Слайд 1Изучение и реконструкция русского народного костюма
Презентация подготовлена для занятий
в творческом
объединении «Художественная вышивка»
педагогом дополнительного образования Коротковой Н.Ф.
Слайд 2Русский народный костюм
На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и
особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа.
Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия.
На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит.
В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.
Слайд 4Особенности русского народного костюма
Основным отличием национального костюма была многосоставность/многослойность, богатство отделки
и простой, прямой или слегка расклешенный силуэт.
Талия не подчёркивалась.
Цвета в основном были яркими, радостными.
При всём обилии различной одежды, на Руси выделялись несколько основных комплектов русского женского костюма:
сарафанный комплект (северно-русский)
понёвный комплект (южнорусский, более древний).
Слайд 5Рубаха
Рубаха всегда была основой женского наряда, она была изо льна или
хлопка, а более дорогие — из шёлка.
Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой и тесьмой. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи.
Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма вышивки в разных губерниях отличались друг от друга и имели ярко выраженные особенности.
Слайд 6Сарафан
Сарафан был основной одеждой северно-русских областей.
Сарафаны были нескольких видов: глухие,
распашные, прямые.
Самыми популярными цветами были тёмно-синий, зелёный, красный, голубой, тёмно-вишневый.
Праздничные и свадебные сарафаны шили в основном из парчи или шелка, а повседневные из грубого сукна или ситца.
Слайд 7Душегрея
Поверх сарафана одевалась короткая душегрея.
Для крестьян душегрея была праздничной одеждой,
а для знати повседневной.
Душегрейка шилась из дорогих, плотных тканей: бархата, парчи.
Слайд 8Понёва
Подол понёвы украшался узорами и вышивкой, изготавливалась она, как правило, из
полушерстяной ткани в клетку.
Понёва одевалась на рубаху, и оборачивалась вокруг бёдер, а на талии её держал шерстяной шнур (гашник).
Понёва (набедренная одежда, типа юбки) была обязательной принадлежностью костюма замужней женщины.
Она состояла из трёх полотнищ, была глухой или распашной.
Слайд 9Передник
Поверх рубахи, поневы или сарафана надевали передник, который получил название «завеска»,
«занавеска», «запон».
Его шили из полотнища холста, перегнутого пополам, в месте сгиба делали прямоугольной формы вырез для головы.
Спинка была укорочена, иногда с отверстием «окошечком».
«Занавески» были с длинными рукавами и без рукавов.
«Занавески» на кокетке - более поздняя замена старинного туникообразного передника.
Слайд 10Головные уборы
Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных
уборов.
Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.
На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин.
Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.
А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором.
Слайд 11Головные уборы
Девичьи головные уборы
Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные
жгутом платки.
Слайд 12Головные уборы
Женские головные уборы
Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин.
По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус).
Кика полностью закрывала волосы; впереди у неё была твёрдая часть в формы лопатки или рогов.
Поверх кики надевалась нарядная сорока из вышитой ткани, а сзади кики – позатыльник из бисера.
Кика
Слайд 13Головные уборы
Женские головные уборы
Кокошник был парадным головным убором замужней женщины.
Кику
и кокошник замужние женщины одевали, когда выходили из дома, а дома носили, как правило, повойник (чепец) и платок
Кокошник
Слайд 14В русском народном костюме существовало чёткое деление на повседневный и праздничный
наряд.
Повседневный костюм был максимально простым, он состоял из самых необходимых элементов.
Для сравнения, праздничный женский костюм замужней женщины мог включать в себя около 20-ти предметов, а повседневный всего 7.
Повседневная одежда шилась обычно из более дешёвых тканей, чем праздничная.
Рабочая одежда была похожа на повседневную, но существовала и специальная одежда, именно для работы.
Такая одежда шилась из более прочных тканей.
Интересен тот факт, что рабочая рубаха для жатвы (жатвенная) была богато украшена и приравнивалась к праздничной.
Ещё существовала так называемая обрядовая одежда, которую носили на свадьбу, похороны, в церковь.
Слайд 15Итог:
Изучив особенности русского народного женского костюма мы смогли сделать вот таких
кукол