Слайд 1Необычные
школы
мира
Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать ее в руках, если
не хочешь выпустить из рук будущее
Анри Барбюс
Завода Ольга Сергеевна
педагог допобразования
МКОУ СОШ № 25 г. Нальчик
Слайд 2В китайской провинции Гуйчжоу находится необычная начальная школа с названием «Дунчжун»
(в переводе – «внутри пещеры»). Гуйчжоу – одна из беднейших провинций Поднебесной, лишённая государственной поддержки. Долгое время там вовсе не было школы. Начальную школу «Дунчжун» основали жители деревушки Мяо в 1984 году. Рассчитана она была на один класс, но сейчас в этой школе занимается уже почти две сотни детей, работают 8 учителей.
Пещерная школа
Китай
Слайд 3Пещерная школа
Китай
Некоторым ученикам приходится каждый день тратить по 2-3 часа, чтобы
добраться до учебного заведения. Но цель – получение образования – оправдывает средства.
Слайд 4Плавающие школы
Бангладеш
Два раза в год Бангладеш страдает от сильных наводнений,
из-за которых десятки миллионов жителей этой небольшой, но густонаселённой страны лишаются доступа к чистой питьевой воде, остаются без электричества и многих вещей первой необходимости. В это время детям становится очень трудно посещать школы.
В такие дни детям трудно ходить в школы, а школам трудно работать. Одна некоммерческая организация придумала блестящее решение – строительство домов, больниц и школ прямо на лодках. В 2002 году в Бангладеш появились первые плавающие дома, медицинские учреждения и школы.
Слайд 5В 2015 году в стране было уже более 100 плавающих школ,
каждая из которых оснащена мощными солнечными батареями, генерирующими электричество. В школах есть подключённые к Интернету компьютеры и небольшие учебные библиотеки. Школы собирают своих учеников с пирсов и набережных, а после занятий развозят домой и забирают с берегов другую группу учеников.
В Бангладеш таким образом учатся около 70000 детей.
Плавающие школы
Бангладеш
Слайд 6Плавучая школа Камбоджа
Находится в деревне Компонг Луонг, на озере Толесап. Недалеко
от озера – знаменитый храмовый комплекс Ангкор Ват. Озеро – самый большой пресный водоем всего Индокитая. За это его прозвали «внутренним морем». А деревня Компонг Луонг – плавучий остров в котором кроме жилищ есть кафе, магазины и школа. В школе около 60 учеников, 40 из которых – дети-сироты, родители которых погибли во время рыбной ловли – уровень воды в сезон дождей заметно поднимает, озеро становится очень неспокойным. Дети-сироты прямо в школе и живут. В школе всего один большой класс, где ребята учатся и проводят свободное время. В школу дети плавают в специальных тазиках. Туристы покупают местные сувениры. А дети получают в подарки игрушки, школьные принадлежности и сладости.
Слайд 7Школа на железнодорожной платформе
Индия
Всякий раз, когда Индерджит Хурана садилась в
поезд, чтобы поехать на работу, она замечала детей-попрошаек, клянчащих у пассажиров деньги вместо того, чтобы в это время сидеть в школьном кабинете. Хурана работала школьным учителем в индийском штате Орисса, и догадывалась, что в школу таких детей никто не возьмет, и никакого светлого будущего у них нет. И вот, Хурана решила «привезти» школу к детям. В 1985 году эта женщина организовала так называемые «школы на платформах». То есть, попрошайки собираются на платформах, чтобы научиться читать и писать, а так же узнать о музыке, театре и искусстве. Дети могут закончить и возобновить обучение по собственному желанию – никакого давления.
Слайд 8Школа на железнодорожной платформе
Индия
Хурана начала свой проект с одной школы,
но сегодня уже более 4000 детей Индии получают образование в рамках этой программы (многие – сироты и беспризорники), а школы на железнодорожных платформах были открыты в разных регионах страны. Мальчики и девочки в возрасте от 5 до 15 лет приходят в них, чтобы научиться хотя бы чтению и письму. Социальная организация Хураны обеспечивает их бесплатным питанием и необходимыми лекарствами. Отказаться продолжать обучение ребёнок может когда угодно.
Слайд 9Террасет – школа под землей
США
Несмотря на всю фантастичность данного проекта,
школа Террасет действительно находится под землей, в городе Рестон, штат Вирджиния. Этому учебному заведению уже более 40 лет и построено оно было в середине 70-х годов. Это период, когда Америку постиг энергетический кризис, и городские власти не придумали ни чего более экономичного, чем построить школу, которая сама бы себя согревала. С этой целью сняли земляной холм, построили здание и снова засыпали его землей, предусмотрев не только то, что школа сама себя будет согревать, но и систему охлаждения здания. Учеников данной школы, по праву можно назвать «дети подземелья». По всем остальным параметрам – это самая обычная школа, в которой происходит классическое, по американским меркам, обучение, не считая того, что данное учебное заведение является еще и туристической Меккой города.
Слайд 10Подземная школа «Або»
США
Начальная школа «Або» – уникальное учебное заведение, которое было
открыто в 1962 году. В период Холодной войны американский президент Джон Кеннеди пообещал создать много государственных и частных сооружений, которые можно будет использовать в качестве убежищ в случае ядерной войны. Первым объектом такого типа стала подземная школа «Або». Она была открыта в городке Артезия, расположенном вблизи от ракетного полигона «Уайт Сандс» и авиабазы ВВС «Розуэлл».
«Або» полностью находилась под землёй, а наземная игровая площадка была построена на её крыше. В школу можно было попасть через 3 входа, каждый из них был защищён мощной бронированной дверью весом в 800 кг. Также в «Або» имелось несколько дезактивационных душевых. По словам инженеров, эта начальная школа могла выдержать ядерный взрыв мощностью свыше 20 мегатонн. Ученики «Або» не знали, что учатся в бомбоубежище. В закрытой части их школы находился морг, электричество вырабатывалось автономным генератором, вода добывалась из подземной скважины, а воздух проходил через мощную фильтрационную систему. Ну а в одном из помещений хранились огромные запасы лекарств и провианта. Начальная школа «Або» просуществовала только 33 года. В 1995 году её закрыли, так как угроза ядерной войны миновала, а техническое обслуживание подобного учреждения обходилось слишком дорого.
Слайд 11Школа в горах
Китай
Гулу – крошечная деревушка в горном уезде Ханюань
(провинция Сычуань, Китай). Чтобы попасть в неё, необходимо пройти по извилистой горной дороге Луома, преодолев множество зигзагообразных поворотов и узких проходов между скалами, перебраться через семь шатких деревянных мостов, пролегающих над пропастями. Начальную школу в этой забытой Богом деревне основали в конце 80-х годов прошлого века. В школе Гулу работает лишь один учитель по имени Шен Цицзюнь, он прибыл в деревню, когда ему было 18 лет. Тогда в школе не было ни электричества, ни водопровода, ни даже туалетов. Шен собрал жителей деревни после того, когда один из школьников получил травму, пытаясь добраться до туалета в другом месте на горе. Жители собрали средства, вместе отремонтировал школу, добавили туалет и даже маленькую баскетбольную площадку. Правда, на ней дети играют очень осторожно, чтобы случайно не забросить мяч за гору.
Слайд 12Школа будущего
Школу будущего основали в 2006 году в городе Филадельфия. Обучение
детей здесь полностью компьютеризировано. Вместо тетрадей школьники используют программу для заметок OneNote, а преподаватели пользуются интерактивными досками. Каждый ученик имеет личный цифровой шкафчик, открывающийся с помощью ID-карты. Школе будущего пришлось столкнуться с множеством проблем. Главной из них было то, что многие из набранных учеников не имели необходимых навыков работы с компьютеризированными устройствами, поэтому переход на цифровое обучение давался им с трудом. В первый год по итогам успеваемости Школа будущего заняла последнее место в Филадельфии. Но сегодня это заведение считается успешным, учиться здесь престижно. Ученики Школы будущего демонстрируют отличные результаты в таких дисциплинах, как чтение, математика и информатика. Занятия начинаются в 9-00 и длятся до 16-00. Это почти полноценный рабочий день. Благодаря такому расписанию выпускники впоследствии с лёгкостью приспосабливаются к нормальному рабочему графику.
Слайд 13Свободная школа
Попасть в это учебное заведение хотел бы каждый школьник. Свободную
школу в Бруклине посещают и четырёхлетние дети, и семнадцатилетние подростки. Здесь нет никаких учебных планов, контрольных работ, семестровых оценок и даже домашнего задания. Дети сами выбирают, в какой класс и на какой урок им идти. Они имеют право не ходить в школу. Все школьные правила создаются учащимися.
Некоторые школьники могут на несколько месяцев «отстраниться» от своего класса, чтобы провести какое-то независимое исследование. Ученики могут играть или спать, ходить на уроки или прогуливаться по школьному двору, когда захотят. На одном занятии они могут обсуждать сериалы, на других – оценивать близлежащие рестораны или развлекательные центры. Еженедельно в свободной школе проходят собрания, где на обсуждение выносятся вопросы, связанные с правилами приёма новичков, особенностями управления учебным процессом и т. д. Занятия в школе проводят ученики; учителя выступают лишь в качестве координаторов. Директор свободной школы утверждает, что отсутствие каких-либо ограничений или правил помогает каждому ребёнку найти свой путь.
Слайд 14Эта школа очень интересна своей системой образования. Здесь нет точного расписания
уроков, деление на классы производится не по возрасту детей, а по их интересам, также в этой школе отсутствует домашнее задание. В школе Альфа руководствуются убеждением, что каждый ребенок индивидуален и к каждому нужен свой подход. К тому же в учебном процессе могут участвовать и родители, на добровольных началах помогая учителям во время учебного дня.
В основе философии школы Альфа лежит признание того, что каждый ребенок индивидуален,
у каждого своя скорость обучения и сфера интересов, поэтому в школе отсутствует распорядок дня и расписание уроков, а правила поведения диктуют сами ученики.
В этом учебном заведении учащиеся не получают оценок и у них отсутствует домашнее задание. Деление на классы происходит не по возрастному критерию, а по сфере интересов детей. Основные вопросы управления учебным заведением решаются на ежемесячных собраниях учеников, учителей и родителей.
При этом родители, на волонтерских началах, являются активными участниками образовательного процесса и помощниками учителя в течение учебного дня.
Девиз школы Альфа – совместное образование.
Альтернативная школа Альфа
Канада
Слайд 15Орестад – открытая школа
Копенгаген
Эта школа – современное архитектурное произведение искусства. Она
выделяется и архитектурой, и системой обучения. В школе нет деления помещения на классы. Сердце школы – огромная винтовая лестница, которая соединяет 4 этажа здания. Везде стоят мягкие диваны и пуфы, на которых ученики отдыхают и делают домашние задания. В школе практически нет стен, которые бы разъединяли детей, зато в этом необычном детском государстве очень высокие потолки – это не столько архитектурная особенность здания, сколько философия этой уникальной страны Знаний. Школьники учатся работать в пространстве без границ, используя свои умения и навыки для решения поставленных задач. В школе нет классических учебных пособий, ребята учатся по электронным книгам и используют информацию, полученную в Интернете.
Слайд 16Детям из кочевых племен на севере России приходится учиться в школах-интернатах
или совесем не получать образования. Так было до недавнего времени. Сейчас там появилась кочевая школа. Кенэлэкэн – филиал Харыйалахской средней школы Оленекского эвенкийского национального района.
Кенэлэкэн – кочевая школа
Россия. Якутия
В ней всего два-три педагога, а количество учащихся не превышает десяти, но ученики этой школы получают такие же знания, как и дети в обычных школах. На каждой новой стоянке кочевников помимо привычных сооружений теперь появляется еще и школьная палатка. Учеников можно пересчитать по пальцам. Однако, несмотря на малочисленность, впоследствии они мало в чем будут уступать своим сверстникам, которым повезло учиться в более стабильных условиях. Дети занимаются по специально составленному расписанию. Домашние задания и контрольные получают по интернету — все школы для детей оленеводов в рамках национального проекта имеют доступ к спутниковому интернету. После выполнения — отсылают их обратно, на проверку.
Слайд 17Но это всего лишь прелюдия для главного – обучающих поездок. Именно
они и считаются в школе самым полезным методом обучения. В итоге архитектура изучается не в стенах класса по старым книжкам, а прямо на улицах города. Образовательный процесс здесь построен как одно большое путешествие по просторам страны Знаний. Биология и география заменились походами в лес и спуску по реке на байдарках. Вместе с учителями ученики пишут собственные песни, создают музыкальные группы, придумывают сценарии для компьютерных игр и даже собирают роботов. В школе много внимания уделяется спорту, причем не только традиционному. Кто-то занимается обычным футболом, а кто-то – йогой, катается на горных велосипедах или осваивает фрисби. И поистине прав был немецкий писатель Эрнст Хайне, когда сказал: «Вы найдете больше знаний в буках и дубах, чем в книгах. Звери, деревья и камни хранят такие знания, которые не передаст вам никакой ученый».
Школа приключений
США
В Колорадо есть школа Watershed, которая прославилась своей нестандартной программой. Правительство США обеспокоилось тем, что в стране наметился настоящий упадок фермерской культуры. Поэтому появилась программа Farm to Table. В ней ученики должны посетить одну из шести местных ферм и обучиться работе там. В итоге все обучение превращается в красочное путешествие длиной в несколько лет. Конечно, дети изучают и традиционные предметы, математику и английский.
Слайд 18Хоровая академия
США
Миссия учителей этой школы – поспособствовать развитию в ребенке его
скрытых талантов. Поэтому основная программа состоит из различных видов исполнительских искусств: пения, танцев, игры на музыкальных инструментах. Во время вступительного собеседования потенциального ученика проверяют на чувство ритма, ориентацию во времени и концентрацию внимания. Однако первостепенной все-таки остается любовь ребенка к музыке. Если родители не могут позволить себе купить музыкальный инструмент, школа предоставит его ребенку во временное пользование. Без внимания не остается и физическое развитие учеников: в школе есть бейсбольная и футбольная команды и, конечно, группа чирлидеров.
В этой школе учат не только петь.
Здесь есть и классическая школьная учебная программа, и занятия спортом, но музыка является, конечно, главной составляющей обучения. В академии ребенка научат петь, играть на различных музыкальных инструментах и танцевать. В этой школе главной задачей является раскрытие творческого потенциала ребенка.
Слайд 19Школа приятного взаимодействия с миром США
Чтобы попасть в эту необычную школу,
нужно выиграть лотерею. Подход к процессу обучения в школе не менее оригинальный. Три принципа, на которой строится школьная политика, — удовольствие, безопасность и эмоциональное развитие. Программа основана на последних неврологических исследованиях, согласно которым залогом хорошей обучаемости являются позитивная атмосфера и активная вовлеченность. В школе есть стандартные общеобразовательные предметы, но в первую очередь детей в ней учат взаимодействию с окружающим миром и бытовым навыкам: шитью, кулинарии, садоводству. Учителя в шутку называют учеников «маленькими садовниками». И неудивительно: на территории школы высажены сотни деревьев, о которых необходимо заботиться. Дети питаются органическими фруктами, которые сами вырастили.
Слайд 20Школа поиска общего языка
Южная Корея
Юным эмигрантам непросто подружиться с новыми одноклассниками
в обычной школе. Незнание местных традиций часто становится поводом для насмешек, которые способны нанести ребенку психологическую травму. Многие учителя пусанской школы для иностранцев по образованию — психологи. Они учат своих воспитанников находить общий язык друг с другом, несмотря на то, что многие из них никогда не слышали о существовании страны, из которой приехал их новый одноклассник. Большинство детей изучают сразу три языка: корейский, английский, испанский. В программе также предусмотрены тематические занятия, которые не позволяют забыть культуру родной страны.
Здесь учатся дети эмигрантов или тех, кто приехал в Корею работать на продолжительный срок, а также мальчики и девочки, которые были переведены по обмену в одну из корейских школ и нуждаются в адаптации. Интенсивный режим необходим для того, чтобы быстрее приспособиться к новым жизненным условиям и впоследствии успешно поступить в один из корейских вузов.
Слайд 21В Тель-Авиве есть школа Бьялик-Рогозин. Уникальную школу посещают дети нелегальных эмигрантов
и беженцев. Они попадают в Израиль с самых разных точек планеты, происхождение и вероисповедание тоже у всех свое. Одно их роднит – многочисленные испытание, выпавшие на долю таких детей. Кто-то рано потерял родителей, а некоторые довольно сильно истощены, эмоционально и физически. Есть в школе и такие дети, которые вообще никогда раньше нигде не учились. Важно, что «Бьялик-Рогозин» дает детям не только основные знания. Их тут еще и кормят, поят и одевают. Учителя всячески стремятся окружить своих подопечных заботой и вниманием. Ведь эти дети – уже не чужие, они стали израильтянами. Следовательно, школа стала для них новым и теплым домом.
Школа для нелегалов и беженцев
Израиль