Презентация, доклад Особенности работы с одаренными детьми

Содержание

Дети прирождённые художники, учёные, изобретатели видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгомП. Вайнцвайг

Слайд 1Особенности работы с одаренными детьми
Матвеева С.Н.
Педагог-психолог

Особенности работы с одаренными детьмиМатвеева С.Н.Педагог-психолог

Слайд 2Дети прирождённые художники, учёные, изобретатели видят мир во всей его свежести

и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать и смотрят на чудеса окружающего мира с удивлением и восторгом

П. Вайнцвайг

Дети прирождённые художники, учёные, изобретатели видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново

Слайд 3«...поэт творит не от искусства и знания, а от божественного предопределения»
Платон
Гениальный

человек – «продукт гениального рода»
Френсис Гальтон
«...поэт творит не от искусства и знания, а от божественного предопределения»ПлатонГениальный человек – «продукт гениального рода»Френсис Гальтон

Слайд 4Одаренный ребенок – любой ребенок, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно

превышают нормы, характерные для его возраста
(Ребер Артур)
«Одаренными и талантливыми являются идентифицированные квалифицированными специалистами дети, имеющие выдающиеся способности к высокому уровню выполнения деятельности и требующие для реализации своего потенциала дифференцированных учебных программ и (или) служб, выходящих за рамки обычного регулярного школьного образования»
(Доклад комитета образования Конгрессу США)
Одаренный ребенок – любой ребенок, чьи интеллектуальные способности и достижения значительно превышают нормы, характерные для его возраста(Ребер

Слайд 5Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности НС, мозга, составляющие природную основу

развития способностей.
Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием для успешного выполнения какой-либо деятельности.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности НС, мозга, составляющие природную основу развития способностей.Способности – это индивидуально-психологические особенности

Слайд 6Признаки одаренности:
внимательность
собранность, готовность к работе
быстрота мышления
интерес к деятельности
быстрое освоение деятельности и

высокая успешность ее выполнения
использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации
высокая требовательность к результатам собственного труда
склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении
раннее проявление способностей
Признаки одаренности:внимательностьсобранность, готовность к работебыстрота мышленияинтерес к деятельностибыстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполненияиспользование и изобретение

Слайд 7Виды одаренности:
По виду деятельности:
В практической деятельности: одаренность в ремеслах, спортивная и

организационная.
В познавательной деятельности: одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.
В художественно-эстетической деятельности: хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная
В коммуникативной деятельности: лидерская и аттрактивная
В духовно-ценностной деятельности: создание новых духовных ценностей и служение людям.
Виды одаренности:По виду деятельности:В практической деятельности: одаренность в ремеслах, спортивная и организационная.В познавательной деятельности: одаренность в области

Слайд 8По степени сформированности : актуальная и потенциальная
По форме проявления: явная и

скрытая
По особенностям возрастного развития: ранняя и поздняя
По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности»: общая и специальная
По степени сформированности : актуальная и потенциальнаяПо форме проявления: явная и скрытаяПо особенностям возрастного развития: ранняя и

Слайд 9Условия развития одаренности:
сензитивный период и зона ближайшего развития
социальная среда
мотивация и активность

ребенка
Условия развития одаренности:сензитивный период и зона ближайшего развитиясоциальная средамотивация и активность ребенка

Слайд 10Особенности личности одаренных детей с гармоничным типом развития:

стремление к творческой деятельности
высказывают

собственные идеи, отстаивают их
открывают новые способы решения проблем
проявляют повышенную самостоятельность в процессе обучения
в меньшей степени нуждаются в помощи взрослых
Особенности личности одаренных детей с гармоничным типом развития:стремление к творческой деятельностивысказывают собственные идеи, отстаивают ихоткрывают новые способы

Слайд 11Особенности личности одаренных детей с дисгармоничным типом развития:
неравномерность психического развития
пристрастное, личностное

отношение к деятельности, составляющей сферу их интересов
противоречивость и нестабильность самооценки
перфекционизм
повышенная реактивность - проявляется в склонности к бурным аффектам
проблемы, связанные с физическим развитием
Особенности личности одаренных детей с дисгармоничным типом развития:неравномерность психического развитияпристрастное, личностное отношение к деятельности, составляющей сферу их

Слайд 12Диагностика одаренности
Тестологический подход
«Принцип турникета»
Иллинойская модель
Подход Савенкова
Психолого-педагогический мониторинг
Первичная диагностика педагогами и родителями
Диагностика

тестами
Диагностика одаренностиТестологический подход«Принцип турникета»Иллинойская модельПодход СавенковаПсихолого-педагогический мониторингПервичная диагностика педагогами и родителямиДиагностика тестами

Слайд 13Общие принципы обучения одаренных детей:

Принцип развивающего и воспитывающего обучения
Принцип индивидуализации

и дифференциации обучения
Принцип учета возрастных возможностей
Общие принципы обучения одаренных детей: Принцип развивающего и воспитывающего обученияПринцип индивидуализации и дифференциации обученияПринцип учета возрастных возможностей

Слайд 14Основные подходы к разработке содержания учебных программ:

Ускорение
Углубление
Обогащение
Проблематизация

Основные подходы к разработке содержания учебных программ: УскорениеУглублениеОбогащениеПроблематизация

Слайд 15Индивидуальный образовательный маршрут – это замысел обучающегося относительно его собственного продвижения

в образовании; проект, который конкретизирует образовательную программу и планы ребенка и представляет собой определение этапов, которые он предполагает целенаправленно пройти сам, совместно с педагогами или при их поддержке
Индивидуальный образовательный маршрут – это замысел обучающегося относительно его собственного продвижения в образовании; проект, который конкретизирует образовательную

Слайд 16Обучение детей в системе дополнительного образования
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность

свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.
Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования — выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Обучение детей в системе дополнительного образованияДополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ,

Слайд 17Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
применение междисциплинарного подхода;
углубленное изучение

тех проблем, которые выбраны самими детьми;
насыщенность материала заданиями открытого типа;
поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;
поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей;
оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов;
установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;
принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности;
установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:применение междисциплинарного подхода;углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими детьми;насыщенность

Слайд 18В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных

детей:

1. индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
2. работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;
3. очно-заочные школы;
4. каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
5. система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
6. детские научно-практические конференции и семинары.

В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей: 1. индивидуальное обучение или обучение

Слайд 19Проблемы сопровождения одаренных детей в системе образования:
Отсутствие системности в сопровождении

специальной одаренности детей, а именно:
недостаточно простроены связи на уровне регион – муниципальный район – образовательное учреждение, обеспечивающие непрерывное социально-педагогическое сопровождение одаренного ребенка в регионе;
недостаточно организована межведомственная и внутриотраслевая интеграции в работе с одаренными детьми;
отсутствует система в подготовке педагогических кадров к организации процесса сопровождения развития одаренного ребенка.
Проблемы сопровождения одаренных детей в системе образования: Отсутствие системности в сопровождении специальной одаренности детей, а именно: недостаточно

Слайд 20Три этапа сопровождения одаренного ребенка:

1 этап: конкурсные мероприятия муниципального и областного

уровня (выявление одаренных детей);
2 этап: подготовка к участию в мероприятиях международного и федерального уровней через реализацию дополнительных образовательных программ (сопровождение одаренных детей);
3 этап: участие одаренных детей в мероприятиях международного и федерального уровней (сопровождение одаренных детей).
Три этапа сопровождения одаренного ребенка:1 этап: конкурсные мероприятия муниципального и областного уровня (выявление одаренных детей);2 этап: подготовка

Слайд 21Основные направления программы
1. Идентификация одаренных и талантливых детей
Создание системы учета одаренных

детей через:
- анализ особых успехов и достижений одаренного ребенка;
- создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
- диагностику потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
- преемственность между дошкольным, начальным и дополнительным образованием посредством создания программы взаимодействия.
2. Создание условий для самореализации одаренных детей и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей
- создание для одаренного ребенка ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание, формирование индивидуальных маршрутов одаренных детей;
- организация научно-исследовательской деятельности;
- организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
- мониторинг формирования ключевых компетенций;
- организация эффективного взаимодействия педагогов.
Основные направления программы1. Идентификация одаренных и талантливых детейСоздание системы учета одаренных детей через:- анализ особых успехов и

Слайд 223. Стимулирование одаренного ребенка к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению

творческих способностей
- Использование для повышения престижа творческих достижений ресурсы городских и областных СМИ;
- Функционирование стенда «Ими гордится ……»;
- Конкурс «Формула успеха»;
- Информирование о достижениях ребенка по месту работы родителей.
- Сборы в каникулярное время.
4. Педагогическая поддержка одаренных детей
- Создание целевой творческой группы;
- Повышение профессионального мастерства через систему тематических семинаров, обобщение опыта педагогов;
- Создание и систематическое наполнение банка педагогической и психологической информацией по теме;
- Создание индивидуальных программ по развитию творческого потенциала талантливого ребёнка;
- Стимулирование педагогической поддержки одаренных детей
5. Работа с родителями одаренных детей
- Психологическое и педагогическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
- Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
- Поддержка и поощрение родителей одаренных детей.
6. Взаимодействие УДОД с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренного ребёнка.

3. Стимулирование одаренного ребенка к занятию интеллектуальной деятельностью, развитию и проявлению творческих способностей- Использование для повышения престижа

Слайд 23Тьютор – это тот, кто организует и мотивирует учащегося на приобретение

знаний и навыков, организует условия для складывания и реализации его индивидуальной образовательной траектории.

Тьютор – это тот, кто организует и мотивирует учащегося на приобретение знаний и навыков, организует условия для

Слайд 24Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть