Слайд 1Изучение нумерации чисел учащимися с легкой степенью умственной отсталости
Слайд 2Актуальность темы
Для успешной социальной адаптации и интеграции в современном обществе человеку
необходимо владеть многими компетенциями. Важное значение среди них имеют математические компетенции, освоение которых вызывает значительные трудности у лиц с нарушениями интеллектуального развития.
Исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что при изменении условий обучения можно внести изменения в умственную деятельность детей (Л.В. Занков, А.А. Люблинская, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), в том числе и способствовать развитию у них обобщений и переходу на более высокую ступень - теоретических обобщений (В.В. Давыдов).
Процесс обучения при этом должен строиться так, чтобы в нем с самого начала создавались условия для овладения обобщенными знаниями, умениями, то есть проблема переноса знаний и умений должна предусматриваться и так или иначе решаться уже в самом начале обучения данным знаниям и умениям. Поэтому обобщение должно быть направлено не на сравнение формально одинаковых вещей, а на анализ существенной связи изучаемой системы и функций этой связи внутри данной системы.
В этих целях необходимо так структурировать учебный материал, чтобы усвоение знаний общего и абстрактного характера предшествовало знакомству с более частными и конкретными знаниями. То есть формирование основных понятий должно строиться как движение по спирали от центра к периферии, где в центре находится абстрактно-общее представление о формируемом понятии, а на периферии это общее понятие конкретизируется, обогащается частными представлениями и тем самым превращается в подлинно научно-теоретическое понятие. Важное значение в системе такого обучения имеет применение дедуктивного метода объяснения нового материала.
Слайд 3Методологическая основа исследования
Цель работы – рассмотреть особенности изучения нумерации чисел учащимися
пятых классов с легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования – процесс изучения нумерации чисел учащимися с легкой степенью умственной отсталости.
Предмет исследования – обучение арифметических основам учащихся с легкой степенью умственной отсталостью в 5 классе.
Задачи работы:
1) дать общую характеристику детей с умственной отсталостью,
2) раскрыть дидактические основы обучения арифметическим действиям учащихся с легкой степенью умственной отсталости,
3) изучить специфику изучения нумерации учащимися с легкой степенью умственной отсталости,
4) проанализировать значение использования абака при изучении нумерации чисел в работе с учащимися с легкой степенью умственной отсталости (на примере 5 класса).
Гипотеза: при изучении нумерации в пределах 1000 учащимися 5 класса с легкой степенью умственной отсталости будет протекать эффективнее в случае введения в экспериментальные работы дидактического пособия "Абак".
Методы исследования:
- изучение специальной литературы (методической, педагогической, дефектологической, психологической) по исследуемой проблеме,
- обобщение имеющегося опыта современной школы в рамках рассматриваемого вопроса,
- педагогический эксперимент,
- синтез.
Слайд 4
Психолого-педагогические особенности развития умственно-отсталых детей
Умственно отсталые дети - это дети, у
которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.).
Основы знаний закладываются в младших классах, и то, что будет упущено в этот период, трудно будет восполнить впоследствии. Поэтому обучению и воспитанию умственно отсталых детей младшего школьного возраста необходимо уделять особое внимание. Для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта необходимо знать особенности формирования их познавательных процессов.
Особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей очень детально изучены советскими психологами (И.М. Соловьев, К.И. Вересотская, М.М. Нудельман, Е.М. Кудрявцева). Замедленность темпа восприятий сочетается у умственно отсталых детей со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Эта слабость обозрения объясняется особенностями движения взора. То, что нормальные дети видят сразу, олигофрены - последовательно, пишет И.М. Соловьев. Узость восприятия мешает умственно отсталому ребенку ориентироваться в новой местности в непривычной ситуации. Недостаточная активность восприятия также имеет место быть.
Бедность наглядных и слуховых представлений, крайне ограниченный игровой опыт, малое знакомство с предметными действиями, а самое главное - плохое развитие речи лишают ребенка той необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление.
Недостаточность логического мышления проявляется в слабой способности к обобщению, олигофрены с трудом понимают любое явление в окружающем их мире. Переносный смысл фраз и слов понимается с трудом или не понимается совсем. Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер. Олигофрены сравнивают явления и предметы по внешним признакам. Мышление замедленно по темпу.
Уровень развития внимания у учащихся коррекционной школы весьма низок. Умственно отсталые дети смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает учитель. Переключаемость с одного вида деятельности на другой сильно затруднена. Произвольное внимание слабо выражено. Внимание отличается плохой фиксированностью на объекте, легко рассеивается.
Незрелость личности данной категории детей, обусловленная в первую очередь особенностями развития его потребностей и интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы. Для таких детей характерно недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции однообразны, мало дифференцированы, оттенки переживаний либо очень бедны, либо отсутствуют. Эмоциональные реакции в основном наблюдаются на раздражители, которые воздействуют непосредственно на человека. Недостаточный интерес к окружающему. Инициатива и самостоятельность со стороны олигофренов отсутствуют. Одновременно с этим они не способны подавлять аффекты. Часты сильные аффективные реакции по незначительному поводу.
Отмечается недоразвитие моторики. Движения бедные, однообразные, часто угловатые, бесцельные, замедленные. Может наблюдаться двигательное беспокойство, наличие содружественных движений (синкинезий). Коррекционно-педагогическая работа по умственному воспитанию детей с умственной отсталостью направлена на развитие устойчивости внимания и произвольной памяти, формирование восприятия, мышления и речи.
Слайд 5Направления воспитания умственно отсталых детей
Наиболее общими линиями, по которым должно идти
воспитание умственно отсталого ребенка в семье, являются:
- определение оптимальных отношений к ребенку родителей и других членов семьи;
- регулирование процесса формирования взаимоотношений с членами семьи и другими членами;
- специальная организация жизни, поведения, познавательной и трудовой деятельности ребенка;
- организация систематического обучения детей, направленного на коррекцию обнаруженных недостатков;
- содействие родителей школе в успешном решении задач, поставленных перед ними.
Слайд 6Направления коррекционной работы
1. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. С детьми проводиться
гимнастика для пальцев и кистей рук, упражнения с мелкими и сыпучими материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию различных видов застежек, шнуровке и т.д.
2. Развитие внимания и зрительного восприятия. Работа в данном направлении осуществляется последовательно: детей учат следить взглядом за перемещением предметов, обучают различать геометрические формы, воссоздавать целостное изображение предмета по образцу, сравнивать и выкладывать по линейке трафареты различных форм и размеров.
3. Формирование и развитие пространственной ориентировки. Детей учат сначала ориентироваться на различных плоскостях (доска, мольберт и т.п.), затем на листах бумаги, расставлять предметы (трафареты), следить за их перемещением и определять направления движений руки на листе бумаги.
4. Развитие слухомоторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка. Важно здесь научить детей воспринимать и дифференцировать предметы и явления по звуковым характеристикам, а затем выполнять различные графические задания.
5. Формирование базовых графических навыков. Детей обучают проводить различные линии по подражанию действиям педагога, а затем по предложенному образцу; копировать, дорисовывать, обводить, штриховать контуры предметов, выполнять задания по речевой инструкции на листах бумаги и в тетрадях.
Слайд 7Особенности обучения математике
Основные задачи изучения темы «Нумерация многозначных чисел» с учащимися
5 класса с легкой степенью умственной отсталости с легкой степенью умственной отсталости: сформировать понятие о новых разрядных единицах: миллионе - единице 1 разряда третьего класса, миллиарде - единице 1 разряда четвертого класса; закрепить принципы построения десятичной системы счисления, свойства натурального ряда чисел; учить использовать эти понятия при чтении, записи, счёте, сравнении чисел, разложении многозначных чисел на разрядные слагаемые, составлении чисел из разрядных слагаемых, анализе многозначных чисел.
Обучение необходимо начинать с подготовительного периода, в ходе которого проводится обобщение и систематизация знаний пятиклассников по нумерации чисел первой тысячи, миллиона. На этих числах закрепляются закономерности десятичной системы счисления, позиционный принцип записи чисел, свойства натурального ряда чисел; умения использовать эти знания при счете, чтении, записи, сравнении полных и неполных чисел; проводятся различные виды анализа чисел, в том числе и чисел, полученных от измерения величин (раздробление, укрупнение): нахождение суммы разрядных слагаемых, составление чисел из разрядных слагаемых.
Слайд 8Последовательность обучения
Опираясь на знания пятиклассников, учитель знакомит учащихся с нумерацией многозначных
чисел классов миллионов и миллиардов в следующей последовательности [19]:
1. Ознакомление с классно-разрядной структурой 9-12-значных чисел, закрепление представлений о классах и разрядах.
2. Образование, чтение, запись, десятичный состав 9-12-значных круглых чисел.
3. Образование, чтение, запись, десятичный состав полных и неполных 9-12-значных чисел.
4. Счёт в прямой и обратной последовательности числового ряда, от заданного до заданного числа в пределах класса триллионов.
5. Сравнение многозначных чисел.
Слайд 9Условия эффективности обучения
Рассмотрим условия, обеспечивающие эффективность обучения учащихся арифметическим действиям с
многозначными числами:
1. Успешное выполнение действий с многозначными числами возможно лишь на основе сформированных базовых знаний. Поэтому следует предварительно актуализировать, а в случае недостаточнойсформированности уточнить и закрепить необходимые для их усвоения знания, умения и навыки.
2. Для того, чтобы сформировать у умственно отсталых школьников целостные, упорядоченные знания и умения выполнения действий с многозначными числами целесообразно обучать их арифметическим действиям сразу на всем концентре многозначных чисел.
3. Совместное и одновременное изучение взаимнообратных действий обеспечит сознательное усвоение знаний, их системное качество: появление внутри данного информационного блока обратных связей, осуществление самоконтроля.
4. В целях повышения качества обучения целесообразно использовать метод перемежающегося противопоставления.
5. Для сознательного усвоения материала обучение необходимо проводить в условиях, повышающих мыслительную активность школьников, при обязательной регуляции деятельности со стороны речи.
6. Учитывая неоднородность усвоения арифметических действий с многозначными числами умственно отсталыми школьниками обучение должно носить дифференцированный характер.
7. При обучении арифметическим действиям с многозначными числами целесообразно использовать дополнительные символы, опираясь на которые умственно отсталые школьники будут лучше усваивать правила, последовательность действий алгоритмов и т.д. [44]
Слайд 10Заключение
Итак, при изучении темы «Изучение нумерации чисел учащимися пятых классов с
легкой степенью умственной отсталости» мы рассмотрели особенности изучения нумерации чисел учащимися пятых классов с легкой степенью умственной отсталости. Следовательно, цель работы достигнута. Достижение цели осуществлялось поэтапно.
Прежде всего, мы дали общую характеристику детей с умственной отсталостью, затем раскрыли дидактические основы обучения арифметическим действиям учащихся с легкой степенью умственной отсталости, далее мы изучили специфику изучения нумерации учащимися с легкой степенью умственной отсталости, а затем проанализировали опытным путем возможности использования абака при изучении нумерации чисел в работе с учащимися с легкой степенью умственной отсталости (на примере 5 класса). Таким образом, все намеченные задачи нами решены в полном объеме.
Основным выводом стало утверждение о том, что при изучении нумерации в пределах 1000 учащимися 5 класса с легкой степенью умственной отсталости будет протекать эффективнее в случае введения в экспериментальные работы дидактического пособия "Абак". Данное утверждение полностью совпадает с рабочей гипотезой, что и говорит о ее подтверждении.