Слайд 1Особенности работы с одаренными детьми
Матвеева С.Н.
Педагог-психолог
Слайд 2Дети прирождённые художники, учёные, изобретатели видят мир во всей его свежести
и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом
П. Вайнцвайг
Слайд 3«...поэт творит не от искусства и знания, а от божественного предопределения»
Платон
Гениальный
человек – «продукт гениального рода»
Френсис Гальтон
Слайд 4Одаренный ребенок – любой ребенок, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно
превышают нормы, характерные для его возраста
(Ребер Артур)
«Одаренными и талантливыми являются идентифицированные квалифицированными специалистами дети, имеющие выдающиеся способности к высокому уровню выполнения деятельности и требующие для реализации своего потенциала дифференцированных учебных программ и (или) служб, выходящих за рамки обычного регулярного школьного образования»
(Доклад комитета образования Конгрессу США)
Слайд 5Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности НС, мозга, составляющие природную основу
развития способностей.
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием для успешного выполнения какой-либо деятельности.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Слайд 6Признаки одаренности:
внимательность
собранность, готовность к работе
быстрота мышления
интерес к деятельности
быстрое освоение деятельности и
высокая успешность ее выполнения
использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации
высокая требовательность к результатам собственного труда
склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении
раннее проявление способностей
Слайд 7Виды одаренности:
По виду деятельности:
В практической деятельности: одаренность в ремеслах, спортивная и
организационная.
В познавательной деятельности: одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.
В художественно-эстетической деятельности: хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная
В коммуникативной деятельности: лидерская и аттрактивная
В духовно-ценностной деятельности: создание новых духовных ценностей и служение людям.
Слайд 8По степени сформированности : актуальная и потенциальная
По форме проявления: явная и
скрытая
По особенностям возрастного развития: ранняя и поздняя
По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности»: общая и специальная
Слайд 9Условия развития одаренности:
сензитивный период и зона ближайшего развития
социальная среда
мотивация и активность
ребенка
Слайд 10Особенности личности одаренных детей с гармоничным типом развития:
стремление к творческой деятельности
высказывают
собственные идеи, отстаивают их
открывают новые способы решения проблем
проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения
в меньшей степени нуждаются в помощи взрослых
Слайд 11Особенности личности одаренных детей с дисгармоничным типом развития:
неравномерность психического развития
пристрастное, личностное
отношение к деятельности, составляющей сферу их интересов
противоречивость и нестабильность самооценки
перфекционизм
повышенная реактивность - проявляется в склонности к бурным аффектам
проблемы, связанные с физическим развитием
Слайд 12Диагностика одаренности
Тестологический подход
«Принцип турникета»
Иллинойская модель
Подход Савенкова
Психолого-педагогический мониторинг
Первичная диагностика педагогами и родителями
Диагностика
тестами
Слайд 13Общие принципы обучения одаренных детей:
Принцип развивающего и воспитывающего обучения
Принцип индивидуализации
и дифференциации обучения
Принцип учета возрастных возможностей
Слайд 14Основные подходы к разработке содержания учебных программ:
Ускорение
Углубление
Обогащение
Проблематизация
Слайд 15Индивидуальный образовательный маршрут – это замысел обучающегося относительно его собственного продвижения
в образовании; проект, который конкретизирует образовательную программу и планы ребенка и представляет собой определение этапов, которые он предполагает целенаправленно пройти сам, совместно с педагогами или при их поддержке
Слайд 16Обучение детей в системе дополнительного образования
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность
свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.
Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Слайд 17Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
применение междисциплинарного подхода;
углубленное изучение
тех проблем, которые выбраны самими детьми;
насыщенность материала заданиями открытого типа;
поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;
установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;
принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности;
установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.
Слайд 18В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных
детей:
1. индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
2. работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;
3. очно-заочные школы;
4. каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
5. система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
6. детские научно-практические конференции и семинары.
Слайд 19Проблемы сопровождения одаренных детей в системе образования:
Отсутствие системности в сопровождении
специальной одаренности детей, а именно:
недостаточно простроены связи на уровне регион – муниципальный район – образовательное учреждение, обеспечивающие непрерывное социально-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в регионе;
недостаточно организована межведомственная и внутриотраслевая интеграции в работе с одаренными детьми;
отсутствует система в подготовке педагогических кадров к организации процесса сопровождения развития одаренного ребенка.
Слайд 20Три этапа сопровождения одаренного ребенка:
1 этап: конкурсные мероприятия муниципального и областного
уровня (выявление одаренных детей);
2 этап: подготовка к участию в мероприятиях международного и федерального уровней через реализацию дополнительных образовательных программ (сопровождение одаренных детей);
3 этап: участие одаренных детей в мероприятиях международного и федерального уровней (сопровождение одаренных детей).
Слайд 21Основные направления программы
1. Идентификация одаренных и талантливых детей
Создание системы учета одаренных
детей через:
- анализ особых успехов и достижений одаренного ребенка;
- создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
- диагностику потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
- преемственность между дошкольным, начальным и дополнительным образованием посредством создания программы взаимодействия.
2. Создание условий для самореализации одаренных детей и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей
- создание для одаренного ребенка ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание, формирование индивидуальных маршрутов одаренных детей;
- организация научно-исследовательской деятельности;
- организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
- мониторинг формирования ключевых компетенций;
- организация эффективного взаимодействия педагогов.
Слайд 223. Стимулирование одаренного ребенка к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению
творческих способностей
- Использование для повышения престижа творческих достижений ресурсы городских и областных СМИ;
- Функционирование стенда «Ими гордится ……»;
- Конкурс «Формула успеха»;
- Информирование о достижениях ребенка по месту работы родителей.
- Сборы в каникулярное время.
4. Педагогическая поддержка одаренных детей
- Создание целевой творческой группы;
- Повышение профессионального мастерства через систему тематических семинаров, обобщение опыта педагогов;
- Создание и систематическое наполнение банка педагогической и психологической информацией по теме;
- Создание индивидуальных программ по развитию творческого потенциала талантливого ребёнка;
- Стимулирование педагогической поддержки одаренных детей
5. Работа с родителями одаренных детей
- Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
- Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
- Поддержка и поощрение родителей одаренных детей.
6. Взаимодействие УДОД с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренного ребёнка.
Слайд 23Тьютор – это тот, кто организует и мотивирует учащегося на приобретение
знаний и навыков, организует условия для складывания и реализации его индивидуальной образовательной траектории.