Презентация, доклад по автомобильной подготовке на тему Механизмы двигателя

Содержание

Тема: Общее устройство и работа двигателяЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяУЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:Изучить назначение, устройство и работу механизмов двигателя.Научить обучаемых определять неисправности механизмов двигателя и их причины по внешним признакам, способы их устранения.Изучить работы, выполняемые при техническом обслуживании механизмов двигателя.Устройство

Слайд 1ТЕМА 2: Общее устройство и работа двигателя ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ №2: Механизмы двигателя
Устройство и

техническое обслуживание транспортных средств
ТЕМА 2: Общее устройство и работа двигателя  ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ №2: Механизмы двигателяУстройство и техническое обслуживание транспортных

Слайд 2Тема: Общее устройство и работа двигателя
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
Изучить назначение, устройство

и работу механизмов двигателя.
Научить обучаемых определять неисправности механизмов двигателя и их причины по внешним признакам, способы их устранения.
Изучить работы, выполняемые при техническом обслуживании механизмов двигателя.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Тема: Общее устройство и работа двигателяЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяУЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:Изучить назначение, устройство и работу механизмов двигателя.Научить обучаемых определять

Слайд 3Тема: Общее устройство и работа двигателя
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
Назначение, устройство и

работа кривошипно-шатунного механизма.
Назначение, устройство и работа механизма газораспределения.
Характерные неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, возникающие при эксплуатации автомобиля, их признаки, причины и способы устранения, техническое обслуживание.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Тема: Общее устройство и работа двигателяЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяУЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма.Назначение, устройство и работа

Слайд 4Тема: Общее устройство и работа двигателя
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
ЛИТЕРАТУРА:
Автомобильная подготовка / Омелян

Н.Г. и др. /, учебник, утверждён начальником ГАБТУ МО РФ, – Челябинск: МО РФ, 2006.
Автоутопия, авто портал, http://avtoutopiya.ru/articles_1.
Автошкола МУСТАНГ, http://akpspb.ru/blog/avto/avto/21

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Тема: Общее устройство и работа двигателяЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяЛИТЕРАТУРА:Автомобильная подготовка / Омелян Н.Г. и др. /, учебник, утверждён

Слайд 5Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
Кривошипно-шатунный механизм

(КШМ) предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения поршня в цилиндре во вращательное движение коленчатого вала двигателя.
В состав кривошипно-шатунного механизма двигателя входят две группы деталей: неподвижные и подвижные.
К неподвижным деталям относятся:
блок цилиндров с картером;
головка блока цилиндров;
крышка головки блока цилиндров;
картер маховика и сцепления;
поддон картера ДВС;
гильзы блока цилиндров и прокладки.
Подвижными деталями являются:
поршни;
поршневые кольца (компрессионные
и маслосъёмные);
поршневые пальцы со стопорными кольцами;
шатуны и вкладыши;
коленчатый вал и маховик.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизмаЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяКривошипно-шатунный механизм (КШМ) предназначен для преобразования возвратно-поступательного движения

Слайд 6Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
Устройство и

техническое обслуживание транспортных средств
Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизмаЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяУстройство и техническое обслуживание транспортных средств

Слайд 7Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
Рассмотрим неподвижные

элементы КШМ
Блок цилиндров. Это сложная отливка с множеством отверстий и наплывов. По сути, это фундамент всего ДВС с рубашками охлаждения и каналами для смазки трущихся деталей. А самое главное то, что именно в блоке цилиндров и располагаются те самые гильзы цилиндров, где и двигаются поршни.
Является цельнолитой деталью, объединяющей собой цилиндры двигателя. На блоке цилиндров имеются опорные поверхности для установки коленчатого вала, к верхней части блока, как правило, крепится головка блока цилиндров, нижняя часть является частью картера. Таким образом, блок цилиндров является основой двигателя, на которую навешиваются остальные детали.
Отливается, как правило – из чугуна, реже – алюминия.
Чугунный блок наиболее жёсткий, а значит – при прочих равных выдерживает наиболее высокую степень форсировки и наименее чувствителен к перегреву. Теплоёмкость чугуна примерно вдвое ниже, чем алюминия, а значит, двигатель с чугунным блоком быстрее прогревается до рабочей температуры. Однако, чугун весьма тяжёл (в 2,7 раза тяжелее алюминия), склонен к коррозии, а его теплопроводность примерно в 4 раза ниже, чем у алюминия, поэтому у двигателя с чугунным картером система охлаждения работает в более напряжённом режиме.
Алюминиевые блоки цилиндров лёгкие и лучше охлаждаются, однако в этом случае возникает проблема с материалом, из которого выполнены непосредственно стенки цилиндров. Если поршни двигателя с таким блоком сделать из чугуна или стали, то они очень быстро износят алюминиевые стенки цилиндров. Если же сделать поршни из мягкого алюминия, то они просто «схватятся» со стенками, и двигатель мгновенно заклинит.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизмаЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяРассмотрим неподвижные элементы КШМБлок цилиндров. Это сложная отливка

Слайд 8Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
Устройство и

техническое обслуживание транспортных средств
Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизмаЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяУстройство и техническое обслуживание транспортных средств

Слайд 9Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
Блок цилиндров
Цилиндры

в блоке цилиндров могут являться как частью отливки блока цилиндров, так и быть отдельными сменными втулками, которые могут быть «мокрыми» или «сухими». Помимо образующей части двигателя, блок цилиндров несёт дополнительные функции, такие как основа системы смазки – по отверстиям в блоке цилиндров масло под давлением подаётся к местам смазки, а в двигателях жидкостного охлаждения основа системы охлаждения – по аналогичным отверстиям жидкость циркулирует по блоку цилиндров.
Стенки внутренней полости цилиндра служат также направляющими для поршня при его перемещениях между крайними положениями. Поэтому длина образующих цилиндра предопределяется величиной хода поршня.
Цилиндр работает в условиях переменных давлений в надпоршневой полости. Внутренние стенки его соприкасаются с пламенем и горячими газами, раскалёнными до температуры 1500…2500 °С. К тому же средняя скорость скольжения поршневого комплекта по стенкам цилиндра в автомобильных двигателях достигает 12…15 м/сек. при недостаточной смазке. Поэтому материал, употребляемый для изготовления цилиндров, должен обладать большой механической прочностью, а сама конструкция стенок повышенной жёсткостью. Стенки цилиндров должны хорошо противостоять истиранию при ограниченной смазке и обладать общей высокой стойкостью против других возможных видов износа.
В соответствии с этими требованиями в качестве основного материала для цилиндров применяют перлитный серый чугун с небольшими добавками легирующих элементов (никель, хром и др.). Применяют также высоколегированный чугун, сталь, магниевые и алюминиевые сплавы.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизмаЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяБлок цилиндровЦилиндры в блоке цилиндров могут являться как

Слайд 10Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
Головка блока

цилиндров. Не менее сложная отливка из алюминия.
Является второй по значимости и по величине составной частью двигателя. В головке расположены камеры сгорания, клапаны и свечи цилиндров, в ней же на подшипниках вращается распределительный вал с кулачками. Так же, как и в блоке цилиндров, в его головке имеются водяные и масляные каналы и полости. Головка крепится к блоку цилиндров и, при работе двигателя, составляет с блоком единое целое.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизмаЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяГоловка блока цилиндров. Не менее сложная отливка из

Слайд 11Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
Поддон картера.

Закрывает снизу картер двигателя (отливается как единое целое с блоком цилиндров) и используется как резервуар для масла и защищает детали двигателя от загрязнения. В нижней части поддона имеется пробка для слива моторного масла. Поддон крепится к картеру болтами. Для предотвращения утечки масла между ними устанавливается прокладка.









Клапанная крышка. По сути, и есть продолговатая крышка, которая одевается на верхнюю часть головки блока цилиндров, скрывая распределительные валы механизма газораспределения.

Картеры. Считайте полости, в которых располагаются различные элементы, типа маховика.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизмаЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяПоддон картера. Закрывает снизу картер двигателя (отливается как

Слайд 12Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
Рассмотрим подвижные

элементы КШМ
Поршень. Это деталь цилиндрической формы, совершающая возвратно поступательное движение внутри цилиндра и служащая для превращения изменения давления газа, пара или жидкости в механическую работу, или наоборот – возвратно-поступательного движения в изменение давления.
Поршень подразделяется на три части, выполняющие различные функции:
днище;
уплотняющая часть;
направляющая часть (юбка).






Форма днища зависит от выполняемой поршнем функции. К примеру, в двигателях внутреннего сгорания форма зависит от расположения свечей, форсунок, клапанов, конструкции двигателя и других факторов. При вогнутой форме днища образуется наиболее рациональная камера сгорания, но в ней более интенсивно происходит отложение нагара. При выпуклой форме днища увеличивается прочность поршня, но ухудшается форма камеры сгорания.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизмаЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяРассмотрим подвижные элементы КШМПоршень. Это деталь цилиндрической формы,

Слайд 13Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
Поршень
Днище

и уплотняющая часть образуют головку поршня. В уплотняющей части поршня располагаются компрессионные и маслосъёмные кольца.
Расстояние от днища поршня до канавки первого компрессионного кольца называют огневым поясом поршня. В зависимости от материала, из которого сделан поршень, огневой пояс имеет минимально допустимую высоту, уменьшение которой может привести к прогару поршня вдоль наружной стенки, а также разрушению посадочного места верхнего компрессионного кольца.
Функции уплотнения, выполняемые поршневой группой, имеют большое значение для нормальной работы поршневых двигателей. О техническом состоянии двигателя судят по уплотняющей способности поршневой группы. Например, в автомобильных двигателях не допускается, чтобы расход масла из-за угара его вследствие избыточного проникновения (подсоса) в камеру сгорания превышал 3% от расхода топлива.
Юбка поршня (тронк) является его направляющей частью при движении в цилиндре и имеет два прилива (бобышки) для установки поршневого пальца. Для снижения температурных напряжений поршня с двух сторон, где расположены бобышки, с поверхности юбки, удаляют металл на глубину 0,5…1,5 мм. Эти углубления, улучшающие смазывание поршня в цилиндре и препятствующие образованию задиров от температурных деформаций, называются «холодильниками». В нижней части юбки также может располагаться маслосъёмное кольцо.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизмаЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяПоршень Днище и уплотняющая часть образуют головку поршня.

Слайд 14Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
Поршень













Для изготовления

поршней применяются серые чугуны и алюминиевые сплавы.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизмаЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяПоршеньДля изготовления поршней применяются серые чугуны и алюминиевые

Слайд 15Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
Поршень
Чугун
Достоинства:

Поршни из чугуна прочны и износостойки.
Благодаря небольшому коэффициенту линейного расширения они могут работать с относительно малыми зазорами, обеспечивая хорошее уплотнение цилиндра.
Недостатки: Чугун имеет довольно большой удельный вес. В связи с этим область применения чугунных поршней ограничивается сравнительно тихоходными двигателями, в которых силы инерции возвратно движущихся масс не превосходят одной шестой от силы давления газов на днище поршня.
Чугун имеет низкую теплопроводность, поэтому нагрев днища у чугунных поршней достигает 350…400 °C. Такой нагрев нежелателен особенно в карбюраторных двигателях, так как он служит причиной возникновения калильного зажигания.
Алюминий
Подавляющее большинство современных автомобильных двигателей имеют алюминиевые поршни.
Достоинства:
малая масса (как минимум на 30% меньше по сравнению с чугунными);
высокая теплопроводность (в 3…4 раза выше теплопроводности чугуна), обеспечивающая нагрев днища поршня не более 250 °C, что способствует лучшему наполнению цилиндров и позволяет повысить степень сжатия в бензиновых двигателях;
хорошие антифрикционные свойства.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизмаЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяПоршень ЧугунДостоинства: Поршни из чугуна прочны и износостойки.Благодаря

Слайд 16Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
Поршневой палец.

Представляет собой стальную втулку, которая вставляется в юбку поршня (это его нижняя часть), на среднюю часть которой одевается шатун. Таким образом, поршневой палец представляет собой механизм соединения поршня и шатуна. В юбке поршня он фиксируется стопорными кольцами.

Шатун. Это штампованная или кованая деталь, соединяющая поршень (посредством поршневого пальца) и шатунную шейку коленчатого вала. Служит для передачи возвратно-поступательных движений от поршня на коленчатый вал.
Для меньшего износа шатунных шеек коленчатого вала между ними и шатунами помещают специальные вкладыши, которые имеют антифрикционное покрытие. По назначению носят название подшипников скольжения, по своей сути являются железными прокладками, обеспечивающими определённую плотность и подвижность соединения шатуна с коленом вала.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизмаЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяПоршневой палец. Представляет собой стальную втулку, которая вставляется

Слайд 17Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
Коленчатый вал

– деталь сложной формы, имеющая шейки для крепления шатунов, от которых воспринимает усилия и преобразует их в крутящий момент.
Коленчатые валы изготовляют из углеродистых, хромомарганцевых, хромоникельмолибденовых, и других сталей, а также из специальных высокопрочных чугунов.
Основные элементы коленчатого вала
Коренная шейка – опора вала, лежащая в коренном подшипнике, размещённом в картере двигателя.
Шатунная шейка – опора, при помощи которой вал связывается с шатунами (для смазки шатунных подшипников имеются масляные каналы).
Щёки – связывают коренные и шатунные шейки.
Передняя выходная часть вала (носок) – часть вала, на которой крепится зубчатое колесо или шкив отбора мощности для привода газораспределительного механизма (ГРМ) и различных вспомогательных узлов, систем и агрегатов.
Задняя выходная часть вала (хвостовик) – часть вала, соединяющаяся с маховиком или массивной шестернёй отбора основной части мощности.
Противовесы – обеспечивают разгрузку коренных подшипников
от центробежных сил инерции первого порядка неуравновешенных
масс кривошипа и нижней части шатуна.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизмаЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяКоленчатый вал – деталь сложной формы, имеющая шейки

Слайд 18Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизма
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
Маховик. Представляет

собой чугунный диск с зубчатым венцом на окружности. Зубчатый венец необходим для запуска ДВС посредством стартера, который входит в зацепление с венцом. А также обеспечивает равномерное вращение коленчатого вала, так как последний склонен к колебаниям из-за того, что работа, которую совершают газы, при расширении в камерах сгорания происходит не всегда, а лишь при определённом положении коленчатого вала.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 1: Назначение, устройство и работа кривошипно-шатунного механизмаЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяМаховик. Представляет собой чугунный диск с зубчатым венцом

Слайд 19Вопрос 2: Назначение, устройство и работа механизма газораспределения
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
Газораспределительный механизм

(ГРМ) предназначен для наполнения камер сгорания цилиндров очередной порцией свежего воздуха или топливовоздушной смеси определённого объёма, а также выпуска отработавших газов, согласно тактам работы ДВС. Помимо этого, ГРМ отвечает за надёжную изоляцию камер сгорания от окружающей среды в ходе такта «сжатия» и «расширения».

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 2: Назначение, устройство и работа механизма газораспределенияЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяГазораспределительный механизм (ГРМ) предназначен для наполнения камер сгорания

Слайд 20Вопрос 2: Назначение, устройство и работа механизма газораспределения
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
Конструкции ГРМ

могут разниться, но так или иначе к основным элементам можно отнести:
приводной ремень или цепь;
механизмы натяжения и успокоения;
распределительный вал или валы с кулачками и коромыслами;
толкатели и штанги (если таковые имеются в конструкции);
направляющие втулки;
впускные и выпускные клапаны с пружинами;
муфты изменения фаз газораспределения (если таковые предусмотрены конструкцией);
детали крепления, размещённые на или в головке блока цилиндров.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 2: Назначение, устройство и работа механизма газораспределенияЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяКонструкции ГРМ могут разниться, но так или иначе

Слайд 21Вопрос 2: Назначение, устройство и работа механизма газораспределения
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
Устройство и

техническое обслуживание транспортных средств
Вопрос 2: Назначение, устройство и работа механизма газораспределенияЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяУстройство и техническое обслуживание транспортных средств

Слайд 22Вопрос 2: Назначение, устройство и работа механизма газораспределения
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
Привод ГРМ.

Как мы уже сказали выше, он может быть ремённым, то есть по средствам зубчатого ремня, или цепным, то есть с помощью стальной цепи. Суть в том и в другом случае одна: на шестерню коленчатого вала надевается ремень или цепь, которые далее одеваются на шестерню распределительного вала. Вращаясь, шестерня коленчатого вала двигателя тянет привод, который начинает вращать шестерню распределительного вала ГРМ. В случае с ремённым приводом, в конструкции всегда используется ролик натяжителя с натяжителем, который исключает провисания ремня и возможность перескакивания зубьев ремня. В ряде случаев в конструкции могут быть ещё и обводной (паразитный) ролик. В конструкции цепного привода, помимо шестерён, имеется натяжитель с башмаком и успокоитель. Их присутствие в конструкции имеет то же назначение, что и в ремённом приводе.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 2: Назначение, устройство и работа механизма газораспределенияЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяПривод ГРМ. Как мы уже сказали выше, он

Слайд 23Вопрос 2: Назначение, устройство и работа механизма газораспределения
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
Распределительный вал.

Приводится в движение с помощью приводного ремня или цепи и обеспечивает своевременное открытие и закрытие клапанов по средствам кулачков. В конструкции может быть один общий вал на впуск и на выпуск (SOHC) или два отдельных вала на впуск и на выпуск соответственно (DOHC). На современных автомобилях чаще используется конструкция с двумя валами, так как подобная конструкция обеспечивает большую гибкость в работе впуска и выпуска, в зависимости от условий работы ДВС. Также можно разделить ДВС на нижнее вальное расположение и на верхнее. В современных автомобилях преимущественно используется верхнее расположение. При нижнем расположении в конструкцию внедряются толкатели и штанги. По сути, это рычаги, которые передают усилие от распределительного вала к коромыслам. С верхним расположением вала необходимость в этих промежуточных элементах отпадает.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 2: Назначение, устройство и работа механизма газораспределенияЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяРаспределительный вал. Приводится в движение с помощью приводного

Слайд 24Вопрос 2: Назначение, устройство и работа механизма газораспределения
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
Составной частью

распределительного вала являются его кулачки, количество которых соответствует количеству впускных и выпускных клапанов двигателя. Представляют собой технологические наплывы на распределительном вале в виде эллипсов или эксцентриков, напоминающих в профиль куриное яйцо. Таким образом, каждому клапану соответствует индивидуальный кулачок, который и открывает клапан, набегая на рычаг толкателя клапана. Когда кулачок «сбегает» с рычага, клапан закрывается под действием мощной возвратной пружины.
Двигатели с рядной конфигурацией цилиндров и одной парой клапанов на цилиндр обычно имеют один распределительный вал (в случае четырёх клапанов на каждый цилиндр, два), а V-образные и оппозитные – либо один в развале блока, либо два, по одному на каждый полублок (в каждой головке блока). Двигатели, имеющие 3 клапана на цилиндр (чаще всего два впускных и один выпускной), обычно имеют один распределительный вал на головку блока, а имеющие 4 клапана на цилиндр (два впускных и 2 выпускных) имеют 2 распределительных вала в каждой головке блока.
Современные двигатели иногда имеют системы регулировки фаз газораспределения, то есть механизмы, которые позволяют проворачивать распределительный вал относительно приводной звёздочки, тем самым изменяя момент открытия и закрытия (фазу) клапанов, что позволяет более эффективно наполнять рабочей смесью цилиндры на разных оборотах.
Коромысла. Служат для передачи усилия от кулачков распределительного вала на стержни клапанов, а также изменения его направления. Устанавливаются они на стержни, которые крепятся в головке блока цилиндров.
Направляющие втулки. Собственно говоря, это тоннели, в которых ходят клапаны.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 2: Назначение, устройство и работа механизма газораспределенияЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяСоставной частью распределительного вала являются его кулачки, количество

Слайд 25Вопрос 2: Назначение, устройство и работа механизма газораспределения
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
Клапаны. Детали

в форме гриба или гвоздя с большой шляпкой. Имеют плавный переход от головки к стержню для наименьшего сопротивления хода газов. Головки клапанов имеют фаски, которые представляют собой шлифованную конусную поверхность для наиболее плотного прилегания к седлу, то есть к поверхности головки блока цилиндров. Клапаны всегда притираются к сёдлам для обеспечения наилучшего прилегания к поверхности седла, что обеспечивает герметичность. В обычном, спокойном положении клапан прижимается к седлу клапанной пружиной, а отжимается от неё лишь кратковременно под действием коромысла, которое в свою очередь приводится в движение кулачком распределительного вала.
Клапаны бывают впускными, через которые в цилиндр поступает топливовоздушная смесь или воздух, и выпускными, через которые из цилиндров выводится отработавшие газы. На каждый цилиндр приходится как минимум по одному клапану каждого вида. Но их может быть и больше. На современных автомобилях, как правило, устанавливается по два клапана на впуск и столько же на выпуск.
Для лучшего наполнения цилиндров горючей смесью диаметр головки впускного клапаны делают значительно больше, чем диаметр выпускного. Так как клапаны работают в условиях высоких температур, их изготавливают из высококачественных сталей. Впускные клапаны делают из хромистой стали, выпускные из жаростойкой, так как последние соприкасаются с горючими отработавшими газами и нагреваются до 600…800 °С. Высокая температура нагрева клапанов вызывает необходимость установки в головке цилиндров специальных вставок из жаростойкого чугуна, которые называются сёдлами.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 2: Назначение, устройство и работа механизма газораспределенияЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяКлапаны. Детали в форме гриба или гвоздя с

Слайд 26Вопрос 2: Назначение, устройство и работа механизма газораспределения
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
Фазы газораспределения
Под

фазами газораспределения понимают моменты открытия и закрытия клапанов относительно мёртвых точек, выраженных в градусах угла поворота коленчатого вала.
При рассмотрении рабочих процессов двигателей в первом приближении было принято, что открытие и закрытие клапанов происходит в мёртвых точках.
Однако в действительности это не совсем так. Клапаны открываются и закрываются с некоторым, иногда очень значительным, опережением или запаздыванием, что необходимо для улучшения наполнения цилиндров чистым воздухом (дизели) или горючей смесью (карбюраторные двигатели) и лучшей очистки их от отработавших газов. Моменты открытия и закрытия клапанов, выраженные в градусах угла поворота коленчатого вала по отношению к соответствующим мёртвым точкам, называют фазами газораспределения и изображают в виде круговых диаграмм. Рассмотрим общую диаграмму фаз газораспределения четырёхтактного двигателя. Впускной клапан открывается (точка 1) с опережением (угол α), т.е. до прихода кривошипа коленчатого вала и поршня в ВМТ. Вследствие этого в начале движения поршня вниз впускной клапан будет уже открыт на значительную величину и наполнение цилиндра (вследствие разрежения) воздухом или горючей смесью улучшается. Закрывается впускной клапан (точка 2) с запаздыванием (угол δ), т.е. кривошип вала и поршень проходят НМТ, поднимаются вверх, совершая такт сжатия, а клапан в это время ещё открыт и горючая смесь или воздух по инерции заполняют цилиндр.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 2: Назначение, устройство и работа механизма газораспределенияЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяФазы газораспределенияПод фазами газораспределения понимают моменты открытия и

Слайд 27Вопрос 2: Назначение, устройство и работа механизма газораспределения
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
Фазы газораспределения
Выпускной

клапан открывается (точка 3) до прихода кривошипа коленчатого вала и поршня в НМТ, т.е. с опережением (угол γ). Поршень движется вниз, а отработавшие газы уже начинают выходить из цилиндра, так как давление в нем больше атмосферного. Закрытие выпускного клапана (точка 4) происходит с запаздыванием (угол β) – после перехода кривошипом вала и поршнем ВМТ. В этом случае используется отсасывающее действие потока газов в выпускном трубопроводе.
Таким образом, в результате открытия выпускного клапана с опережением и закрытия его с запаздыванием улучшается очистка цилиндра от отработавших газов. Анализируя диаграмму, видим, что в течение некоторого времени коленчатый вал поворачивается на угол, равный сумме углов α + β, открыты оба клапана – впускной и выпускной. Этот период называют перекрытием клапанов.
Для правильной установки фаз газораспределения распределительные зубчатые колеса двигателя необходимо точно соединять по меткам.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 2: Назначение, устройство и работа механизма газораспределенияЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяФазы газораспределенияВыпускной клапан открывается (точка 3) до прихода

Слайд 28Вопрос 3: Характерные неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, возникающие при эксплуатации

автомобиля, их признаки, причины и способы устранения, техническое обслуживание

ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя

Возможные неисправности КШМ, причины, признаки и способы устранения:
1. Износ коренных и шатунных шеек коленчатого вала и их подшипников.
Причины неисправности:
ослабление крепления крышек подшипников;
применение масла несоответствующего сорта;
ослабление крепления маховика на валу;
естественный износ сопряжённых поверхностей.
Признаки неисправности: глухие стуки, которые прослушиваются при переходе на большую частоту вращения.
Для устранения неисправности необходимо:
расточить коленчатый вал под очередной ремонтный размер и заме-нить вкладыши;
подтянуть болты крепления маховика и зашплинтовать их;
заменить масло в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 3: Характерные неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, возникающие при эксплуатации автомобиля, их признаки, причины и способы

Слайд 29Вопрос 3: Характерные неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, возникающие при эксплуатации

автомобиля, их признаки, причины и способы устранения, техническое обслуживание

ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя

Возможные неисправности КШМ, причины, признаки и способы устранения:
2. Износ поршневых пальцев, отверстий в бобышках поршней или бронзовых втулок в верхних головках шатунов.
Причины неисправности:
применение масла не соответствующего сорта;
предельный износ сопряжённых поверхностей;
некачественная обработка сопряжённых поверхностей.
Признаки неисправности: звонкие металлические звуки при резком изменении частоты вращения коленчатого вала.
Для устранения неисправности необходимо: заменить масло и изношенные детали.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 3: Характерные неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, возникающие при эксплуатации автомобиля, их признаки, причины и способы

Слайд 30Вопрос 3: Характерные неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, возникающие при эксплуатации

автомобиля, их признаки, причины и способы устранения, техническое обслуживание

ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя

Возможные неисправности КШМ, причины, признаки и способы устранения:
3. Износ поршней и гильз цилиндров, уменьшение компрессии в цилиндрах.
Причины неисправности:
длительная работа двигателя с большими нагрузками;
частый перегрев двигателя;
естественный износ сопряжения;
износ поршневых колец.
Признаки неисправности:
щелкающие звуки, которые прослушиваются при запуске и прогреве двигателя;
признаком падения компрессии является лёгкое проворачивание карбюраторного двигателя пусковой рукояткой, падение мощности, дымный выхлоп, повышенный расход моторного масла, неплотное прилегание клапанов, прогорание прокладки головки блока цилиндров.
Для устранения неисправности необходимо:
заменить изношенные поршни и кольца;
очистить кольца и канавки поршня от нагара;
очистить посадочные фаски клапанов и их седел, а при необходимости отрегулировать зазоры в клапанах;
заменить прогоревшую прокладку головки блока цилиндров, подтянуть гайки крепления головки блока цилиндров.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 3: Характерные неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, возникающие при эксплуатации автомобиля, их признаки, причины и способы

Слайд 31Вопрос 3: Характерные неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, возникающие при эксплуатации

автомобиля, их признаки, причины и способы устранения, техническое обслуживание

ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя

Возможные неисправности ГРМ, причины, признаки и способы устранения:
1. Подгорание рабочих фасок клапанов и седел, а также неполное открытие и закрытие клапанов.
Причины неисправности:
перегрев двигателя;
нарушение регулировки зазора в клапанном механизме.
Признаки неисправности: признаками указанных неисправностей служат стуки под крышками клапанов и падение мощности двигателя.
Для устранения неисправности необходимо: отрегулировать зазор в клапанном механизме; выполнить притирку клапанов.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 3: Характерные неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, возникающие при эксплуатации автомобиля, их признаки, причины и способы

Слайд 32Вопрос 3: Характерные неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, возникающие при эксплуатации

автомобиля, их признаки, причины и способы устранения, техническое обслуживание

ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя

Техническое обслуживание кривошипно-шатунного и распределительного механизмов двигателя заключается в проверке технического состояния, выявлении неисправностей и их устранении, подтяжке креплений головки блока цилиндров и других резьбовых соединений, проверке и регулировке зазоров в распределительном механизме.
При ежедневном техническом обслуживании (ЕТО) выполняется очистка головки блока цилиндров двигателя от пыли и грязи.
При ТО-1 выполняются работы, предусмотренные ЕТО, а также проверяется крепление двигателя к раме машины, крышек распределительного механизма.
При ТО-2 дополнительно к перечисленным работам проверяются крепление головки блока цилиндров, зазоры между клапанами и носками коромысел (толкателями), а также общее техническое состояние механизмов по величине компрессии, давлению масла в смазочной системе, утечке сжатого воздуха. При необходимости могут очищаться от нагара камеры сгорания.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 3: Характерные неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, возникающие при эксплуатации автомобиля, их признаки, причины и способы

Слайд 33Вопрос 3: Характерные неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, возникающие при эксплуатации

автомобиля, их признаки, причины и способы устранения, техническое обслуживание

ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя

Основные неисправности КШМ проявляются в ненормальных стуках и шумах при работе двигателя, уменьшении компрессии в цилиндрах, перерасходе горючего, повышенном расходе масла, дымном выпуске.
Неисправности ГРМ заключаются в нарушении зазоров между стержнями клапанов и носками коромысел (толкателями), что ведёт к нарушению фаз распределения и ухудшению наполнения цилиндров. Большие зазоры, кроме того, вызывают преждевременный износ деталей распределительного механизма и стуки. Малые зазоры или их отсутствие приводят к неплотной посадке клапанов и пропуску рабочей смеси во впускной и выпускной коллекторы, вследствие чего падает компрессия в цилиндрах двигателя и его мощность, появляются вспышки во впускном коллекторе и хлопки в выпускном коллекторе и глушителе.
Стуки и шумы при работе механизмов двигателя возникают в результате износа основных деталей и появления между ними увеличенных зазоров. Стуки прослушиваются автостетоскопом в определённых зонах двигателя. По месту выявления стука или постороннего шума устанавливается неисправность деталей кривошипно-шатунного или распределительного механизмов.
При наличии стуков и шумов эксплуатация двигателя до устранения неисправностей не допускается, так как их появление свидетельствует о наличии большого износа деталей или значительного зазора между ними. Несвоевременная замена изношенных деталей или восстановление нормального зазора может привести к поломке двигателя. Поэтому все изношенные детали заменяются, а регулируемые зазоры восстанавливаются путём проведения регулировочных работ.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 3: Характерные неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, возникающие при эксплуатации автомобиля, их признаки, причины и способы

Слайд 34Вопрос 3: Характерные неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, возникающие при эксплуатации

автомобиля, их признаки, причины и способы устранения, техническое обслуживание

ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя

Уменьшение компрессии в цилиндрах двигателя возникает при износе или залегании поршневых колец, износе поршней и цилиндров, неплотном закрытии клапанов. Компрессия в цилиндрах проверяется компрессометром со шкалой: до 10 кгс/см2 (1 МПа) – для бензиновых двигателей и до 60 кгс/см2 (6 МПа) – для дизелей.
Перед проверкой двигатель прогревают до температуры охлаждающей жидкости – 70…80 °С. Дроссельную и воздушную заслонки полностью открывают, свечи выворачивают.
Для замера компрессии бензинового двигателя компрессометр резиновым наконечником поочерёдно устанавливают в свечное отверстие каждого цилиндра. Коленчатый вал каждый раз проворачивают стартером на 10…12 оборотов.
Величина компрессии в исправном цилиндре должна быть 6,5…7,5 кгс/см2 (650…750 кПа), причём разница в величине компрессии между цилиндрами не должна превышать 1 кгс/см2 (100 кПа), Уменьшение компрессии в цилиндре на 30…40% ниже нормы является признаком неисправности (поломка или залегание поршневых колец, не герметичность клапанов, повреждение прокладки головки блока).
Все выявленные неисправности должны немедленно устраняться.
Компрессию в цилиндрах дизельного двигателя замеряют при работе на холостом ходу (при 450…550 об/мин) и температуре охлаждающей жидкости не ниже 70 °С. Для замера компрессометр устанавливают вместо форсунки проверяемого цилиндра.
У исправных двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238, КамАЗ-740 компрессия должна быть не менее 30 кгс/см2 (3 МПа).

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 3: Характерные неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, возникающие при эксплуатации автомобиля, их признаки, причины и способы

Слайд 35Вопрос 3: Характерные неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, возникающие при эксплуатации

автомобиля, их признаки, причины и способы устранения, техническое обслуживание

ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя

Факторы, влияющие на продолжительность работы двигателя
Первый фактор, уменьшающий ресурс двигателя – частые перегрузки автомобиля. Если загрузка салона, багажника и прицепа превышает все разумные пределы, то, двигаясь на такой перегруженной машине продолжительное время, Вы рискуете выработать ресурс двигателя ранее вышеуказанного срока.
Водители, полагающие, что металл выдержит всё – очень сильно ошибаются. Попробуем «примерить» это утверждение на себя:
Если сумка, с которой Вы идёте по улице, весит 1,5…2 кг, то можно долго не ощущать усталости. А теперь давайте возьмём на прогулку свой любимый телевизор с диагональю 51 см и, «погуляв» по набережным часика этак два, оценим своё состояние. А ведь в отличие от нашего с Вами организма, металл претерпевает необратимые изменения.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 3: Характерные неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, возникающие при эксплуатации автомобиля, их признаки, причины и способы

Слайд 36Вопрос 3: Характерные неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, возникающие при эксплуатации

автомобиля, их признаки, причины и способы устранения, техническое обслуживание

ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя

Факторы, влияющие на продолжительность работы двигателя
Вторым фактором, влияющим на срок службы Вашего двигателя, является движение с максимально возможной скоростью длительное время.
Если на трёхкилометровой дистанции по кроссу, Вы будете бежать также быстро, как и на 100 метров, то Вам не избежать быстрого уставания и потери сил. Сразу вспоминается фраза из песни В. Высоцкого: «Он на десять тыщь, рванул как на пятьсот... и... спёкся!». Последствия для человеческого организма могут быть плачевными. То же самое происходит и с двигателем автомобиля. Жаль, что многие начинают понимать это слишком поздно.
Мы с Вами не так далеко ушли от тех «страшно» больших цифр (температуры, давление, скорости...), характеризующих условия, в которых работают механизмы двигателя, чтобы Вы успели их забыть. Согласитесь, что количество «взрывов» в цилиндрах, периодичность колебаний температуры и давления за одну секунду, не могут не влиять на продолжительность «жизни» деталей двигателя.

Третий фактор, ускоряющий износ двигателя – экология. Грязный воздух и грязные дороги укорачивают жизнь не только человеку, но и разрушающе действуют на структуру металла, уменьшая ресурс двигателя. Поэтому не забывайте вовремя производить замену фильтров, по мере возможности применяйте чистые масла и бензин, следите за внешним видом двигателя своего автомобиля. Хотя бы пару раз в год, его следует очищать от грязи и мыть с использованием специальных жидкостей.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Вопрос 3: Характерные неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, возникающие при эксплуатации автомобиля, их признаки, причины и способы

Слайд 37Тема: Общее устройство и работа двигателя
ЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателя
ЗАДАНИЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ:
[1]

Изучить и дополнить конспект занятия: устройство, принцип работы КШМ и ГРМ бензинового и дизельного двигателей.

Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

Тема: Общее устройство и работа двигателяЗАНЯТИЕ: Механизмы двигателяЗАДАНИЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ:[1] Изучить и дополнить конспект занятия: устройство,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть