Презентация, доклад по автомобильной подготовке на тему Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Проверка индивидуальных психофизиологических качеств водителя

Содержание

Тема: Психологические основы безопасного управления транспортным средствомЗАНЯТИЕ: Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Проверка индивидуальных психофизиологических качеств водителяУЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:Рассмотреть практические методы совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя.Получить практический навык в проверке индивидуальных психофизиологических

Слайд 1ТЕМА 20: Психологические основы безопасного управления транспортным средством ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №13: Применение практических

методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Проверка индивидуальных психофизиологических качеств водителя

Основы безопасного управления транспортным средством

ТЕМА 20: Психологические основы безопасного управления транспортным средством  ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №13: Применение практических методов совершенствования психофизиологических

Слайд 2Тема: Психологические основы безопасного управления транспортным средством
ЗАНЯТИЕ: Применение практических методов совершенствования

психофизиологических и психологических качеств водителя. Проверка индивидуальных психофизиологических качеств водителя

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
Рассмотреть практические методы совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя.
Получить практический навык в проверке индивидуальных психофизиологических качеств водителя
Формировать способность управлять транспортным средством категории «С» в условиях реального дорожного движения, организовывать перевозку личного состава и техники на автомобильном транспорте

Основы безопасного управления транспортным средством

Тема: Психологические основы безопасного управления транспортным средствомЗАНЯТИЕ: Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Проверка

Слайд 3Тема: Психологические основы безопасного управления транспортным средством
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
Проведение обследования водителей по

бланковым методикам.
Проведение обследования водителей с помощью приборов индивидуального психофизиологического обследования.
Оценка профессиональной надёжности водителей.

Основы безопасного управления транспортным средством

ЗАНЯТИЕ: Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Проверка индивидуальных психофизиологических качеств водителя

Тема: Психологические основы безопасного управления транспортным средствомУЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:Проведение обследования водителей по бланковым методикам.Проведение обследования водителей с помощью

Слайд 4Тема: Психологические основы безопасного управления транспортным средством
ЛИТЕРАТУРА:
В.И. Коноплянко «Организация и безопасность

дорожного движения», – М.: Транспорт, 2004.
В.И. Коноплянко «Основы безопасности дорожного движения», – М.: ДОСААФ, 2005.

Основы безопасного управления транспортным средством

ЗАНЯТИЕ: Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Проверка индивидуальных психофизиологических качеств водителя

Тема: Психологические основы безопасного управления транспортным средствомЛИТЕРАТУРА:В.И. Коноплянко «Организация и безопасность дорожного движения», – М.: Транспорт, 2004.В.И.

Слайд 5Вопрос 1: Проведение обследования водителей по бланковым методикам
При психологическом обследовании водителей

могут быть использованы бланковые методики. Их преимуществом является:
простота;
небольшие экономические затраты (не только индивидуального, но и группового обследования).
Для проведения обследования с помощью таких методик необходимо иметь соответствующие бланки, секундомер и магнитофон (ПЭВМ).
При индивидуальном обследовании фиксируется время выполнения задания каждым обследуемым.
При групповом отводится одинаковое время для всех, а оценивается количество и качество решённых задач.

Основы безопасного управления транспортным средством

ЗАНЯТИЕ: Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Проверка индивидуальных психофизиологических качеств водителя

Вопрос 1: Проведение обследования водителей по бланковым методикамПри психологическом обследовании водителей могут быть использованы бланковые методики. Их

Слайд 6Вопрос 1: Проведение обследования водителей по бланковым методикам
Методика «Квадраты» предназначена для

исследования концентрации и устойчивости внимания (разработана В.А. Уразаевой). На бланке нарисованы квадраты с зачерченными углами. Фрагмент бланка представлен на рисунке 1.
Обследуемый должен сосчитать количество квадратов, имеющих заштрихованный угол: правый верхний, левый верхний, правый нижний, левый нижний. Свои ответы обследуемый записывает в протокол. При групповом обследовании на выполнение задания отводится 10 мин. Ориентировочная шкала оценок: точность 95% и более – отлично, 90% – хорошо, 75% – удовлетворительно, менее 70% – плохо.









Рисунок 1. Бланк «Квадраты»

Основы безопасного управления транспортным средством

ЗАНЯТИЕ: Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Проверка индивидуальных психофизиологических качеств водителя

Вопрос 1: Проведение обследования водителей по бланковым методикамМетодика «Квадраты» предназначена для исследования концентрации и устойчивости внимания (разработана

Слайд 7Вопрос 1: Проведение обследования водителей по бланковым методикам
Методика «Шкалы» применяется для

изучения оперативной памяти (разработана Б.Л. Покровским). На бланке изображены 9 приборов со стрелками и 10 квадратов-заданий. Внутри каждого квадрата имеется 9 кружков, условно обозначающих приборы и стрелки, показывающие, в какой последовательности надо складывать показания приборов, чтобы выполнить задание. Показания приборов определяются следующим образом: на каждой шкале в центре стоит нуль, вправо и влево от нуля имеется по 4 деления, на одном из делений стоит число, определяющее цену деления. Вправо от нуля расположены положительные числа, влево – отрицательные. Сложение нужно проводить алгебраически. Сумма показаний подписывается под каждым квадратом. Все вычисления необходимо проводить в уме. На выполнение отводится 6 мин. Оценка определяется количеством правильных ответов: 9…10 – отлично, 6…8 – хорошо, 4…5 – удовлетворительно.

Основы безопасного управления транспортным средством

ЗАНЯТИЕ: Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Проверка индивидуальных психофизиологических качеств водителя

Вопрос 1: Проведение обследования водителей по бланковым методикамМетодика «Шкалы» применяется для изучения оперативной памяти (разработана Б.Л. Покровским).

Слайд 8Вопрос 1: Проведение обследования водителей по бланковым методикам
Методика «Численно-буквенные сочетания» применяется

для изучения особенностей внимания, способности к работе в вынужденном темпе и при дефиците времени, а также эмоциональной устойчивости. Задача обследуемых заключается в нахождении на бланке сочетаний цифр и букв, называемых с помощью магнитофона с интервалами в 4 с (второй раз с интервалом в 2 с), которые следует отмечать в зависимости от чётности номера и количества букв.
На бланке написаны цифры от 1 до 100 и различные сочетания букв:

1АБ 21БВГ 51СЕ
5АБ 22БВГ 52СЕ
3АБ 23БВГ 53СЕ
4АБ 24БВГ 54СЕ
5АБ 25БВГ 55СЕ

Основы безопасного управления транспортным средством

ЗАНЯТИЕ: Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Проверка индивидуальных психофизиологических качеств водителя

Вопрос 1: Проведение обследования водителей по бланковым методикамМетодика «Численно-буквенные сочетания» применяется для изучения особенностей внимания, способности к

Слайд 9Вопрос 1: Проведение обследования водителей по бланковым методикам
Каждую группу нужно зачёркивать

своим цветом. Если номер названной группы – число чётное и букв в этой группе – тоже чётное число, то эта группа называется правильной и зачёркивается красным карандашом. Например: 2АБ, 24БВ, 52СЕ и т.д. Правильными являются также группы, у которых номер и количество букв нечётные. Например: 3АБВ, 17ВГЕ, 63УТЯ и т.д. Эти группы тоже зачёркиваются красным карандашом. Если же что-то одно чётное, а другое нечётное, то эти группы называются неправильными и их нужно зачёркивать синим карандашом. Включается магнитофон с записью 50 названий групп, произносимых с интервалом 4 с. После выполнения этого задания бланки переворачиваются и обследуемые выполняют аналогичное задание, но группы называются с интервалом 2 с.
Протоколы обрабатываются по ключу-бланку. В медленном темпе 47 правильных ответов оцениваются отлично, 40…46 – хорошо, 34…39 – удовлетворительно, 38 и менее – плохо. В быстром темпе 32 правильных ответа оцениваются отлично, 26…31 – хорошо, 20…25 – удовлетворительно, 19 и менее – плохо.

Основы безопасного управления транспортным средством

ЗАНЯТИЕ: Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Проверка индивидуальных психофизиологических качеств водителя

Вопрос 1: Проведение обследования водителей по бланковым методикамКаждую группу нужно зачёркивать своим цветом. Если номер названной группы

Слайд 10Вопрос 1: Проведение обследования водителей по бланковым методикам
Корректурная методика применяется для

исследования устойчивости внимания при длительной однообразной работе, темпа психических процессов, степени утомляемости внимания в процессе работы, влияния помех, тщательности в работе (разработана Бурдоном, применяемая модификация предложена Е.И. Грабером). Задача обследуемых заключается в том, чтобы в течение определённого времени с возможно большей скоростью и тщательностью на специальном бланке зачёркивать одни и подчёркивать другие буквы, ежеминутно меняя способы работы. Например, необходимо просматривать каждую строчку букв слева направо, как при обычном чтении, при этом букву С зачёркивать, а букву Н подчёркивать. Если две буквы С или две буквы Н написаны подряд, каждую из них нужно зачеркнуть или подчеркнуть отдельной чертой. Это первый способ работы. При втором способе необходимо делать наоборот: букву С подчёркивать, а букву Н зачёркивать. Каждую минуту подаётся команда преподавателя «Черта, первый способ!», при которой меняется способ работы.

Основы безопасного управления транспортным средством

ЗАНЯТИЕ: Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Проверка индивидуальных психофизиологических качеств водителя

Вопрос 1: Проведение обследования водителей по бланковым методикамКорректурная методика применяется для исследования устойчивости внимания при длительной однообразной

Слайд 11Вопрос 1: Проведение обследования водителей по бланковым методикам
Работа продолжается 5 мин,

после чего усложняется вводимыми с помощью магнитофона помехами: подаются правильные и неправильные команды. С помехами работа продолжается ещё 5 мин. Проверка производится по ключу-бланку. Подсчитывается количество всех просмотренных букв (производительность) и количество ошибок (пропуски и буквы, отмеченные неправильно) за 5 мин работы без помех, за 5 мин с помехами и суммарно за 10 мин. За основу оценки берётся общая производительность – количество просмотренных знаков за 10 мин. За каждую ошибку вычитается 20 знаков. Если пропущена целая строка, то она не входит в общую сумму производительности и, кроме того, от результата вычитается 60 знаков. При производительности более 2000 знаков работа оценивается отлично, 1700…2000 – хорошо, 1350…1699 – удовлетворительно, менее 1350 – плохо. При оценке помехоустойчивости следует исходить из того, что за 5 мин работы в условиях помех по сравнению с первоначальными 5 мин производительность в среднем снижается на 40…50 знаков, а количество ошибок возрастает на одну.

Основы безопасного управления транспортным средством

ЗАНЯТИЕ: Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Проверка индивидуальных психофизиологических качеств водителя

Вопрос 1: Проведение обследования водителей по бланковым методикамРабота продолжается 5 мин, после чего усложняется вводимыми с помощью

Слайд 12Вопрос 2: Проведение обследования водителей с помощью приборов индивидуального психофизиологического обследования
Таблицы

Шульте-Платонова. Методика позволяет изучать и совершенствовать характеристики внимания (скорость переключения, объём и распределение), оперативную память и эмоциональную устойчивость. Задача обследуемого состоит в поочерёдном отыскании числа чёрного цвета в возрастающем порядке и красного в убывающем. Исследование проводится по простому и сложному вариантам. Простой вариант красно-чёрной таблицы имеет 25 черных и 24 красных чисел. При обследовании испытуемый должен выполнить три задания.
Первое задание – найти, назвать и показать черные числа от 1 до 25.
Второе задание – найти, назвать и показать красные числа от 24 до 1.
Третье задание – найти числа с переключением. Испытуемый должен чередовать показ черных чисел в возрастающем порядке и красных – в убывающем (1 чёрное, 24 красное; 2 чёрное, 23 красное; 3 чёрное, 22 красное и т.д.).
Сложный вариант красно-чёрной таблицы также имеет 25 черных и 24 красных чисел, но в отличие от простого варианта черные числа представлены только нечётными (1, 3, 5 … 49). При обследовании испытуемый выполняет три задания, аналогичные простому варианту. Преподаватель фиксирует время выполнения каждого задания, количество ошибок и количество длительных задержек.

Основы безопасного управления транспортным средством

ЗАНЯТИЕ: Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Проверка индивидуальных психофизиологических качеств водителя

Вопрос 2: Проведение обследования водителей с помощью приборов индивидуального психофизиологического обследованияТаблицы Шульте-Платонова. Методика позволяет изучать и совершенствовать

Слайд 13Вопрос 2: Проведение обследования водителей с помощью приборов индивидуального психофизиологического обследования
Исследование

внимания по методике Шульте-Платонова проводится с помощью специального прибора «Внимание», который имеет перед красно-чёрными таблицами следующие преимущества:
прибор автоматически регистрирует ошибки испытуемого и время выполнения задания, что позволяет получить объективную оценку работы испытуемого и облегчает работу преподавателя;
при неправильных реакциях испытуемого подаётся звуковой сигнал, что создаёт дополнительное нервное напряжение для испытуемого и является сигналом для преподавателя о допущенной ошибке;
во время обследования испытуемый сидит и показывает цифры не указкой, а нажатием кнопок, которые имеются под каждой цифрой, что создаёт большие удобства для испытуемого;
прибор позволяет проводить обследование по двум вариантам простой и двум вариантам сложной таблицы.
Прибор «Внимание» работает от сети переменного тока 220 В. На лицевой панели имеется таблица с 49 цифрами, тумблеры включения прибора и переключения программ, счётчик ошибок и секундомер.

Основы безопасного управления транспортным средством

ЗАНЯТИЕ: Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Проверка индивидуальных психофизиологических качеств водителя

Вопрос 2: Проведение обследования водителей с помощью приборов индивидуального психофизиологического обследованияИсследование внимания по методике Шульте-Платонова проводится с

Слайд 14Вопрос 2: Проведение обследования водителей с помощью приборов индивидуального психофизиологического обследования
Показателями

успешной работы при исследовании внимания с помощью красно-чёрных таблиц Шульте-Платонова являются: время выполнения каждого задания, время переключения и количество ошибок. Время переключения определяется как разность между временем при отыскании чисел с переключением и суммой времени при раздельном отыскании красных и чёрных чисел.
При обследовании внимания по сложному варианту красно-чёрной таблицы установлены следующие нормативы оценок: выполнение задания за 170 с и менее – отлично; за 171...240 с – хорошо; за 241...310 с – удовлетворительно; за 311...380 с – плохо; более 380 с – очень плохо.
Каждая ошибка увеличивает время выполнения задания на 5 с.
Успешность выполнения задания при отыскании чисел с переключением зависит не только от качества внимания, но и от оперативной памяти испытуемого, так как при отыскании очередной пары красных и чёрных чисел необходимо помнить числа предыдущей пары.

Основы безопасного управления транспортным средством

ЗАНЯТИЕ: Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Проверка индивидуальных психофизиологических качеств водителя

Вопрос 2: Проведение обследования водителей с помощью приборов индивидуального психофизиологического обследованияПоказателями успешной работы при исследовании внимания с

Слайд 15Вопрос 2: Проведение обследования водителей с помощью приборов индивидуального психофизиологического обследования
Методика

может быть усложнена путём введения дозированных помех. Для создания помех используются следующие методические приёмы:
при отыскивании чисел с переключением через магнитофон громко проговариваются те же цифры, но в обратном порядке;
испытуемому даётся ограниченное время выполнения задания, о дефиците времени ему сообщается через каждые 5 с с помощью магнитофонной записи.
Лица с повышенной нервной возбудимостью и эмоциональной неустойчивостью при введении помех работают хуже: время выполнения задания увеличивается, число ошибок растёт, пульс становится чаще, изменяются другие физиологические параметры, характеризующие эмоциональное состояние человека. По изменению этих параметров можно судить об эмоциональной устойчивости испытуемого.

Основы безопасного управления транспортным средством

ЗАНЯТИЕ: Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Проверка индивидуальных психофизиологических качеств водителя

Вопрос 2: Проведение обследования водителей с помощью приборов индивидуального психофизиологического обследованияМетодика может быть усложнена путём введения дозированных

Слайд 16Вопрос 2: Проведение обследования водителей с помощью приборов индивидуального психофизиологического обследования
Метод

тахистоскопии карточек с точками. Испытуемому предъявляются на 0,2 с карточки с различным числом точек (от 2 до 9) в различных сочетаниях. В качестве тахистоскопа используется табло автоматического хроноволеоптимографа. Испытуемый должен отметить количество и расположение замеченных точек в протоколе-бланке №5 (рисунок 2).
На табло хроноволеоптимографа в случайном порядке предъявляются карточки. Каждое предъявление испытуемый отмечает в соответствующем квадрате. Ответы считаются отличными, если испытуемый верно отметил более 30 точек, хорошими – от 30 до 25, удовлетворительными – от 25 до 20, менее 20 – плохими.

Основы безопасного управления транспортным средством

ЗАНЯТИЕ: Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Проверка индивидуальных психофизиологических качеств водителя

Вопрос 2: Проведение обследования водителей с помощью приборов индивидуального психофизиологического обследованияМетод тахистоскопии карточек с точками. Испытуемому предъявляются

Слайд 17Вопрос 2: Проведение обследования водителей с помощью приборов индивидуального психофизиологического обследования















Рисунок

2. Протокол-бланк №5

Основы безопасного управления транспортным средством

ЗАНЯТИЕ: Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Проверка индивидуальных психофизиологических качеств водителя

Вопрос 2: Проведение обследования водителей с помощью приборов индивидуального психофизиологического обследованияРисунок 2. Протокол-бланк №5Основы безопасного управления транспортным

Слайд 18Вопрос 3: Оценка профессиональной надёжности водителей
Упражнение «Определение величины поля зрения с

помощью периметра Форстера». Принцип построения периметра Форстера заключается в том, что по металлическому полукругу со шкалой в угловых градусах перемещается объект (кружок того или иного цвета). Металлический полукруг может быть установлен в любой плоскости по отношению к глазу испытуемого. Специальный штатив прибора служит для фиксации лица в процессе исследования. Испытуемый садится спиной к свету так, чтобы он падал на внутреннюю поверхность металлического круга. Экспериментатор устанавливает штатив для подбородка так, чтобы верхняя часть штатива была на уровне нижнего края глазницы испытуемого. При исследовании левого глаза подбородок фиксируют на правой половине выемки штатива. Как правило, определяют величину поля зрения одного глаза. Другой глаз закрывают. Полукруг периметра ставят в горизонтальное положение и предлагают испытуемому смотреть точно на белый кружок в центре дуги. Экспериментатор медленно передвигает белую точку на тёмном поле от периферии к центру и отмечает точку на шкале периметра, в которой испытуемый впервые увидел объект. Затем дугу периметра устанавливают вертикально и тем же способом определяют верхнюю и нижнюю границы поля зрения.

Основы безопасного управления транспортным средством

ЗАНЯТИЕ: Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Проверка индивидуальных психофизиологических качеств водителя

Вопрос 3: Оценка профессиональной надёжности водителейУпражнение «Определение величины поля зрения с помощью периметра Форстера». Принцип построения периметра

Слайд 19Вопрос 3: Оценка профессиональной надёжности водителей
Аналогично исследуют поле зрения правого глаза.

Только в этом случае подбородок испытуемого фиксируют на левой половине выемки штатива.
Бесцветный объект (белую точку) можно заменить цветным, что позволяет исследовать поле зрения на различные цвета. На занятиях ограничиваются измерением наружной, внутренней, верхней и нижней границ поля зрения и наносят соответствующие точки на чертёж.
Средние количественные показатели границ поля зрении:
для бесцветных объектов: наружная 90°, внутренняя 60°, верхняя 55°, нижняя 60°;
для зелёных объектов: наружная 40°, внутренняя 30°, верхняя 22°, нижняя 20°.

Основы безопасного управления транспортным средством

ЗАНЯТИЕ: Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Проверка индивидуальных психофизиологических качеств водителя

Вопрос 3: Оценка профессиональной надёжности водителейАналогично исследуют поле зрения правого глаза. Только в этом случае подбородок испытуемого

Слайд 20Тема: Психологические основы безопасного управления транспортным средством
ЗАДАНИЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ:
Изучить и

законспектировать порядок проверки индивидуальных психофизиологических качеств водителя:
[1] – с. 20…37; [2] с. 27…46.

Основы безопасного управления транспортным средством

ЗАНЯТИЕ: Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Проверка индивидуальных психофизиологических качеств водителя

Тема: Психологические основы безопасного управления транспортным средствомЗАДАНИЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ:Изучить и законспектировать порядок проверки индивидуальных психофизиологических качеств

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть