Слайд 1Воспитание эстетического вкуса посредством ручного труда.
Слайд 2Сущность эстетического воспитания, его содержание, цели и задачи
Как и любая деятельность
– эстетическое воспитание имеет свою цель. Следует различать ближайшую и конечную цели.
Ближайшая цель эстетического воспитания состоит в формировании правильного эстетического отношения к тем или иным явлениям деятельности, такое воспитание эстетических чувств, понятий, суждений, взглядов, которое оказывает влияние на культуру поведения человека, будь то ребенок или взрослый.
Правильное эстетическое отношение к явлениям действительности означает: любовь и интерес к природе, искусству, развитие способности как в области эстетического восприятия и суждения, так и овладении умениями отдельных видов искусства (пение, рисование, чтение, танец и т.д.).
Конечная цель эстетического воспитания заключается в воспитании, обучении и подготовке всесторонне развитого и всесторонне подготовленного человека.
Определяют следующие задачи эстетического воспитания:
Во-первых, формирование эстетической культуры личности является важнейшей задачей эстетического воспитания, которое выступает как важная составная часть воспитания. В ней подразумевается передача подрастающему поколению всего накопленного человеком опыта чувственно-эмоциональной и интеллектуальной жизни.
Слайд 3Разносторонность и богатство знаний об эстетическом освоении человеком природы, о самом
себе, о мире художественных ценностей - основа формирования широких интересов, потребностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность
Слайд 4Во-вторых, задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний
и развития способностей таких социально-психологических качеств личности, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Это – задача развития эмоционально-чувственной сферы жизни человека, которая обеспечивает широту и разнообразие чувственных контактов воспитуемого с внешним миром. В-третьих задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетически творческих способностей. Главное состоит в том, чтобы воспитывать, развивать такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного создателя, творца эстетических ценностей, которые позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его по законам красоты.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность.
Таким образом, задача , стоящая передо мной как перед педагогом – обеспечить необходимую эстетическую подготовку воспитанников, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.
Слайд 6Эффективным средством формирования и развития нравственных качеств обучающихся является декоративно-прикладное искусство.
Работа
с различными материалами рассматривается как учебный предмет, призванный духовно обогащать, интеллектуально и эмоционально развивать, как обучающихся, так и педагога, способного решать воспитательные и развивающие задачи образования.
Наиболее актуальной проблемой, интересующей педагогов, сегодня является развитие творческих способностей детей и подростков в рамках различных видов художественной деятельности. Несмотря на то, что проблема формирования эстетического вкуса и нравственных качеств находит широкое освещение в научно-методической литературе, она остается остро актуальной и в наше время.
Декоративно-прикладное искусство наиболее тесно связано с повседневной жизнью и бытом каждого человека . С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Именно поэтому выработка у детей способности чувствовать и понимать утилитарные и эстетические начала декоративно-прикладного искусства, сознательно воспринимать это искусство, квалифицированно пользоваться предметами этого искусства имеет огромное значение для формирования культуры быта, культуры труда, культуры человеческих отношений.
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в ребенке его эстетического отношения к действительности.
Формирование эстетического вкуса – одна из важнейших задач педагогической теории и практики художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения, которая входит в культурную проблему формирования гармонично развитого человека.
Слайд 7В процессе декоративно-прикладного творчества имеются большие возможности для эстетического развития личности.
Такие возможности заключены в содержании программного материала, в организации процесса обучения, в его формах и методах. Хотя в программе по декоративно-прикладному творчеству не выделены конкретные эстетические понятия, работа над понятиями красоты, гармонии, меры осуществляется на каждом занятии. Чтобы научить ребенка понимать и ценить прекрасное, надо самому ребенку «побыть автором». Собственный творческий опыт является лучшим ключом к постижению прекрасного. Таким образом, занятия по декоративно-прикладному искусству представляют собой уникальную возможность для формирования у детей основ художественно-эстетической культуры.
Главным помощником в деле художественно-эстетического воспитания личности ребенка на занятиях по декоративно-прикладному искусству становится сегодня прежде всего народное искусство, во множестве своих проявлений окружающее любого с ранних лет. Оно помогает восстановить гармонию духовной жизни ребенка, разрушенную формально-логичекими способами изучения и изложения материала, акцентированием внимания на развитие абстрактного, теоретического мышления.
Введение в обучение материалов по декоративно-прикладному искусству позволяет приобщить детей к ценностной народной культуре, к нравственным основам народного миропонимания. Это актуальный, значимый аспект в деле воспитания подрастающего поколения.
Слайд 8Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого
раннего возраста в условиях социального окружения . В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.
Нравственно-эстетическое воспитание детей на занятиях декоративно-прикладным искусством обеспечивается с помощью разнообразных методов:
метод побуждения к сопереживанию;
метод убеждения при формировании первоначальных проявлений эстетического вкуса;
метод поисковых ситуаций, побуждающих детей к самостоятельным действиям, к творчеству.
Слайд 9Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом – и этим наиболее отлична
она от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает дитя. Дитя любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Ребенку совершенно чужда черта, столь часто встречающаяся у взрослых: дитя не знает нашего сосредоточения на одном - двух видах искусства – оно любит все виды искусства. Среди взрослых не мало людей, которые поклоняются прекрасному, когда оно предстает лишь в определенной форме – одни любят поэзию и равнодушны к музыке, к живописи, другие любят живопись, скульптуру, но не любят поэзии и т.д. Дети же любят все прекрасное – и эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в универсальности эстетической активности у детей: они любят, и рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества.
Слайд 10 Деятельность детей, связанная с искусством, всегда должна
быть непринужденной, на сыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность.
Эстетическое воспитание осуществляется на следующих принципах:
тесная связь с искусством;
индивидуальный подход к детям, основанный на влиянии их различий и определения оптимальных путей развития эстетических интересов и творческих способностей каждого ребенка;
«всеобщность» эстетического воспитания и занятий с детьми декоративно-прикладным творчеством, т. е. этим должны быть охвачены все дети без исключения;
направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта детей, формирование у них сенсорных способностей в различных видах художественной деятельности.
Действительно, нельзя научить ребёнка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.
Прививая детям чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления, педагог стремится, прежде всего, сформировать у них своё отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. Именно формирование своего отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание.
Это даёт основание говорить о формировании у ребёнка в процессе воспитания и обучения нравственно-эстетического отношения. В ходе его формирования ребёнок приобретает:
первоначальный эмоциональный опыт, помогающий ему ориентироваться в разнообразных художественных произведениях; впервые нравственные представления, регулирующие отношения между окружающими его людьми;
способность к эмоциональному переживанию, одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого в жизни и искусстве как способе её отображения;
Слайд 11первоначальный эмоциональный опыт, помогающий ему ориентироваться в разнообразных художественных произведениях; впервые
нравственные представления, регулирующие отношения между окружающими его людьми;
способность к эмоциональному переживанию, одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого в жизни и искусстве как способе её отображения;
Слайд 12первоначальный эмоциональный опыт, помогающий ему ориентироваться в разнообразных художественных произведениях; впервые
нравственные представления, регулирующие отношения между окружающими его людьми;
способность к эмоциональному переживанию, одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого в жизни и искусстве как способе её отображения;
первоначальные морально-нравственные понятия, основу для последующего формирования ценностных ориентаций;
первоначальные морально-нравственные понятия, основу для последующего формирования ценностных ориентаций;
возможность применения полученных знаний, что проявляется в поступках, культуре поведения в конкретных жизненных ситуациях.
Процесс нравственно-эстетического воспитания сложен и многогранен. Однако в нём могут быть выделены некоторые главные моменты, составляющие как бы основную схему, модель этого процесса. Первым компонентом модели можно назвать формирование у ребёнка эмоционально-нравственного отношения. В процессе приобщения детей к искусству педагог так организует свою деятельность, чтобы дать им возможность эмоционально пережить произведение. Слушая сказку, разглядывая картину, смотря спектакль, ребёнок ставит себя на место героя, становится как бы участником действия, сопереживает.
Педагог активно поддерживает стремление ребёнка к прекрасному, доброму, воспитывает в нём нетерпимость к злу, веру в победу справедливости. В результате у детей формируется потребность помочь другому в беде, стремление преодолеть и наказать зло, появляется страстное желание быть красивым, умным, добрым, похожим на понравившегося героя произведения. Поведение, поступки, мысли, даже речь героя надолго остаются эталоном для организации собственного поведения ребёнка в окружающей среде, источником создания определённых игровых ситуаций.
Слайд 13В качестве второго компонента рассматриваемой модели выступает формирование у ребёнка способности к
самообучаемости в нравственно-эстетической сфере. Это важная способность, которая должна формироваться у каждого ребёнка в различных видах деятельности. Цель педагога состоит не только в том, чтобы передать детям определённую сумму знаний, сколько научить их учиться. Формирование способности к самостоятельности в учении (самообучению), самоконтролю дает возможность ребёнку правильно организовать свою поисковую деятельность, самостоятельно находить новые знания, усваивать их. В области искусства ребёнок учится самостоятельно конструировать художественный образ, находить выразительно-изобразительные средства для передачи этого образа, действует с этим образом в воображаемой ситуации, экспериментирует.
К. Д. Ушинский писал: «Умственный труд едва ли не самый трудный для человека. Мечтать легко и приятно, но думать трудно».
Слайд 14Педагог должен всемерно развивать познавательную активность учащихся, создавая творческую атмосферу в
коллективе. Необходимо дать обучающимся почувствовать смысл и красоту умственного труда, привить вкус к самостоятельному мышлению.
Третий компонент – формирование индивидуальных нравственно-эстетических свойств личности. В эстетике такие индивидуальные качества объединяются понятием «эстетический вкус».
Хороший эстетический вкус – способность получать наслаждение от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное, а также потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, в поведении, в быту, в искусстве .