Презентация, доклад по доп. образованию ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ

Содержание

Мысль есть главная способность человека. Выражать ее – одна из главных его потребностей. Распространять ее – самая дорогая его свобода. Пьер Буаст, французский философ Большинство детей не умеет, к сожалению, говорить при большом скоплении людей ясно,

Слайд 1Подготовка учащихся
к публичным выступлениям
ПРАВИЛА И ПРИЁМЫ
ХОРОШЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Завода Ольга Сергеевна
педагог допобразования
МКОУ

СОШ № 25 г. Нальчик
Подготовка учащихся к публичным выступлениямПРАВИЛА И ПРИЁМЫХОРОШЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯЗавода Ольга Сергеевнапедагог допобразованияМКОУ СОШ № 25 г. Нальчик

Слайд 3Мысль есть главная способность человека.
Выражать ее – одна из главных

его потребностей.
Распространять ее – самая дорогая его свобода.
Пьер Буаст, французский философ

Большинство детей не умеет, к сожалению, говорить при большом скоплении людей ясно, ярко и убедительно. Современным детям и подросткам необходимо учиться ораторскому искусству. Без этого умения нельзя рассчитывать на серьезные жизненные достижения. Особенно важно овладеть основными приемами ораторства заранее, если ребёнку предстоит защита доклада, участие в конкурсе, защита проекта на ученической конференции, другое выступление. Чтобы учащиеся достигали успехов на публичных выступлениях обязательно нужно научить детей привлекать внимание аудитории и удерживать его.

Мысль есть главная способность человека. Выражать ее – одна из главных его потребностей. Распространять ее – самая

Слайд 4ПРАВИЛО “БЫТЬ В ТЕМЕ”
Необходимо хорошо знать материал,
с которым предстоит

выступать.

Работа над устным выступлением
Речь должна тщательно готовиться: необходимо определить тему, цель, название выступления с учётом состава слушателей и обстановки. Затем составить предварительный план, подобрать теоретический и фактический материал. Работая над книжными источниками, нужно использовать беглый просмотр, выборочное чтение, углублённое чтение, делать дословные выписки, составлять конспекты и т.д. После подбора материала пишут его полный текст, либо конспект, тезисы, план.

Оратор должен
Найти, что сказать.
Найденное расположить по порядку.
Придать ему словесную форму.
Всё это запомнить.
Произнести.

Выбрать свой стиль:
Выступать по полному тексту.
Импровизировать.
Читать, но при этом как бы рассказывать.
Выступать, изредка заглядывая в записи.

Ничего нельзя сказать такого,
что не было бы сказано раньше
Теренций Публий

ПРАВИЛО “БЫТЬ В ТЕМЕ” Необходимо хорошо знать материал, с которым предстоит выступать. Работа над устным выступлениемРечь должна

Слайд 5Помогает в выступлении:
предварительная подготовка;
грамотная речь;
память;
интонация;
уверенность;
чувство времени;
техника

речи;
паузы;
подручные средства;
личный опыт;
шутки;
быстрота реакции;
эмоции;
знание аудитории.

Общие требования:
решительное начало,
понятность главной мысли,
создание напряжения,
сдержанная эмоциональность,
краткость,
диалогичность,
разговорность,
запоминающаяся концовка.

Этапы подготовки:
обдумывание,
формулировка темы,
составление плана,
написание текста,
презентация,
репетиция.

ВСЯ ВАЖНАЯ
ИНФОРМАЦИЯ
ОБЯЗАТЕЛЬНО
ДОЛЖНА
ПОВТОРИТЬСЯ
В НАЧАЛЕ
И В КОНЦЕ

Даже при внимательном слушании усваивается 60-70 % устной информации

ПОДГОТОВКА ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

Помогает в выступлении:предварительная подготовка; грамотная речь; память;интонация; уверенность; чувство времени; техника речи; паузы; подручные средства; личный опыт;

Слайд 6ПРАВИЛО “ПО ОДЕЖДЕ ВСТРЕЧАЮТ”
Продумай внешний вид. Одежда должна быть удобной и

привлекательной.

Нельзя недооценивать значение своего внешнего вида. Не следует показывать аудитории свое пренебрежение к ней. Даже если вы проводите презентацию среди своих коллег, не надо это делать в костюме, в котором вы ходите постоянно. Покажите аудитории, что это для вас особенное событие. Брюки и юбки должны быть достаточно длинными, носки – высокими, туфли – быть в полном порядке. Не надевайте новую обувь! Галстук лучше без рисунка.

ПРАВИЛО “ПО ОДЕЖДЕ ВСТРЕЧАЮТ”Продумай внешний вид. Одежда должна быть удобной и привлекательной.Нельзя недооценивать значение своего внешнего вида.

Слайд 7ПРАВИЛО “УВЕРЕННЫЙ ВЫХОД”
Отрепетируй уверенный выход. Успех  публичного выступления во многом зависит

от того, как выйти к аудитории. Не суетитесь, спокойно направляйтесь к месту выступления. Не приводите себя лихорадочно в порядок. Первое впечатление формируется в течение тридцати секунд. Изменить его позже – намного сложнее, чем сразу произвести благоприятное впечатление.

Не следует бежать к кафедре сломя голову

Но и не надо плестись как черепаха

Не бойся микрофона

Но и кричать тоже не нужно

ПРАВИЛО “УВЕРЕННЫЙ ВЫХОД”Отрепетируй уверенный выход. Успех  публичного выступления во многом зависит от того, как выйти к аудитории.

Слайд 8ПРАВИЛО “ЕСТЕСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ”
Веди себя естественно, не держись руками за стол или

кафедру, не облокачивайся. Старайся не покашливать, не держи руки в карманах, не поправляй всё время волосы или одежду, избегай манерности. Исключи из речи слова-паразиты или словесные шаблонные обороты. Улыбайся в меру.

Не прячься за кафедру

Не бегай перед аудиторией

ПРАВИЛО “ЕСТЕСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ”Веди себя естественно, не держись руками за стол или кафедру, не облокачивайся. Старайся не покашливать,

Слайд 9ПРАВИЛО “ПОЗА ОРАТОРА”
Ноги на ширине плеч. Именно на ширине, а

не больше и не меньше. Если будет менее ширины плеч (“ножки вместе”), ты почувствуешь некоторую неустойчивость – площадь опоры слишком мала. Если  более ширины плеч, возникнет ощущение развязности. Плечи и грудь расправь. Подбородок чуть выше линии горизонта. Глаза устремлены на публику.

Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, лёгкости, подвижности и естественности перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперёд в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нём внимание. Отступая назад, оратор как бы даёт аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи.

Если есть возможность ходить по залу или перед аудиторией, то этим тоже желательно воспользоваться. Стоящий манекен не удержит в должной мере внимание зала.

ПРАВИЛО “ПОЗА ОРАТОРА” Ноги на ширине плеч. Именно на ширине, а не больше и не меньше. Если

Слайд 10Если по условиям конференции предусмотрено ВЫСТУПЛЕНИЕ СИДЯ
Сидеть надо ровно: корпус

подан вперед, а не откинут назад на спинку стула. Грудь расправлена. Позвоночник прямой. Голова приподнята. Ноги на ширине плеч, одна нога чуть спереди. Руки желательно держать на столе. Во время речи позволительна умеренная жестикуляция. Лучше сидеть на относительно жёстком сидении, что помогает энергетике оратора. Нужно продумать ход выступления заранее, чтобы не было необходимости вставать для демонстрации материала.
Если по условиям конференции предусмотрено ВЫСТУПЛЕНИЕ СИДЯ Сидеть надо ровно: корпус подан вперед, а не откинут назад

Слайд 11ПРАВИЛО “УЛЫБКА”
На лице “улыбка Джоконды” – готовность к улыбке, полуулыбка.

Если выражение лица расслабленное и нейтральное, оно будет восприниматься как угрюмое. Поэтому лучше добавлять полуулыбку, то есть уголки губ чуть приподняты.

Взгляд должен скользить по залу, как прожектор, выхватывающий время от времени своим лучом то или иное лицо. На одну-две секунды задержите взгляд, подарите человеку улыбку. Улыбка – прекрасный инструмент для вызова симпатии. Вы улыбнулись – вам улыбнулись в ответ. Контакт состоялся.

ПРАВИЛО “УЛЫБКА” На лице “улыбка Джоконды” – готовность к улыбке, полуулыбка. Если выражение лица расслабленное и нейтральное,

Слайд 12МИМИКА
Это основной показатель чувств говорящего. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории,

способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость. Выражение лица должно соответствовать характеру речи. Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых и безучастных.

Лицо говорит вместе с языком
А.Ф. Кони

МИМИКА Это основной показатель чувств говорящего. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и

Слайд 13ЖЕСТЫ
Отработанная жестикуляция усиливает эффектность выступления, подчеркивает узловые моменты. Жесты помогают

аудитории лучше запомнить и структурировать материал. Они делают выступление нагляднее и ярче. Но могут и отвлекать – если их неправильно и хаотично использовать. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории.

Жесты должны быть непроизвольны. Прибегать к жесту нужно по мере ощущения потребности в нём. Не подавляйте импульс движения: если начали поднимать руки –
не прерывайте их свободного движения вверх.
Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками
на протяжении всей речи, чтобы не походить
на ветряную мельницу. Не каждая фраза нуждается в подчёркивании жестом.
Управляйте жестами. Жестикуляция –
элемент равновесия всей позы. Жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.
Не пользуйтесь одним и тем же жестом
во всех случаях, когда нужно придать
словам выразительность.

ЖЕСТЫ Отработанная жестикуляция усиливает эффектность выступления, подчеркивает узловые моменты. Жесты помогают аудитории лучше запомнить и структурировать материал.

Слайд 14ПРАВИЛО “КАК НАЧНЕШЬ – ТАК И ВЫСТУПИШЬ”
Не начинай говорить сразу же

после того, как тебя представили аудитории. Сделай паузу, посмотри три-четыре секунды на тех людей, которые будут тебя слушать, чтобы установить с ними первичный зрительный контакт. В начале публичного выступления не говори быстро. Начинай медленно и четко. Используй основные приемы выступления.

ЛУЧШЕ ВСЕГО ЗАПОМИНАЕТСЯ ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРАЯ ДАЁТСЯ В НАЧАЛЕ И В КОНЦЕ

Человеческая память небезгранична. Большинство людей может хорошо усвоить 3 блока информации – разделите выступление на 3 части, опишите тему 3 главными характеристиками. Какой бы сложной ни казалась идея, стоит постараться, чтобы выделить 3 ее отличительные черты.

Надо, чтобы все слушатели вас видели – лучше быть посередине. Желательно, чтобы у вас была опора (кафедра, стол, стул). Лучше что-нибудь держать в руках. Не смотрите вниз, на ноги или собственные ногти. Обратитесь к президиуму или слушателям. В начале вступления принято поприветствовать аудиторию и представиться (если вас не представили).

ПРАВИЛО “КАК НАЧНЕШЬ – ТАК И ВЫСТУПИШЬ”Не начинай говорить сразу же после того, как тебя представили аудитории.

Слайд 15Важно умение войти в разговор. Но гораздо важнее умение выйти из

разговора – запоминается концовка
Штирлиц

Вступление. Начало выступления – самая ответственная часть для оратора. От того, насколько удачно выступающий начал речь, зависит, сможет ли он заинтересовать слушателей. Обычно аудитория лучше запоминает именно вступление. В данной части речи следует подчеркнуть актуальность темы, сформулировать цель выступления. Основная задача этой части речи – подготовить слушателей к восприятию темы. Важно ярко начать речь, заинтриговать. Можно привести интересный пример, шокирующий факт, исторический пример, крылатое выражение, юмористическое замечание, риторический вопрос или неожиданную статистику.

Речь должна иметь хорошее начало и эффектный конец.
Но главное, чтобы две эти части были как можно
ближе друг к другу.
Энтони Иден

Заключение. Это финальная часть выступления, которая должна оставить хорошее впечатление о речи в целом. Здесь резюмируются основные мысли и тезисы, суммируются ключевые положения, делаются выводы и подводится итог выступления. Заключение может содержать какой-либо призыв или побуждение, чтобы активизировать слушателей. Последние слова речи должны быть самыми яркими и эмоциональными, чтобы выступление запомнилось аудитории.

Важно умение войти в разговор. Но гораздо важнее умение выйти из разговора – запоминается концовкаШтирлицВступление. Начало выступления

Слайд 16Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно
говорить и тем

приклонять других к своему об оной мнению
Михаил Васильевич Ломоносов

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
Оратор должен обладать высокой культурой речи. Для этого необходимо знание норм литературного языка и умение выбирать точные, доходчивые и наиболее уместные средства для выражения мысли. Нормы языка – это общепринятые в речи образованных людей правила произношения, словоупотребления, грамматики. Речевые (стилистические) ошибки происходят в результате нарушения нормы в ударении и произношении, неверного выбора слова или его формы и ошибочного построения синтаксической конструкции. При выборе слова следует учитывать его значение, сочетаемость слова
с другими словами и другие особенности.
В ораторской речи рекомендуется придерживаться книжных, а не разговорных форм.

Если вы сделали ошибку, верным решением будет не акцентировать на ней внимание, и продолжать выступление. Помимо задачи преподнести информацию, важно уметь концентрировать внимание на главном. Поэтому если вы тактично опустите допущенную погрешность, никто из слушателей её даже не заметит.

Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем приклонять других к своему об оной

Слайд 17НЕ ЗАУМНИЧАЙТЕ!
Ваша речь должна быть понятна. А попытки выражаться чересчур умно

и солидно только отдалят вас от аудитории и затруднят понимание того, о чем вы говорите. Опять-таки, потеряете с ней связь. Постарайтесь говорить простыми короткими фразами, удобными для восприятия.

Они хочут свою образованность показать
и всегда говорят о непонятном
Чехов А.П. пьеса «Свадьба» (1890 г.)

Уважайте свою аудиторию!
И не важно, кто сидит перед вами: школьники, студенты, взрослые люди. Даже самый крутой профессионал, выступающий перед новичками, смотрится отталкивающе, если позволяет себе кичиться своими знаниями, надменно отвечать на вопросы и даже издеваться над некомпетентностью публики.

Помните:
Вы выступаете для аудитории,
а не аудитория собралась для вас!

Не перегружайте речь “умными” словами и специальными терминами. Желая привлечь внимание, вы можете достигнуть обратного результата – аудитория быстро соскучится и потеряет интерес в вашему выступлению.

НЕ ЗАУМНИЧАЙТЕ!Ваша речь должна быть понятна. А попытки выражаться чересчур умно и солидно только отдалят вас от

Слайд 18РЕПЕТИЦИЯ – необходимая часть подготовки
План выступления:
Обращение к слушателям.
Определение темы

и цели высказывания.
Изложение наиболее ярких фактов, моментов.
Эмоциональное заключение, обращённое к слушателям.

Важно прорепетировать каждый шаг, чтобы чувствовать уверенность на сцене. Особое внимание следует обратить на технику произношения, мимику, жесты. Условное правило: 1 минута выступления равна часу работы.

Постарайтесь по этому плану продумать все своё выступление, а затем наедине или перед кем-либо произнесите его вслух. Так вы сможете понаблюдать за своей дикцией, тембром голоса, темпом речи, паузами, проверить себя в правильности произношения отдельных слов. Заранее прорепетировав выступление, вы наметите, в каких местах речи надо усилить голос, где сделать паузы, где потребуются жесты, вопросы к слушателям, как вы будете вести себя, если возникнет шум или смех в зале, раздадутся реплики, вопросы. Нужно проанализировать своё выступление, учесть его положительные и отрицательные стороны.

Репетируйте речь про себя, идя по улице. Уединившись, произнесите негромко свою будущую речь с жестами. Перед зеркалом лучше не тренироваться: зеркало отвлекает; да и зеркала перед вами не будет, когда вы будете выступать.

РЕПЕТИЦИЯ – необходимая часть подготовки План выступления:Обращение к слушателям. Определение темы и цели высказывания.Изложение наиболее ярких фактов,

Слайд 19Пятиминутное выступление можно разделить на интервалы по одной минуте. В этих

интервалах вы озвучите все основные аспекты вашего выступления. Первую минуту вы можете взять для того, чтобы представиться и рассказать аудитории, о чём пойдёт речь в вашем выступлении. Последнюю минуту вы можете использовать для подведения итогов вашего выступления. Таким образом, у вас останется по 60 секунд для каждого из трёх основных пунктов вашего выступления.

Запишите ваше подготовленное выступление и прослушайте его несколько раз с таймером. Услышав свою речь со стороны, вы сможете скорректировать выступление: что-то убрать, чем-то дополнить, проследить плавность переходов от одной темы к другой.

Подсказка:
возьмите время, отведённое
для выступления и, репетируя, отнимите от него 20%.

Пятиминутное выступление можно разделить на интервалы по одной минуте. В этих интервалах вы озвучите все основные аспекты

Слайд 20Оратор должен исчерпать тему,
а не терпение слушателей
 Уинстон Черчилль
Слушателям трудно длительное

время концентрировать внимание на выступлении, особенно если речь идет о сложных вещах. Мозг человека начинает скучать и отвлекаться через 10 минут после начала выступления, а в какой-то момент людям может стать просто невыносимо вас слушать. Нет ничего хуже затянутого выступления, даже если оно актуально, полезно, интересно, кто-то смотрит на часы и думает о том, что куда-то опаздывает, а кто-то банально хочет в туалет. Поэтому, чтобы удерживать внимание публики в течение всего выступления, стоит периодически прерывать речь. Если люди откинулись на спинки кресел, уставились в телефоны или нервно смотрят по сторонам – стоит сменить тему или форму подачи. На помощь может прийти короткий видеоклип или что-то другое, что способно дать отдохнуть аудитории.

При подготовке нужно учитывать, что всякое может случиться: выступление может начаться с опозданием, возникнет необходимость что-то прояснить или повторить, ответить на дополнительные вопросы. Лучше закончить выступление раньше установленного срока, чем позже.

КРАТКОСТЬ – СЕСТРА ТАЛАНТА!

Оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей Уинстон ЧерчилльСлушателям трудно длительное время концентрировать внимание на выступлении, особенно если

Слайд 21Оратор
Юмористические рисунки Херлуфа Бидструпа

ОраторЮмористические рисунки Херлуфа Бидструпа

Слайд 22ПРИЁМ “УСТАНОВЛЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТА”
Старайся время от времени поглядывать на слушателей
Ваше поведение

должно создавать тёплую атмосферу частной беседы. Если вы ведёте себя так, что как бы беседуете с одним человеком, то ваши отношения с публикой только выиграют. Но не стоит смотреть только на одного человека. Зрительно вы должны быть в контакте со всем залом. Попытайтесь создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу. Следите за лицом. Будьте серьёзным, но не хмурьтесь, и не принимайте отчуждённый вид. Можно предварительно проэкзаменовать себя перед зеркалом, чтобы избежать слишком явных дефектов в мимике лица. Зрительный контакт на протяжении речи необходим. Отрешённость также вредна, как и назойливый взгляд на одного человека.
ПРИЁМ “УСТАНОВЛЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО КОНТАКТА”Старайся время от времени поглядывать на слушателейВаше поведение должно создавать тёплую атмосферу частной беседы.

Слайд 23ПРИЁМ “АКЦЕНТЫ”
Обращай особое внимание слушателей на самые важные моменты в сообщении.

Для этого употребляй фразы: “прошу обратить внимание”, “важно отметить, что...”, “необходимо подчеркнуть, что...” и т. д. Можно использовать более длинную паузу, выразительный взгляд в зал, особый жест или повышение/понижение интонации.

Не просто говори. Показывай!
Выступая, нужно держать под рукой наглядный материал, который можно продемонстрировать аудитории: пара фотографий или что-то, на чём зритель может сфокусировать свой взгляд.

Подсказка: если вы используете
в своём выступлении реквизит,
то старайтесь сделать это в самом начале вашего выступления.

Нельзя читать слайды!
Если во время презентации вы используете слайды, то постарайтесь ответственно подойти к их формированию, ведь они являются дополнительным материалом, помогающим разнообразить выступление оратора. Слайды должны говорить сами за себя, аудитория не проявит интерес, если вы начнёте просто зачитывать с них текст.

ПРИЁМ “АКЦЕНТЫ”Обращай особое внимание слушателей на самые важные моменты в сообщении. Для этого употребляй фразы: “прошу обратить

Слайд 24ПРИЁМ “ВЛАДЕНИЕ ГОЛОСОМ”
Речь не должна быть монотонной и однообразной. Говори громче

в наиболее важных местах. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то скороговоркой, то нейтрально, ты будешь держать внимание слушателей.

Контролируй темп речи
Темп речи в значительной степени влияет на незатрудненное и правильное восприятие ее содержания. Темп – это скорость произнесения звуков, слогов, слов, фраз в единицу времени. Если мы говорим очень быстро, слушатели с трудом следят за содержанием, быстро устают и иногда от этого просто перестают слушать. Средний темп речи – примерно 100-120 слов в минуту – считается наиболее удобным для восприятия. Наиболее важные в смысловом отношении отрезки речи иногда полезно и повторить или произносить в медленном темпе. Слишком медленный темп всей речи часто вызывает раздражение. Услышав начало фразы, аудитория уже догадывается об ее окончании. Слушателям нечего «разгадывать», им становится скучно, и от этого теряется интерес к содержанию.

А как речь-то говорит,
словно реченька журчит
А. С. Пушкин

Периодически начинайте говорить медленнее, местами
увеличивая быстроту речи.
Важную и новую информацию для аудитории стоит проговаривать медленнее, а примеры, обобщения, повторения – быстрее.

ПРИЁМ “ВЛАДЕНИЕ ГОЛОСОМ”Речь не должна быть монотонной и однообразной. Говори громче в наиболее важных местах. Говоря то

Слайд 25СИЛА ГОЛОСА
Если оратор говорит тихо, то его не все слышат. Если

он говорит слишком громко, крикливо, то такое звучание раздражает. Эффект в обоих случаях один – выступление теряет качество. Поэтому высота голоса должна быть естественной для оратора и громкость произнесения должны обеспечивать восприятие речи всей аудиторией. По высоте голос может быть низким (бас), высоким и средним, это дается человеку природой. Оратор должен менять высоту голоса, пользуясь его естественным диапазоном. Меняя высоту голоса, его темп и громкость, продолжительность пауз можно добиться разнообразия интонации, которая помогает выделить главное, не наскучить слушателю, создать оптимистический тонус речи.
Но самое главное – это передать богатство эмоций, сопровождающих содержание хорошей речи. Голос передает тончайшие эмоциональные окраски: насмешку и восторг, сарказм и теплое отношение к слушателю и к содержанию речи.

Если вы чувствуете, что голос срывается от волнения, заранее сделайте речевую гимнастику. Рассказывайте выступление не открывая рта. Проговаривайте буквы как можно четче и выразительнее. Такое упражнение расслабит мышцы лица и гортани и поможет справиться с волнением. Возьмите с собой воду, иначе в неподходящий момент вы лишитесь голоса и придется вынуждено прервать выступление.

СИЛА ГОЛОСАЕсли оратор говорит тихо, то его не все слышат. Если он говорит слишком громко, крикливо, то

Слайд 26ПРИЁМ “ЧЁТКОСТЬ”
Речь должна быть чёткой, ясной, логичной и понятной. Исключи монотонность

и бормотание. Чёткая дикция позволяет правильно донести до слушателя содержание речи. Добиться хорошей дикции можно специальными упражнениями.

Огромную роль в звучащей речи играет ясность и чёткость произношения. Практика устной повседневной речи, к сожалению, приучает нас к нечёткому произношению окончаний, сокращению до минимума звуков и слогов в словах (редукция звуков). Для обычной беседы – это небольшой грех. Но при выступлении перед большой аудиторией неряшливая дикция – серьёзный недостаток, который может испортить и самую содержательную речь. Слушателям приходится напрягаться, чтобы «распознать» скороговорку или «проглоченные» части слов. Это отвлекает от сути разговора, быстро утомляет аудиторию. Оратора с плохой дикцией перестают слушать, как бы он не старался увлечь собеседников.

ПРИЁМ “ЧЁТКОСТЬ”Речь должна быть чёткой, ясной, логичной и понятной. Исключи монотонность и бормотание. Чёткая дикция позволяет правильно

Слайд 27ПРИЁМ “ДЫХАНИЕ”
Грудь расправь на вдохе и дальше дыши свободно. Набирай перед

речью воздух на 80% возможностей легких. Дышать и до и во время речи лучше брюшным дыханием, то есть “животом”. Глубокое дыхание помогает снизить волнение перед выступлением. Важно нормализовать дыхание, чтобы организм не был в стрессе.

Приём “четыре секунды”: медленно и глубоко сделайте вдох, досчитайте до 4-х, затем резко выдохните. Повторите 10 раз.

Когда мы говорим, мы вдыхаем быстрее, а выдыхаем медленнее, чем при молчании.  Каждое вдыхание вызывает паузу, перерыв в течение речи. Этот перерыв не может быть сделан произвольно на каком угодно месте речи, но допускается лишь там, где это позволяет сочетание слов. Если в конце длинного предложения воздуха не хватает, то последние слова предложения произносятся тихо и неясно или же наступает потребность в тяжелом и громком вдыхании. Следует делать вдыхание всегда, когда это допускает речь, и запас воздуха никогда не должен быть доводим до конца. Нужно приучиться вдыхать воздух тогда, когда по смыслу речи можно сделать паузу, а не тогда, когда к этому принуждает необходимость.

ПРИЁМ “ДЫХАНИЕ”Грудь расправь на вдохе и дальше дыши свободно. Набирай перед речью воздух на 80% возможностей легких.

Слайд 28ЭЛЛАДА – РОДИНА КРАСНОРЕЧИЯ

Демосфен родился в древнегреческом городе Афины. Нигде красноречие

не пользовалось такой популярностью и таким влиянием,
как в античной Греции, а особенно в Афинах.
Как-то раз, ещё будучи мальчиком, Демосфен упросил своего воспитателя взять его на заседание суда, чтобы послушать знаменитого оратора. Демосфен был восхищен речью и тем, как толпа рукоплескала прославленному оратору, покоренная силой его выступления. Это посещение суда стало для Демосфена импульсом для самостоятельных занятий в ораторском мастерстве. Но первое выступление закончилось для Демосфена полным крахом. Толпа его освистала: шум,
смех и выкрики толпы не дали ему закончить речи. Провал Демосфена был понятен: говорил он очень тихо, речь была невнятной, он заикался и картавил;
ещё он время от времени подергивал плечом и совершенно не умел
держаться перед публикой.
ЭЛЛАДА – РОДИНА КРАСНОРЕЧИЯДемосфен родился в древнегреческом городе Афины. Нигде красноречие не пользовалось такой популярностью и таким

Слайд 29Демосфен решил, во что бы то ни стало исправить недостатки своей

речи.
Он уединился и, чтобы не было соблазна нарушить одиночество,
обрил себе полголовы.
Он решил тренировался
каждый день по нескольку часов,
пока не отрастет новая шевелюра.
Чтобы исправить неясность произношения он набирал в рот камешков и добивался, чтобы,
несмотря на камешки, его речь
была чистой и ясной. 
Для развития силы голоса и дыхания Демосфен громко произносил стихи, когда поднимался на гору.
Он гулял по берегу моря и старался говорить так громко, чтобы заглушить своим голосом шум прибоя.
Демосфен решил, во что бы то ни стало исправить недостатки своей речи. Он уединился и, чтобы не

Слайд 30Чтобы справиться с картавостью, Демосфен
купил щенка: он слушал, как рычит

щенок,
и пытался повторять за ним «рыкающие» звуки.
Чтобы избавиться от подергивания плечом
Демосфен подвешивал меч к потолку, вставал так, чтобы острие слегка касалось непослушного плеча, и репетировал. Острие меча больно кололо его каждый раз, когда плечо передергивалось.
Это заставляло Демосфена все время контролировать свое тело.
После долгих и упорных усилий Демосфен достиг своей цели: он стал выступать перед народом и снискал себе славу великого оратора.
Демосфен никогда не говорил без подготовки, всегда строго держался предмета своей речи,
не любил пустой болтовни.
В его речах необыкновенная простота выражения соединялась с величайшей силой чувства и мысли: то он говорил спокойно, действуя на разум слушателей, то покорял их силой чувств.
Чтобы справиться с картавостью, Демосфен купил щенка: он слушал, как рычит щенок, и пытался повторять за ним

Слайд 32ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЁВ
О ВАЖНЕЙШИХ ПРИЗНАКАХ
ХОРОШЕЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ
Если вы хотите

быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.
Не заставляйте окружающих выслушивать
свои длинные речи, не красуйтесь в своем языке: не будьте самовлюбленным болтуном. Если вам приходится часто публично выступать,
– на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, – то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Следите за временем. Это необходимо не только из уважения к окружающим – это важно, чтобы вас поняли. Первые пять минут – слушатели могут вас слушать внимательно; вторые пять минут – они вас еще продолжают слушать; через пятнадцать минут – они только делают вид, что слушают вас, а на двадцатой минуте – перестают делать вид и начинают перешептываться
о своих делах, а когда дойдет до того, что вас прервут или начнут друг другу что-нибудь рассказывать, – вы пропали.
ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЁВ О ВАЖНЕЙШИХ ПРИЗНАКАХ ХОРОШЕЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИЕсли вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным

Слайд 33Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно

быть интересным и для вас. Можно даже читать доклад, но читайте его с интересом. Если выступающий с интересом для себя рассказывает или читает и аудитория это чувствует, то и слушателям будет интересно. Интерес не создается в аудитории сам,
– интерес внушается аудитории выступающим. Конечно, если тема выступления неинтересна, из попыток внушить интерес слушателям ничего не выйдет. Постарайтесь так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а чтобы была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные. Тогда вас будет легче слушать, в вашем выступлении окажется тема, интрига, появится "ожидание конца", слушатели будут догадываться – к чему
вы ведете, в чем вы их хотите убедить –
и будут с интересом слушать и ждать,
как вы сформулируете в конце
вашу основную мысль.
Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Можно

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть