Одаренные дети – миф или реальность?
Слайд 2
Самое прекрасное зрелище на свете –
вид ребенка, уверенно идущего
по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь.
Конфуций.
Слайд 3Одаренность -
Дар
(генетически обусловленный компонент способностей)
Потенциал личности
________________________________
Высокий уровень развития каких-либо способностей
Слайд 4Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Слайд 5Виды одаренности:
1 критерий: «широта проявлений»
общая - суммарное личностное качество
(большинство выдающихся людей добивались высоких вершин в разных областях);
специальная - допускает ситуацию, что человек одарен в какой-то одной сфере деятельности и не пригоден в другой (в природе это большая редкость);
2 критерий: степень сформированности одаренности.
актуальная - проявленная, очевидная;
потенциальная - не очевидна для окружающих.
3 критерий: форма проявления.
явная одаренность – обнаруживается в деятельности ребенка ярко и отчетливо.
Скрытая одаренность – проявляется в замаскированной форме.
4 критерий: особенности возрастного развития:
Ранняя
поздняя зависит от темпа психологического развития и возрастных этапов,
на котором одаренность представляет в явном виде.
Слайд 65 критерий: «вид деятельности и обеспечивающие её сферы психики»
в практической деятельности
Одаренность в ремеслах, спортивная, организационная;
в познавательной деятельности
Интеллектуальная одаренность различных видов зависимости от предметного содержания;
в художественно-эстетической деятельности
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ, МУЗЫКАЛЬНАЯ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ;
в коммуникативной деятельности
лидерская, аттрактивная одаренность
в духовно-ценностной
проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Слайд 7
Признаки одаренности — это особенности
одаренного ребенка, которые проявляются
в реальной деятельности и
могут быть оценены
в процессе наблюдения за характером его
действий.
Слайд 8Признаки одаренности:
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на
ранней речи и абстрактном мышлении.
Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью.
У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.
Слайд 9 Риски:
трудности во взаимоотношениях с учителем
(они часто нарушают дисциплину из-за недогруженности);
трудности во взаимоотношениях со сверстниками;
их способности начинают эксплуатировать;
искажение личностного развития (завышенная самооценка, связанная с завышенными ожиданиями родителей. Они взваливают на ребенка собственные нереализованные амбиции, не учат ребенка проигрывать.
Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим.
Не могут четко развести реальность и фантазию.
Для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Слайд 10Психолого-педагогическое сопровождение
осуществляется по четырем основным направлениям:
психолого-педагогическая диагностика
коррекционно-развивающая работа
консультирование
просветительская
работа
Слайд 11
Направления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей
психолог
диагностика
Диагностика
познавательной
мотивации
Диагностика
интеллекта
Диагностика
творческих
способностей
консультации
Развивающие
занятия, тренинги
родителей и
педагогов
Коррекционно –
развивающие
работы
Просвещение
педагог
Слайд 12Диагностика
Требования:
Комплексный характер оценивания разных сторон поведения деятельности ребенка;
анализ поведения
ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;
анализ реальных достижений детей в различных предметных олимпиадах, соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах;
использование предметных и проблемных ситуаций;
экспертная оценка продукта деятельности детей привлечением специалистов;
Многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур;
Выявление признаков одаренности не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития
Слайд 13комплексный подход, предусматривает различные методы:
специальные психодиагностические тренинги, психодиагностическое исследование с помощью
разнообразных методик;
наблюдение за учениками: в школе, во внешкольной деятельности и т. п. (приложение);
экспертное оценивание их поведения учителями, родителями, воспитателями;
проведение пробных уроков по специальным программам, а также включение учащихся в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия;
организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.;
экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности школьников (рисунки, стихи, технические модели) профессионалами;
Слайд 14Диагностика интеллектуальных способностей
1 – 2 кл. ( ШТУР – К.М.Гуревич)
3 –
5 кл. ( тест интеллекта – Г.Айзенка)
Диагностика творческих способностей
1 – 11 классы тест Торранса:
создание картин
дополнение рисунков
линии
Диагностика мотивации
1 – 4 классы анкетирование учащихся (Лусканова, Р.С.Немов, М.Битянова)
Слайд 15Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренности необходимо
связывать с задачами обучения и воспитания, а также с оказанием детям психологической помощи и поддержки.
Слайд 16Обучение и воспитание
Цели:
Создание условий для развития творческой личности;
Развитие индивидуальности одаренного
ребенка;
Развитие духовно- нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей
(важно не само по себе дарование, а то, какое применение оно будет иметь);
Обеспечение широкой общеобразовательной подготовки высокого уровня, обуславливающей развитие целостного миропонимания и высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся
Слайд 17Обучение и воспитание
Программы обучения должны :
Включать изучение широких тем и проблем;
использовать
междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знаний;
Обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса;
поддерживать и развивать самостоятельность в учении;
Предусматривать качественное изменение учебной ситуации и учебного материала;
Обучать оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности;
Сочетаться с системой дополнительного образования.
Слайд 18Формы работы с одаренными учащимися
творческие мастерские;
групповые занятия по параллелям
классов с сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
занятия исследовательской деятельностью;
НОУ
конкурсы;
интеллектуальные марафоны;
научно-практические конференции;
участие в олимпиадах;
выставки детского творчества.
работа по индивидуальным планам;
развивающие занятия
Слайд 19Консультирование
Индивидуальное
(по итогам диагностики, по запросу)
групповое
(скрытый или явный конфликт)
Слайд 20Психологическое просвещение
Классные часы
Педсовет
Родительские собрания (конференции)
-------------------------------------------------------------------
повышение психолого-педагогической компетентности
учащихся, педагогов, родителей
Слайд 21Дополнительно:
разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
формирование адекватной самооценки;
охрана и укрепление физического и психологического
здоровья;
профилактика неврозов;
предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников.
Слайд 22
«Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок».
Артур Шопенгауэр