Слайд 1Применение системно-деятельностного подхода в обучении школьников
Слайд 2Актуальность темы
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний,
составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний, заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться.
Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.
Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента интерпретации данных и проведения исследования.
Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным.
Слайд 3
Из доклада международной комиссии по образованию для 21 века
Качество образования на
современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации, как «научение жить здесь и сейчас».
В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор).
Учиться знать подразумевает, что учащийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы.
Учиться делать фокусируется на практическом применении изученного.
Учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество.
Учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал.
По сути дела Жак Делор определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.
Слайд 4Основные цели и задачи обучения
Перед нами ставятся задачи:
научить получать знания
(учить учиться)
научить работать и зарабатывать (учение для труда)
научить жить (учение для бытия)
научить жить вместе (учение для совместной жизни)
Всё вышеперечисленное и не только это побудило органы государственной власти к разработке и внедрению образовательных стандартов второго поколения.
Принципиальным отличием этих стандартов является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
В основу Стандарта положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Слайд 5
формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование
социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Естественно, возникает вопрос: что такое системно-деятельностный подход?
Слайд 6Сущность системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором
главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность учащихся. В процессе деятельности учащийся осваивает универсальные учебные действия (УУД), развивается как личность. (Основные виды УУД – коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные (слайд)).
Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность. Перед учителем встает вопрос: Какими средствами реализовать системно-деятельностный подход. Обратимся к теории данного подхода.
Любая образовательная система имеет свои корни, свой психолого-педагогический фундамент, свою научную школу. Системно-деятельностный подход ориентируется на отечественную советско-российскую психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского. Его ученики и последователи – Алексей Николаевич Леонтьев, Петр Яковлевич Гальперин, Даниил Борисович Эльконин, Василий Васильевич Давыдов, Александр Григорьевич Асмолов и другие известные ученые, методисты – в течение полувека смогли разработать эту основу, на которой может строиться современная российская школа.
Слайд 7Структурные элементы деятельности ребенка с позиций системно-деятельностного подхода
Слайд 8
Принципы, лежащие в основе системно-деятельностного подхода
1) Принцип деятельности - заключается в
том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Слайд 9Сравнение традиционного урока и урока в режиме деятельностного подхода
Слайд 10Технология деятельностного подхода
Слайд 11Применяемые педагогические технологии
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных
поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя. И наиболее актуальными становятся педагогические технологии, основными чертами которых выступают:
процессуально-целевая ориентация;
относительная целостность;
ориентация учащихся на самостоятельное освоение нового опыта, развитие своих познавательных возможностей;
представление процесса обучения как творческого поиска решения познавательных задач;
познавательная рефлексия;
активная позиция учащегося в процессе обучения (самостоятельный выбор вариантов решения, принятие решений, оценочная деятельность);
позиция педагога как «партнёра по учебному исследованию»; измеряемость и воспроизводимость результатов.
Слайд 12Перечень основных технологий обучения
Это такие технологии, как
Проблемно-диалогическая технология
Основным средством развивающих
технологий становятся продуктивные задания.
Технология развития критического мышления
Кейс-технология
Исследовательская технология обучения
Информационная технология
Адаптированная система обучения (АСО) – работа в группах и в парах
Проблемно-развивающая технология
Рейтинговая технология
Технология модульного обучения
Технология коллективного способа обучения (авторская)
Здоровье-сберегающая технология
Личностно-ориентированная технология
Технологии игрового обучения
В отличие от традиционного обучения, где дидактические игры выполняют вспомогательную роль (иллюстрации, стимулирование интереса, эмоционально-привлекательный фон), в развивающем обучении учебная игра моделирует процесс исследования реальной или имитационной проблемной ситуации, самостоятельного принятия решения в соответствии с правилами игры, а также оценочную деятельность при анализе принятых решений и достигнутых результатов (в том числе учебных).
Слайд 13Выводы
Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира.
Учебная задача – задача, решая которую ребёнок выполняет цели учителя.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально-ценностная оценка – формирование мировоззрения.
Задача школы – не дать объём знаний, а научить учиться.