Слайд 1Бахчисарайский фонтан
Презентацию подготовил методист ГБПОУ «Самарское хореографическое училище (колледж)» Зиновьева Елена
Владимировна
Слайд 2Бахчисарайский фонтан — хореографическая поэма в четырёх действиях с прологом и эпилогом
по мотивам одноимённой поэмы Александра Пушкина композитора Бориса Асафьева, поставленная балетмейстером Ростиславом Захаровым по сценарию Николая Волкова в 1934 году .
Слайд 3История создания
Композитор Борис Асафьев был идеологом направления хореодрамы в балете 30-х годов XX века. Николай Волков оформил
в 1932 году своё либретто в композиционную форму — балетную пьесу. Режиссёр С. Э. Радлов создал крепкую драматургическую основу, выразительным средством которой стал язык жестов — пантомима. Балетмейстер Р. В. Захаров изучал систему Станиславского, он также настоял на добавлении сцен: польского акта, возвращения Гирея после набега на Польшу (II акт), пляски татарских воинов (IV действие) и казни Заремы. По его просьбе в балете появился новый герой — Гирей. В драмбалете особое значение имела изобразительность танцевального языка танцовщика-актёра, каждая поза и жест которого получали смысловую нагрузку.
Слайд 4пролог
Хан Гирей у «Фонтана слёз», воздвигнутого в память Марии в Бахчисарае.
Слайд 5Акт первый. Сцена первая
Знатный польский князь Адам празднует в своём замке
день рождения своей дочери Марии, помолвленной с молодым князем Вацлавом
К аллее пробирается татарский лазутчик.
Широко распахиваются двери замка. В парк спускаются гости и Князь с дочерью.
Танцы польской знати. Полонез. Краковяк. Мазурка. Паненки. Дуэт парке Марии и Вацлава.
Слайд 6Акт первый. Сцена вторая
Веселье прерывается появлением раненого Начальника стражи с сообщением о набеге
татар. Дамы укрываются в замке. Обнажив сабли, поляки готовятся отразить нападение врагов. Стража приводит пленного татара. Горит подожжённый замок, защищая который, гибнут польские князья. Убегающим Вацлаву и Марии преграждает путь хан Гирей. Ударом кинжала он убивает Вацлава. Поражённый красотой Марии, Гирейзабирает её в свой гарем.
Слайд 7Акт второй. Сцена третья
(Авансцена) Из похода возвращается войско хана. Слуги бережно проносят
на носилках богатую добычу — Марию.
Слайд 8Акт второй. Сцена четвёртая
Гарем Гирея в Бахчисарае. Среди многочисленных наложниц на
богато убранном ложе — любимая жена хана Зарема, которая готовится к встрече своего господина. Гирей задумчив и влюблён, Зарема тщетно пытается вернуть его любовь, он не замечает её.
Танцы: Вторая жена. Танец с колокольчиками. Танцы с блюдами. Вариация Заремы.
Слайд 9Акт третий. Сцена пятая
Комната Марии. Охраняемая старой прислужницей (Служанка Марии), томится
прекрасная пленница хана. Мария играет на лютне и вспоминает о былой жизни.
Слайд 10Акт третий. Сцена шестая
Гирей молит Марию принять его любовь и все богатства. Но, духовная
сила и гордая неприступность хрупкой Марии заставляют его отступить и Гирей удаляется.
Слайд 11Акт третий. Сцена седьмая
Ночью в опочивальню княжны проникает Зарема, она просит Марию
вернуть ей Гирея и его любовь. Но страстная речь Заремы непонятна Марии, которая рассказывает о своём горе и утраченной любви. Но вот, Зарема находит забытую тюбетейку Гирея, а значит он был здесь. Служанка Марии убегает за ханом. Вбежавший Гирей бросается к Зареме, но она, охваченная ревностью, убивает Марию кинжалом.
Слайд 12Акт четвёртый. Сцена восьмая
Дворик ханского дворца. Вернувшиеся из похода воины, степные
кочевники и рабы приводят новых пленниц. Гирей безутешен. Стража сбрасывает Зарему в пропасть по приказу Гирея.
Слайд 13Акт четвёртый. Сцена девятая
Военачальник Нурали пытается отвлечь господина от мрачных дум воинственными плясками.
Слайд 14эпилог
Хан остается один у «Фонтана слёз» (как в начале спектакля). Перед
ним возникает видение, образ прекрасной княжны Марии.
Слайд 15Спасибо за внимание
В презентации использованы материалы с сайта Самарского академического театра
оперы и балета и пермского академического театра