Большинство детей не умеет, к сожалению, говорить при большом скоплении людей ясно, ярко и убедительно. Современным детям и подросткам необходимо учиться ораторскому искусству. Без этого умения нельзя рассчитывать на серьезные жизненные достижения. Особенно важно овладеть основными приемами ораторства заранее, если ребёнку предстоит защита доклада, участие в конкурсе, защита проекта на ученической конференции, другое выступление. Чтобы учащиеся достигали успехов на публичных выступлениях обязательно нужно научить детей привлекать внимание аудитории и удерживать его.
Работа над устным выступлением
Речь должна тщательно готовиться: необходимо определить тему, цель, название выступления с учётом состава слушателей и обстановки. Затем составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический материал. Работая над книжными источниками, нужно использовать беглый просмотр, выборочное чтение, углублённое чтение, делать дословные выписки, составлять конспекты и т.д. После подбора материала пишут его полный текст, либо конспект, тезисы, план.
Оратор должен
Найти, что сказать.
Найденное расположить по порядку.
Придать ему словесную форму.
Всё это запомнить.
Произнести.
Выбрать свой стиль:
Выступать по полному тексту.
Импровизировать.
Читать, но при этом как бы рассказывать.
Выступать, изредка заглядывая в записи.
Ничего нельзя сказать такого,
что не было бы сказано раньше
Теренций Публий
Общие требования:
решительное начало,
понятность главной мысли,
создание напряжения,
сдержанная эмоциональность,
краткость,
диалогичность,
разговорность,
запоминающаяся концовка.
Этапы подготовки:
обдумывание,
формулировка темы,
составление плана,
написание текста,
презентация,
репетиция.
ВСЯ ВАЖНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
ОБЯЗАТЕЛЬНО
ДОЛЖНА
ПОВТОРИТЬСЯ
В НАЧАЛЕ
И В КОНЦЕ
Даже при внимательном слушании усваивается 60-70 % устной информации
ПОДГОТОВКА ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
Нельзя недооценивать значение своего внешнего вида. Не следует показывать аудитории свое пренебрежение к ней. Даже если вы проводите презентацию среди своих коллег, не надо это делать в костюме, в котором вы ходите постоянно. Покажите аудитории, что это для вас особенное событие. Брюки и юбки должны быть достаточно длинными, носки – высокими, туфли – быть в полном порядке. Не надевайте новую обувь! Галстук лучше без рисунка.
Не следует бежать к кафедре сломя голову
Но и не надо плестись как черепаха
Не бойся микрофона
Но и кричать тоже не нужно
Не прячься за кафедру
Не бегай перед аудиторией
Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, лёгкости, подвижности и естественности перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперёд в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нём внимание. Отступая назад, оратор как бы даёт аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи.
Если есть возможность ходить по залу или перед аудиторией, то этим тоже желательно воспользоваться. Стоящий манекен не удержит в должной мере внимание зала.
Взгляд должен скользить по залу, как прожектор, выхватывающий время от времени своим лучом то или иное лицо. На одну-две секунды задержите взгляд, подарите человеку улыбку. Улыбка – прекрасный инструмент для вызова симпатии. Вы улыбнулись – вам улыбнулись в ответ. Контакт состоялся.
Лицо говорит вместе с языком
А.Ф. Кони
Жесты должны быть непроизвольны. Прибегать к жесту нужно по мере ощущения потребности в нём. Не подавляйте импульс движения: если начали поднимать руки –
не прерывайте их свободного движения вверх.
Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками
на протяжении всей речи, чтобы не походить
на ветряную мельницу. Не каждая фраза нуждается в подчёркивании жестом.
Управляйте жестами. Жестикуляция –
элемент равновесия всей позы. Жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.
Не пользуйтесь одним и тем же жестом
во всех случаях, когда нужно придать
словам выразительность.
ЛУЧШЕ ВСЕГО ЗАПОМИНАЕТСЯ ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРАЯ ДАЁТСЯ В НАЧАЛЕ И В КОНЦЕ
Человеческая память небезгранична. Большинство людей может хорошо усвоить 3 блока информации – разделите выступление на 3 части, опишите тему 3 главными характеристиками. Какой бы сложной ни казалась идея, стоит постараться, чтобы выделить 3 ее отличительные черты.
Надо, чтобы все слушатели вас видели – лучше быть посередине. Желательно, чтобы у вас была опора (кафедра, стол, стул). Лучше что-нибудь держать в руках. Не смотрите вниз, на ноги или собственные ногти. Обратитесь к президиуму или слушателям. В начале вступления принято поприветствовать аудиторию и представиться (если вас не представили).
Вступление. Начало выступления – самая ответственная часть для оратора. От того, насколько удачно выступающий начал речь, зависит, сможет ли он заинтересовать слушателей. Обычно аудитория лучше запоминает именно вступление. В данной части речи следует подчеркнуть актуальность темы, сформулировать цель выступления. Основная задача этой части речи – подготовить слушателей к восприятию темы. Важно ярко начать речь, заинтриговать. Можно привести интересный пример, шокирующий факт, исторический пример, крылатое выражение, юмористическое замечание, риторический вопрос или неожиданную статистику.
Речь должна иметь хорошее начало и эффектный конец.
Но главное, чтобы две эти части были как можно
ближе друг к другу.
Энтони Иден
Заключение. Это финальная часть выступления, которая должна оставить хорошее впечатление о речи в целом. Здесь резюмируются основные мысли и тезисы, суммируются ключевые положения, делаются выводы и подводится итог выступления. Заключение может содержать какой-либо призыв или побуждение, чтобы активизировать слушателей. Последние слова речи должны быть самыми яркими и эмоциональными, чтобы выступление запомнилось аудитории.
ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
Оратор должен обладать высокой культурой речи. Для этого необходимо знание норм литературного языка и умение выбирать точные, доходчивые и наиболее уместные средства для выражения мысли. Нормы языка – это общепринятые в речи образованных людей правила произношения, словоупотребления, грамматики. Речевые (стилистические) ошибки происходят в результате нарушения нормы в ударении и произношении, неверного выбора слова или его формы и ошибочного построения синтаксической конструкции. При выборе слова следует учитывать его значение, сочетаемость слова
с другими словами и другие особенности.
В ораторской речи рекомендуется придерживаться книжных, а не разговорных форм.
Если вы сделали ошибку, верным решением будет не акцентировать на ней внимание, и продолжать выступление. Помимо задачи преподнести информацию, важно уметь концентрировать внимание на главном. Поэтому если вы тактично опустите допущенную погрешность, никто из слушателей её даже не заметит.
Они хочут свою образованность показать
и всегда говорят о непонятном
Чехов А.П. пьеса «Свадьба» (1890 г.)
Уважайте свою аудиторию!
И не важно, кто сидит перед вами: школьники, студенты, взрослые люди. Даже самый крутой профессионал, выступающий перед новичками, смотрится отталкивающе, если позволяет себе кичиться своими знаниями, надменно отвечать на вопросы и даже издеваться над некомпетентностью публики.
Помните:
Вы выступаете для аудитории,
а не аудитория собралась для вас!
Не перегружайте речь “умными” словами и специальными терминами. Желая привлечь внимание, вы можете достигнуть обратного результата – аудитория быстро соскучится и потеряет интерес в вашему выступлению.
Важно прорепетировать каждый шаг, чтобы чувствовать уверенность на сцене. Особое внимание следует обратить на технику произношения, мимику, жесты. Условное правило: 1 минута выступления равна часу работы.
Постарайтесь по этому плану продумать все своё выступление, а затем наедине или перед кем-либо произнесите его вслух. Так вы сможете понаблюдать за своей дикцией, тембром голоса, темпом речи, паузами, проверить себя в правильности произношения отдельных слов. Заранее прорепетировав выступление, вы наметите, в каких местах речи надо усилить голос, где сделать паузы, где потребуются жесты, вопросы к слушателям, как вы будете вести себя, если возникнет шум или смех в зале, раздадутся реплики, вопросы. Нужно проанализировать своё выступление, учесть его положительные и отрицательные стороны.
Репетируйте речь про себя, идя по улице. Уединившись, произнесите негромко свою будущую речь с жестами. Перед зеркалом лучше не тренироваться: зеркало отвлекает; да и зеркала перед вами не будет, когда вы будете выступать.
Запишите ваше подготовленное выступление и прослушайте его несколько раз с таймером. Услышав свою речь со стороны, вы сможете скорректировать выступление: что-то убрать, чем-то дополнить, проследить плавность переходов от одной темы к другой.
Подсказка:
возьмите время, отведённое
для выступления и, репетируя, отнимите от него 20%.
При подготовке нужно учитывать, что всякое может случиться: выступление может начаться с опозданием, возникнет необходимость что-то прояснить или повторить, ответить на дополнительные вопросы. Лучше закончить выступление раньше установленного срока, чем позже.
КРАТКОСТЬ – СЕСТРА ТАЛАНТА!
Не просто говори. Показывай!
Выступая, нужно держать под рукой наглядный материал, который можно продемонстрировать аудитории: пара фотографий или что-то, на чём зритель может сфокусировать свой взгляд.
Подсказка: если вы используете
в своём выступлении реквизит,
то старайтесь сделать это в самом начале вашего выступления.
Нельзя читать слайды!
Если во время презентации вы используете слайды, то постарайтесь ответственно подойти к их формированию, ведь они являются дополнительным материалом, помогающим разнообразить выступление оратора. Слайды должны говорить сами за себя, аудитория не проявит интерес, если вы начнёте просто зачитывать с них текст.
Контролируй темп речи
Темп речи в значительной степени влияет на незатрудненное и правильное восприятие ее содержания. Темп – это скорость произнесения звуков, слогов, слов, фраз в единицу времени. Если мы говорим очень быстро, слушатели с трудом следят за содержанием, быстро устают и иногда от этого просто перестают слушать. Средний темп речи – примерно 100-120 слов в минуту – считается наиболее удобным для восприятия. Наиболее важные в смысловом отношении отрезки речи иногда полезно и повторить или произносить в медленном темпе. Слишком медленный темп всей речи часто вызывает раздражение. Услышав начало фразы, аудитория уже догадывается об ее окончании. Слушателям нечего «разгадывать», им становится скучно, и от этого теряется интерес к содержанию.
А как речь-то говорит,
словно реченька журчит
А. С. Пушкин
Периодически начинайте говорить медленнее, местами
увеличивая быстроту речи.
Важную и новую информацию для аудитории стоит проговаривать медленнее, а примеры, обобщения, повторения – быстрее.
Если вы чувствуете, что голос срывается от волнения, заранее сделайте речевую гимнастику. Рассказывайте выступление не открывая рта. Проговаривайте буквы как можно четче и выразительнее. Такое упражнение расслабит мышцы лица и гортани и поможет справиться с волнением. Возьмите с собой воду, иначе в неподходящий момент вы лишитесь голоса и придется вынуждено прервать выступление.
Огромную роль в звучащей речи играет ясность и чёткость произношения. Практика устной повседневной речи, к сожалению, приучает нас к нечёткому произношению окончаний, сокращению до минимума звуков и слогов в словах (редукция звуков). Для обычной беседы – это небольшой грех. Но при выступлении перед большой аудиторией неряшливая дикция – серьёзный недостаток, который может испортить и самую содержательную речь. Слушателям приходится напрягаться, чтобы «распознать» скороговорку или «проглоченные» части слов. Это отвлекает от сути разговора, быстро утомляет аудиторию. Оратора с плохой дикцией перестают слушать, как бы он не старался увлечь собеседников.
Приём “четыре секунды”: медленно и глубоко сделайте вдох, досчитайте до 4-х, затем резко выдохните. Повторите 10 раз.
Когда мы говорим, мы вдыхаем быстрее, а выдыхаем медленнее, чем при молчании. Каждое вдыхание вызывает паузу, перерыв в течение речи. Этот перерыв не может быть сделан произвольно на каком угодно месте речи, но допускается лишь там, где это позволяет сочетание слов. Если в конце длинного предложения воздуха не хватает, то последние слова предложения произносятся тихо и неясно или же наступает потребность в тяжелом и громком вдыхании. Следует делать вдыхание всегда, когда это допускает речь, и запас воздуха никогда не должен быть доводим до конца. Нужно приучиться вдыхать воздух тогда, когда по смыслу речи можно сделать паузу, а не тогда, когда к этому принуждает необходимость.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть