде всего, дисбалансом спроса и предложения рабочей силы, который вызван, прежде всего, недостаточной квалификацией работников и завышенными запросами работодателей к нанимаемой рабочей силе.
В исследовании рассмотрены вопросы деятельности негосударственных рекрутинговых организаций и выявлены следующие тенденции: увеличение количества частных организаций по трудоустройству, особенно, тех из них, которые занимаются подбором персонала для работодателей на региональном и местном рынках труда; увеличение численности постоянных клиентов-работодателей и уменьшение разовых заказчиков-работодателей; увеличение общего количества поступающих в негосударственные организации сведений о вакансиях с одновременным увеличением численности граждан, обращающихся в целях поиска работы в эти организации. В отличии от государственных органов службы занятости у негосударственных рекрутинговых организаций в настоящее время наблюдается положительные тенденции области подбора персонала для работодателей [3].
Однако одновременно с положительными результатами деятельности частных организаций по трудоустройству выделены и проблемы, которые связаны прежде всего с: подбором и обучением сотрудников, работающих в агентствах; повышением эффективности и качества, предоставляемых услуг; созданием и поддержанием банков данных вакансий и специалистов; несоответствием спроса и предложения рабочей силы (обилие кандидатов, не соответствующих требованиям работодателей).
Слайд 8
Среди основных направлений поиска «рыночной ниши», можно выделить следующие приоритетные действия
[2]:
- взаимный обмен информацией о состоянии рынков труда;
- проведение совместных мероприятий, встреч, семинаров;
- организация и проведение совместных ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- обмен банками данных специалистов и вакансий;
- обращение в центры занятости и рекрутинговые агенства;
- организация дополнительного обучения, повышения квалификации.
Слайд 9Перед посещением потенциального работодателя, рекомендуется тщательно проработать различные варианты трудоустройства и
следовать тактическому плану [4].
Слайд 10Тактический план действий
Шаг первый: Будьте самим собой. Мощный персональный бренд должен
быть аутентичным/уникальным, он должен вызывать доверие.
На первом этапе, признайте Вашу индивидуальность и неповторимость. Оцените ваши навыки и сильные стороны.
Всегда ищите возможность дополнительного образования, получения дополнительных навыков, посещения курсов, особенно в тех областях, где ваши знания не так сильны.
Шаг второй: Экспертиза
Чем бы Вы хотели прославиться?
Чем вы известны на сегодняшний день?
Какие навыки и способности отличают Вас от других? Какие нуждаются в доработке и развитии?
Определите, что является для вас истинными мотиваторами, какие черты Вашей личности помогают Вам в достижении ваших целей. Соберите побольше информации о Вашем бренде у людей, которые Вас окружают, и будьте готовы использовать эту информацию как дорожную карту на пути к новым достижениям.
Шаг третий: Определите свою целевую аудиторию
Определите свой целевой рынок: цель успешного брендинга – это завоевание долгосрочного расположения потребителя. Так как Вы создаете Ваш собственный бренд, Вы должны определиться с рынком и работать в этом направлении. Вам стоит продвигать себя тем людям, которые действительно хотят больше узнать о вас и вашем профессионализме.
Определите целевую аудиторию, это поможет вам более эффективно тратить ваши силы и энергию на создания собственного бренда.
Станьте заметным и оставьте хорошее впечатление на целевом рынке, позаботившись о том, чтобы впечатление о Вас было максимально сильным и ярким.
Слайд 11Шаг четвертый: Будьте осведомлены о своих конкурентах
Шаг пятый: Будьте готовы
рисковать
Составьте список отзывов Ваших знакомых о вас. Воспринимают ли они Ваш бренд так, как Вы ожидали? Если есть несоответствия, это может дать вам пищу для размышлений о том, где необходимо внести изменения
Узнайте, что думают о Вас Ваши коллеги. Каковы последние результаты оценки Вашей эффективности на работе? Учтите обратную связь (формальную и неформальную) от коллег и руководителей при создании личного бренда.
Ваш бренд должен быть подкреплен вашим опытом и достижениями. Определите Ваши ключевые навыки и личностные черты и попросите хорошо знакомого Вам человека (или нескольких человек) сделать то же самое. Проведение сравнительный анализ результатов и доработайте Ваш бренд в соответствии с выводами.
Шаг шестой: Создайте личностный профиль бренда.
Как только вы определились с атрибутами бренда, вы можете начать заявлять свой бренд, отражающий всю совокупность Вашего ценностного предложения. Brand statement (основное утверждение/заявление бренда) сочетает в себе совокупность Вашей ценности для целевой аудитории.
Утверждение бренда должно привлечь внимание аудитории, бренд должен быть уникальным и запоминающимся. Будьте кратки и убедительны, используйте яркие простые глаголы.
Наличие кратко и грамотно изложенной информации поможет Вашему потенциальному работодателю в принятии верного решения и позволит ему удерживать в памяти все Ваши сильные стороны.
Качественно представленный бренд содержит информацию о том, какую именно работу Вы ищете и какие уникальные навыки, и опыт Вы желаете привнести с целью дальнейшего развития целевой компании.
Слайд 12Шаг седьмой: Продвигайте Ваш бренд
Создайте промо материалы для коммуникации с
работодателем. Поработайте над тем, чтобы слить воедино весь инструментарий Вашего брендинга: обычно он состоит из резюме, сопроводительного письма, вэб-визитки или веб-сайта, на котором Вы можете перечислить все проекты и мероприятия, в которых вы принимали участие.
Управляйте Вашим онлайн-имиджем. все большее количество работодателей принимают окончательное решение о найме кандидата, используя LinkedIn, поиск информации в Google и социальные сети. При помощи социальных сетей блогов и прочих инфо ресурсов Вы можете гораздо более эффективно продвигать себя.
Шаг восьмой: Развивайте антрепренерские навыки
Если Ваш бренд существует либо с Вашим активным участием, либо без него, то почему бы не сделать его именно таким, каким Вы хотите его видеть?
Бренд – это не только Ваши слова. Они должны быть подкреплены Вашим опытом и достижениями.
Найдите и объедините все положительные отзывы о Вас. Здесь Вы являетесь маркетинг директором собственной личности, но помните, ключевую роль играет то, что другие говорят о Вас.
Повысьте свою узнаваемость и будьте заметны, участвуя в организации профессиональных мероприятий и публичных выступлениях.
Шаг девятый: Визуализируйте Ваш бренд, говорите о нем, заставьте его работать
Начните жить Вашим брендом. Говорите о нем другим, просите их распространять эту информацию.
Шаг десятый: Соответствуйте Вашему бренду!
Личностный бренд – это не одноразовое мероприятие. Это непрерывный процесс, являющийся частью процесса управления Вашей карьерой. Даже самый сильный личностный бренд может со временем устареть либо потерять актуальность. Бренд должен постоянно обновляться для того, чтобы полностью соответствовать Вашим текущим целям и задачам.
Необходимо постоянно адаптироваться к изменениям на рынке труда. Исследуйте окружающую среду Вашего бренда и вносите необходимые изменения в соответствии с изменениями целевого рынка.
Очень важно постоянно проводить оценку вашего бренда, чтобы он соответствовал запросам целевой аудитории. Продолжайте пополнять список Ваших навыков и промо материалов с учетом Вашего личностного и профессионального роста.