Презентация, доклад по дополнительному образованию Изучение нумерации чисел учащимися с легкой степенью умственной отсталости

Содержание

Актуальность темыДля успешной социальной адаптации и интеграции в современном обществе человеку необходимо владеть многими компетенциями. Важное значение среди них имеют математические компетенции, освоение которых вызывает значительные трудности у лиц с нарушениями интеллектуального развития. Исследования отечественных и

Слайд 1Изучение нумерации чисел учащимися с легкой степенью умственной отсталости

Изучение нумерации чисел учащимися с легкой степенью умственной отсталости

Слайд 2Актуальность темы
Для успешной социальной адаптации и интеграции в современном обществе человеку

необходимо владеть многими компетенциями. Важное значение среди них имеют математические компетенции, освоение которых вызывает значительные трудности у лиц с нарушениями интеллектуального развития.
Исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что при изменении условий обучения можно внести изменения в умственную деятельность детей (Л.В. Занков, А.А. Люблинская, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), в том числе и способствовать развитию у них обобщений и переходу на более высокую ступень - теоретических обобщений (В.В. Давыдов).
Процесс обучения при этом должен строиться так, чтобы в нем с самого начала создавались условия для овладения обобщенными знаниями, умениями, то есть проблема переноса знаний и умений должна предусматриваться и так или иначе решаться уже в самом начале обучения данным знаниям и умениям. Поэтому обобщение должно быть направлено не на сравнение формально одинаковых вещей, а на анализ существенной связи изучаемой системы и функций этой связи внутри данной системы.
В этих целях необходимо так структурировать учебный материал, чтобы усвоение знаний общего и абстрактного характера предшествовало знакомству с более частными и конкретными знаниями. То есть формирование основных понятий должно строиться как движение по спирали от центра к периферии, где в центре находится абстрактно-общее представление о формируемом понятии, а на периферии это общее понятие конкретизируется, обогащается частными представлениями и тем самым превращается в подлинно научно-теоретическое понятие. Важное значение в системе такого обучения имеет применение дедуктивного метода объяснения нового материала.
Актуальность темыДля успешной социальной адаптации и интеграции в современном обществе человеку необходимо владеть многими компетенциями. Важное значение

Слайд 3Методологическая основа исследования
Цель работы – рассмотреть особенности изучения нумерации чисел учащимися

пятых классов с легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования – процесс изучения нумерации чисел учащимися с легкой степенью умственной отсталости.
Предмет исследования – обучение арифметических основам учащихся с легкой степенью умственной отсталостью в 5 классе.
Задачи работы:
1) дать общую характеристику детей с умственной отсталостью,
2) раскрыть дидактические основы обучения арифметическим действиям учащихся с легкой степенью умственной отсталости,
3) изучить специфику изучения нумерации учащимися с легкой степенью умственной отсталости,
4) проанализировать значение использования абака при изучении нумерации чисел в работе с учащимися с легкой степенью умственной отсталости (на примере 5 класса).
Гипотеза: при изучении нумерации в пределах 1000 учащимися 5 класса с легкой степенью умственной отсталости будет протекать эффективнее в случае введения в экспериментальные работы дидактического пособия "Абак".
Методы исследования:
- изучение специальной литературы (методической, педагогической, дефектологической, психологической) по исследуемой проблеме,
- обобщение имеющегося опыта современной школы в рамках рассматриваемого вопроса,
- педагогический эксперимент,
- синтез.

Методологическая основа исследованияЦель работы – рассмотреть особенности изучения нумерации чисел учащимися пятых классов с легкой степенью умственной

Слайд 4 Психолого-педагогические особенности развития умственно-отсталых детей
Умственно отсталые дети - это дети, у

которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.).
Основы знаний закладываются в младших классах, и то, что будет упущено в этот период, трудно будет восполнить впоследствии. Поэтому обучению и воспитанию умственно отсталых детей младшего школьного воз­раста необходимо уделять особое внимание. Для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта необходимо знать особенности формирования их познавательных процессов.
Особенности восприятий и ощущений умственно отсталых детей очень детально изучены советскими психологами (И.М. Соловьев, К.И. Вересотская, М.М. Нудельман, Е.М. Кудрявцева). Замедленность темпа восприятий сочетается у умственно отсталых детей со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Эта сла­бость обозрения объясняется особенностями движения взора. То, что нормальные дети видят сразу, олигофрены - последовательно, пишет И.М. Соловьев. Узость восприятия мешает умственно отсталому ребенку ориентироваться в новой местности в непривычной ситуации. Недостаточная активность восприятия также имеет место быть.
Бедность наглядных и слуховых представлений, крайне ограниченный игровой опыт, малое знакомство с предметными действиями, а самое главное - плохое развитие речи лишают ребенка той необходимой базы, на основе которой должно развиваться мышление.
Недостаточность логического мышления проявляется в слабой способности к обобщению, олигофрены с трудом понимают любое явление в окружающем их мире. Переносный смысл фраз и слов понимается с тру­дом или не понимается совсем. Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер. Олигофрены сравнивают явления и предметы по внешним признакам. Мышление замедленно по темпу.
Уровень развития внимания у учащихся коррекционной школы весьма низок. Умственно отсталые дети смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вслед­ствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает учитель. Переключаемость с одного вида деятельности на другой сильно затруднена. Произвольное внимание слабо выраже­но. Внимание отличается плохой фиксированностью на объекте, легко рассеивается.
Незрелость личности данной категории детей, обусловленная в первую очередь особенностями развития его потребностей и интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы. Для таких де­тей характерно недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции однообразны, мало дифференцированы, оттенки переживаний либо очень бедны, либо отсутствуют. Эмоциональные реакции в основном наблюдаются на раздражители, которые воздействуют непосредственно на человека. Недостаточный интерес к окружающе­му. Инициатива и самостоятельность со стороны олигофренов отсутствуют. Одновременно с этим они не спо­собны подавлять аффекты. Часты сильные аффективные реакции по незначительному поводу.
Отмечается недоразвитие моторики. Движения бедные, однообразные, часто угловатые, бесцельные, за­медленные. Может наблюдаться двигательное беспокойство, наличие содружественных движений (синкинезий). Коррекционно-педагогическая работа по умственному воспитанию детей с умственной отсталостью направлена на развитие устойчивости внимания и произвольной памяти, формирование восприятия, мышления и речи.

Психолого-педагогические особенности развития умственно-отсталых детей Умственно отсталые дети - это дети, у которых в результате органических

Слайд 5Направления воспитания умственно отсталых детей
Наиболее общими линиями, по которым должно идти

воспитание умственно отсталого ребенка в семье, являются:
- определение оптимальных отношений к ребенку родителей и других членов семьи;
- регулирование процесса формирования взаимоотношений с членами семьи и другими членами;
- специальная организация жизни, поведения, познавательной и трудовой деятельности ребенка;
- организация систематического обучения детей, направленного на коррекцию обнаруженных недостатков;
- содействие родителей школе в успешном решении задач, поставленных перед ними.

Направления воспитания умственно отсталых детейНаиболее общими линиями, по которым должно идти воспитание умственно отсталого ребенка в семье,

Слайд 6Направления коррекционной работы
1. Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. С детьми проводиться

гимнасти­ка для пальцев и кистей рук, упражнения с мелкими и сыпучими материалами, игровые задания по застегива­нию и расстегиванию различных видов застежек, шнуровке и т.д.
2. Развитие внимания и зрительного восприятия. Работа в данном направлении осуществляется после­довательно: детей учат следить взглядом за перемещением предметов, обучают различать геометрические формы, воссоздавать целостное изображение предмета по образцу, сравнивать и выкладывать по линейке трафаре­ты различных форм и размеров.
3. Формирование и развитие пространственной ориентировки. Детей учат сначала ориентироваться на различных плоскостях (доска, мольберт и т.п.), затем на листах бумаги, расставлять предметы (трафареты), сле­дить за их перемещением и определять направления движений руки на листе бумаги.
4. Развитие слухомоторной координации, формирование взаимосвязи слухового внимания и графического навыка. Важно здесь научить детей воспринимать и дифференцировать предметы и явления по звуковым характеристикам, а затем выполнять различные графические задания.
5. Формирование базовых графических навыков. Детей обучают проводить различные линии по под­ражанию действиям педагога, а затем по предложенному образцу; копировать, дорисовывать, обводить, штри­ховать контуры предметов, выполнять задания по речевой инструкции на листах бумаги и в тетрадях.

Направления коррекционной работы1.	Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. С детьми проводиться гимнасти­ка для пальцев и кистей рук,

Слайд 7Особенности обучения математике
Основные задачи изучения темы «Нумерация многозначных чисел» с учащимися

5 класса с легкой степенью умственной отсталости с легкой степенью умственной отсталости: сформировать понятие о новых разрядных единицах: миллионе - единице 1 разряда третьего класса, миллиарде - единице 1 разряда четвертого класса; закрепить принципы построения десятичной системы счисления, свойства натурального ряда чисел; учить использовать эти понятия при чтении, записи, счёте, сравнении чисел, разложении многозначных чисел на разрядные слагаемые, составлении чисел из разрядных слагаемых, анализе многозначных чисел.
Обучение необходимо начинать с подготовительного периода, в ходе которого проводится обобщение и систематизация знаний пятиклассников по нумерации чисел первой тысячи, миллиона. На этих числах закрепляются закономерности десятичной системы счисления, позиционный принцип записи чисел, свойства натурального ряда чисел; умения использовать эти знания при счете, чтении, записи, сравнении полных и неполных чисел; проводятся различные виды анализа чисел, в том числе и чисел, полученных от измерения величин (раздробление, укрупнение): нахождение суммы разрядных слагаемых, составление чисел из разрядных слагаемых.

Особенности обучения математикеОсновные задачи изучения темы «Нумерация многозначных чисел» с учащимися 5 класса с легкой степенью умственной

Слайд 8Последовательность обучения
Опираясь на знания пятиклассников, учитель знакомит учащихся с нумерацией многозначных

чисел классов миллионов и миллиардов в следующей последовательности [19]:
1. Ознакомление с классно-разрядной структурой 9-12-значных чисел, закрепление представлений о классах и разрядах.
2. Образование, чтение, запись, десятичный состав 9-12-значных круглых чисел.
3. Образование, чтение, запись, десятичный состав полных и неполных 9-12-значных чисел.
4. Счёт в прямой и обратной последовательности числового ряда, от заданного до заданного числа в пределах класса триллионов.
5. Сравнение многозначных чисел.

Последовательность обученияОпираясь на знания пятиклассников, учитель знакомит учащихся с нумерацией многозначных чисел классов миллионов и миллиардов в

Слайд 9Условия эффективности обучения
Рассмотрим условия, обеспечивающие эффективность обучения учащихся арифметическим действиям с

многозначными числами:
1. Успешное выполнение действий с многозначными числами возможно лишь на основе сформированных базовых знаний. Поэтому следует предварительно актуализировать, а в случае недостаточнойсформированности уточнить и закрепить необходимые для их усвоения знания, умения и навыки.
2. Для того, чтобы сформировать у умственно отсталых школьников целостные, упорядоченные знания и умения выполнения действий с многозначными числами целесообразно обучать их арифметическим действиям сразу на всем концентре многозначных чисел.
3. Совместное и одновременное изучение взаимнообратных действий обеспечит сознательное усвоение знаний, их системное качество: появление внутри данного информационного блока обратных связей, осуществление самоконтроля.
4. В целях повышения качества обучения целесообразно использовать метод перемежающегося противопоставления.
5. Для сознательного усвоения материала обучение необходимо проводить в условиях, повышающих мыслительную активность школьников, при обязательной регуляции деятельности со стороны речи.
6. Учитывая неоднородность усвоения арифметических действий с многозначными числами умственно отсталыми школьниками обучение должно носить дифференцированный характер.
7. При обучении арифметическим действиям с многозначными числами целесообразно использовать дополнительные символы, опираясь на которые умственно отсталые школьники будут лучше усваивать правила, последовательность действий алгоритмов и т.д. [44]

Условия эффективности обученияРассмотрим условия, обеспечивающие эффективность обучения учащихся арифметическим действиям с многозначными числами:1.	Успешное выполнение действий с многозначными

Слайд 10Заключение
Итак, при изучении темы «Изучение нумерации чисел учащимися пятых классов с

легкой степенью умственной отсталости» мы рассмотрели особенности изучения нумерации чисел учащимися пятых классов с легкой степенью умственной отсталости. Следовательно, цель работы достигнута. Достижение цели осуществлялось поэтапно.
Прежде всего, мы дали общую характеристику детей с умственной отсталостью, затем раскрыли дидактические основы обучения арифметическим действиям учащихся с легкой степенью умственной отсталости, далее мы изучили специфику изучения нумерации учащимися с легкой степенью умственной отсталости, а затем проанализировали опытным путем возможности использования абака при изучении нумерации чисел в работе с учащимися с легкой степенью умственной отсталости (на примере 5 класса). Таким образом, все намеченные задачи нами решены в полном объеме.
Основным выводом стало утверждение о том, что при изучении нумерации в пределах 1000 учащимися 5 класса с легкой степенью умственной отсталости будет протекать эффективнее в случае введения в экспериментальные работы дидактического пособия "Абак". Данное утверждение полностью совпадает с рабочей гипотезой, что и говорит о ее подтверждении.

ЗаключениеИтак, при изучении темы «Изучение нумерации чисел учащимися пятых классов с легкой степенью умственной отсталости» мы рассмотрели

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть