Слайд 1Нетрадиционные методы работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Бочарова
Н. В.
Оренбург
20.02.17
Слайд 2Нетрадиционные методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают
достижению максимально возможных успехов в преодолении трудностей детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции развития детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Применение и использование данных методов коррекции служит для создания благоприятного эмоционального фона, что, в конечном итоге, улучшает эффективность коррекционного воздействия.
Слайд 3Нетрадиционные методы
Арт-терапия: ИЗО, песок, коллаж, инсталляция, фото, глина.
Хромотерапия
Музыкотерапия
Танцевально-двигательная терапия:
танец;
Драматизация: игра, маска, сказка, зеркала, перфоманс, видео, драма;
Фитотерапия
Аромотерапия
Литотерапия
Мнемотехника
Слайд 14 Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например,
рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.), а также координации мелкой моторики пальцев рук.
Слайд 15Изучила опыт работы:
И.А.Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей
2-7 лет. «Цветные ладошки»;
А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования»;
Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования»;
Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками».
На подготовительном этапе познакомилась с методической литературой различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И.А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т.Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду».
Слайд 161. Печать от руки
2. Использование печатки
3. Рисование пёрышком
4. Рисование пальцем.
5. Монотипия.
6.
Рисование по трафарету тампоном.
7. Рисование методом тычка.
8. Кляксография.
9. Набрызг.
10. Граттаж.
11. Рисование мыльными пузырями.
12. Рисование мятой бумагой
13. Вместо кисти – дырокол.
14. Ниткография.
Методы и приёмы нетрадиционного рисования
Слайд 17С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
рисование пальчиками;
оттиск печатками из
картофеля;
рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
тычок жесткой полусухой кистью.
печать поролоном;
печать пробками;
восковые мелки + акварель;
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой;
монотипия пейзажная;
печать по трафарету;
монотипия предметная;
кляксография обычная;
пластилинография.
Слайд 18Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник способствует:
-Снятию детских страхов;
-Развивает уверенность
в своих силах; -
Развивает пространственное мышление;
Учит детей свободно выражать свой замысел
Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
Учит детей работать с разнообразным материалом;
Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
чувство фактурности и объёмности;
Развивает мелкую моторику рук;
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Слайд 20«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется
разум»
Карл Густав Юнг. (1875-1961)
Слайд 21Для чтения
Песочная терапия – одна из разновидностей арттерапии, которая строится на
теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.
Слайд 22Цель-
развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности.
Слайд 23Цель- дать возможность ребёнку быть самим собой, раскрыть индивидуальность каждого ребёнка,
а не менять
и не переделывать его, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а обеспечить социальную успешность.
Слайд 24Задачи:
-развитие творческих (креативных) способностей;
-способствует развитию рефлексии(самоанализа) ребёнка;
-формирование позитивной коммуникации.
-релаксация,
снятие мышечной напряжённости;
- развитие зрительно-пространственной ориентировки;
-концентрация внимания, памяти;
-развитие логики и речи;
-стабилизация эмоционального состояния;
Слайд 25Цели песочной терапии:
Развить более позитивную Я-концепцию;
Стать ответственным в своих действиях и
поступках;
Развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;
Овладеть чувством контроля;
Развить самооценку и обрести веру в самого себя;
Развить познавательный интерес;
Развить внимание;
Выработать большую способность к самопринятию;
Развитие эмоционально-личностной сферы.
Формирование тактильной памяти;
В большей степени полагаться на самого себя;
Снижение эмоционального напряжения;
Слайд 26Все игры, с использованием песочной терапии,
делятся на три направления:
Обучающие игры,
такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух. Главное идет обучение письму и чтению.
Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.
Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях.
Слайд 27Знакомство со свойствами песка
- песок пропускает воду
- сухой песок не лепится
- мокрый песок лепится
- песок сыпется
Слайд 28Разогревающие упражнения
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Упражнение
«Песочный дождик»
Упражнение
«Песочный ветер» (дыхательное)
Слайд 29Упражнение
«Необыкновенные следы»
Идут медвежата
Прыгают зайки
Ползут змейки
Бегут жучки-паучки
Слайд 30Идея Песочницы великолепна, поскольку песок является тем удивительным природным материалом, который
способен передать одновременно многое. И ощущение разнообразия природы, и ощущение возможностей своего тела, и сущности жизни вообще с её текучестью, неожиданностью, множеством форм.
Слайд 31Каково главное достоинство этой игры?
Главное достоинство Песочницы
в том, что она позволяет ребёнку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трёхмерном пространстве.
Слайд 32Ребёнку предоставляется возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосма, ощущая
себя его творцом.
Слайд 33Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами
начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д.
Слайд 34А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый
мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру
Слайд 35Фигурки – высотой не более 12 см по группам: транспорт, люди,
животные, природный материал, жилища, деревья, сказочные герои, украшения, инструменты для работы с песком (лопаточки, совочки, палочки, кисти, сеялки и др.)
Слайд 36Для игры также потребуется вода (в кувшине, в пульверизаторе (лучше!)), воду
давать дозировано.
Слайд 37ХОЗЯИН-ХОЗЯЙКА для дошкольников должны быть природосообразные, песочносообразные (черепашка, скоробей, верблюд, ящерка…),
знакомые детям (соответственно возрасту).
Слайд 38Какие дети особенно нуждаются в этой игре?
Дети, имеющие сложности в
психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи и др. особенно нуждаются в Песочнице. Как показали исследования, Песочница обладает психотерапевтическим эффектом, помогая ребёнку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и многих других проблем.
Слайд 39Какое влияние оказывает на ребёнка эта игра?
Песочница
не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью.
Слайд 40Игровые методы могут применяться:
с целью диагностики;
с целью оказания первичной психологической помощи;
в
процессе краткосрочной психотерапии;
в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.
Слайд 41Цель такой терапии –
не менять и переделывать ребенка, не учить
его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.
Дидактические игры
(этап прикосновений и игр на поверхности песка)
«песочный дождик»
«песочный ветер»
Слайд 43Упражнение «необыкновенные следы»
«прыгают зайцы»
«идут медвежата»
Слайд 50 Психопрофилактические игры:
«ладони»,
Слайд 52«песочный круг» или «круг радости»
Слайд 56Юнг утверждал, что процесс "игры в песок" высвобождает заблокированную энергию и
"активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике".
Слайд 57Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог должен выполнять роль внимательного зрителя.
Позиция психолога - это "активное присутствие", а не руководство процессом.
Слайд 59Для чтения
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший образовательный и
воспитательный эффект, нежели чем стандартные формы обучения.
Во-первых, усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать или работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается "тактильная" чувствительность как основа развития "ручного интеллекта".
В третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В четвертых, песок как и вода, способен "заземлять" отрицательную энергию.
Слайд 60Коллаж-(фр)иклеивание,наклейка-техника и вид изобразительного искусства, заключающейся в наклеивании на какую-либо основу
материалов, отличных от нее по цвету и фактуре. В отличие от апликации, коллаж допускает приклеивание цитат рисунков, фото объемных деталей, причем как целых объектов, так и их фрагментов
Именно это преимущество позволило коллажу занять место в детском творчестве.
Слайд 62Коллаж
Коллаж - это лист бумаги, на которой рисуются различные картинки, буквы,
геометрические фигуры, цифры.
Коллаж - это учебное пособие.
Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят.
Составляется сюжет с использованием всех картинок (младший возраст – воспитатель, старшие дети - самостоятельно)
Слайд 64Практическое задание для педагогов: подготовить 2 листа ватмана, клей, ножн.
«Учебное
пособие для детей»
картинки из книг и пособий
Задание: составить учебное пособие, придумать тему, цели, задачи.
Слайд 65Инсталяция
Инсталляция (англ. installation — установка, размещение, монтаж)- форма современного искусства, представляющая
собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов, фрагментов текстовой и визуальной информации) и являющую собой художественное целое.
Слайд 66чтение
Вступая в различные неординарные комбинации, вещь освобождается от своей практической функции,
приобретая функцию символическую. Смена контекстов создаёт смысловые модификации, игру значений. Габарит инсталляций варьируется от предельно малого, куда можно только заглянуть одним глазком, до нескольких залов в крупных музеях. Инсталляция, в отличие от плоских росписей и единичных объектов, делает акцент на создание интерьерного пространства.
Слайд 67Инсталяция
Инсталляция (англ. installation — установка, размещение, монтаж) — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную
из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов, фрагментов текстовой и визуальной информации) и являющую собой художественное целое. Вступая в различные неординарные комбинации, вещь освобождается от своей практической функции, приобретая функцию символическую. Смена контекстов создаёт смысловые модификации, игру значений. Габарит инсталляций варьируется от предельно малого, куда можно только заглянуть одним глазком, до нескольких залов в крупных музеях. Инсталляция, в отличие от плоских росписей и единичных объектов, делает акцент на создание интерьерного пространства.[1]
Слайд 72Инсталляция из различных предметов
Слайд 73Инсталляция с использованием конструктора
Слайд 74Инсталляция из глины и растений (детская поделка из природные материалы) .
Слайд 75Фототерапия- основана на применении фотографии или слайдов. Направлена на решения психологических
проблем, а также для развития и гармонизации личности, является одним из направлений арт-терапии.
Слайд 76Основное содержание фототерапии — создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их
обсуждением и разными видами творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец [28], сочинение историй, стихотворений. Положительное воздействие фотографии на личность и ее отношение с окружающим миром могут проявляться как при просмотре и обсуждении фотоснимков (слайдов) совместно с психологом, так и с участниками группы при групповых занятиях. В основе фотографии (слайда) лежит создание художественнвизуального искусства. Известный психотерапевт М. Е. Бурно в одной из своих книг «Терапия ых образов. Это позволяет рассматривать фотографию как одну из форм творческим самовыражением» целый раздел посвятил искусству фотографии и фототерапии. Он пишет [8]: «Творческая фотография, в отличие от обычной, есть отражение в снимке индивидуальных душевных особенностей. Камерой художник-фотограф отбирает свое, помогающее понять себя, испытывает вследствие этого творческое вдохновение — резонанс с окружающим миром красоты... Лишь вдохновение даст тот невидимо тончайший поворот, угол съемки, высветит душу снимающего. Когда в будущем у человека появятся какие-либо тяжести и тревоги, он вернется к своим снимкам, чтобы заново пережить вдохновение и
Слайд 77«Как снова начать радоваться жизни, как в детстве?»
Слайд 78«Как перестать всё время беспокоиться?»
Слайд 79«Кто я? Откуда и куда иду? В чем моё предназначение?»
Слайд 80«Как быть собой, оставаясь хорошей мамой?»
Слайд 83«Как наладить отношения с близкими?»
Слайд 84
Арт-терапия глиной или глинотерапия
Глинотерапия – является редким видом арт-терапии. При этом
– очень интересным и действенным для восстановления баланса и гармонии человека.
Слайд 85ГЛИНОТЕРАПИЯ — интересное, живое и мягкое направление в арт-терапии, это удивительная
возможность познакомиться с собой заново, проработать личные запросы и проблемы, наполниться ресурсом и вдохновением!
Метафора: «Я все смогу слепить, изменить жизнь...».
Слайд 87Хромотерапия – терепевтическое воздействие цвета на организм человека.
Помимо зрительных образов глаз
выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции:
вегетативной системы;
эндокринных желез.
Слайд 88
Воздействие цвета на организм ребенка:
Синий – успокаивающее действие, расслабляющий
эффект,
снижение спазмов, тормозящее действие.
Красный – повышение физической работоспособности, ощущение теплоты, стимуляция психических процессов.
Зеленый – успокаивающее действие, создание хорошего настроения.
Желтый – цвет радости и покоя, нейтрализация негативного состояния.
Слайд 89Синий цвет:
оказывает успокаивающее воздействие;
расслабляет;
снимает спазмы;
уменьшает головные боли;
понижает
аппетит;
стимулирует умственную деятельность.
Слайд 90Фиолетовый цвет:
угнетает психические и физиологические процессы;
снижает настроение.
Слайд 91Голубой цвет:
оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении.
Слайд 92Жёлтый цвет:
вызывает чувство покоя;
нейтрализует негативные действия.
Слайд 93Розовый цвет:
оказывает тонизирующее воздействие.
Слайд 94Зелёный цвет:
успокаивает;
создает хорошее настроение;
повышает защитные силы организма, способствует
угасанию воспалений, стимулирует зрение.
Слайд 95Красный цвет:
активизирует;
повышает физическую работоспособность;
вызывает ощущение теплоты;
стимулирует психические
процессы.
Слайд 97«Слово и действие становятся высоко значительными, когда музыка берет их
на свои крылья».
А.В.Луначарский
Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.
Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов.
Слайд 98Цели:
Создавать положительный эмоциональный фон.
Стимулировать двигательные функции.
Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.
Растормаживать речевую
функцию.
Слайд 99Музыка помогает в профилактике и лечении нервно-психических заболеваний.
Музыкотерапия организуется в индивидуальных
и групповых формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах:
рецептивной;
активной;
интегративной.
Слайд 100Коррекционные задачи:
Стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
Увеличение объема внутреннего и
внешнего лексикона (частотного и нечастотного);
Формирование навыков словообразования (для обозначения «видов» музыкантов);
Нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма.
Слайд 101Формы музыкальной терапии:
Рецептивную
Активную
Интегративную
Слайд 103 музыка Вагнера;
музыка Оффенбаха;
«Болеро» Равеля;
«Весна священная» Стравинского;
«Каприз №24» Никколо Паганини.
Наибольшим возбуждающим воздействием обладает:
Слайд 105 Музыка Франсиса Гойи;
«Времена года» Чайковского;
«Лунная соната» Бетховена;
фонограммы
«Пение птиц», «Звуки природы».
Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывает:
Слайд 107Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и
не тихо).
Использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям.
По возможности использовать музыкальные пьесы, знакомые детям.
Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно.
Особенности музыкотерапии
Слайд 108Репертуар и назначение:
Для поднятия настроения желательно слушать «Рондо в турецком стиле» Вольфганга Амадея
Моцарта, «Хабанеру» из оперы Жоржа Бизе «Кармен» или «Триумфальный марш» из «Аиды» Джузеппе Верди.
Успокоят нервную систему следующие произведения «Колыбельная» Иоганнеса Брамса и «Аве Мария» Франца Шуберта .
При сниженном тонусе мышц, помогают концерты и сонаты Антонио Вивальди, серенады Франца Шуберта.
При переутомлении стоит поставить треки с записями Элвиса Пресли, Луи Армстронга или Дюка Эллингтона.
При нарушении сна помогут «Пьесы» Петра Чайковского, «Мелодия» Кристофа Глюка, «Мечты» Роберта Шумана и «Грустный вальс» Яна Сибелиуса.
Религиозная музыка, особенно в органном исполнении, дарит людям ощущение покоя и духовной просветленности, помогает побеждать или облегчает боль.
Слайд 109Сказкотерапия
Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказки содействуют развитию речи детей, развивают
навыки связной речи. Развивают способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.
Сказки воспитывают послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям. Формируют такие качества как терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.
Сказки бывают:
Дидактические
Психокоррекционные
Художественные (народные и авторские)
Медитативные
Психотерапевтические
Слайд 110Задачи сказкотерапии достаточно глубоко пересекаются с нашими педагогическими задачами.
Развитие всех
психических процессов ребенка.
Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи, совершенствование коммуникативных навыков).
Снятие эмоционального и физического напряжения
Слайд 111Используя в работе приёмы сказкотерапии необходимо учитывать возрастные особенности детей.
Дети от
3 до 5-и лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных и взаимоотношениях людей и животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
Начиная с 5 лет, детям наиболее увлекательны волшебные сказки, из которых в опыт детей поступает жизненная мудрость, информация о духовном развитии человека, о том как он познаёт мир.
Слайд 112Для чтения
Стремление человека к познанию заставляет обращаться к мудрости предков, не
случайно современная коррекционная педагогика весьма успешно использует нетрадиционные методы воздействия на организм ребёнка, не последнее место среди которых занимает литотерапия.
Слайд 114Для чтения
Стремление человека к познанию заставляет обращаться к мудрости предков, не
случайно современная коррекционная педагогика весьма успешно использует нетрадиционные методы воздействия на организм ребёнка, не последнее место среди которых занимает литотерапия.
Термин «литотерапия» происходит от греческих слов lithos - «камень» и therapeia - «лечение».
Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50 различных минералов.
Считается, что минералы координируют циркуляторную систему сосудов и деятельность мозга
Слайд 116
Цели:
1. Положительное терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
2. Развитие познавательных процессов: внимания, зрительной, слуховой, тактильной чувствительности, цветовосприятия.
3. Снижение у детей эмоциональных проблем – тревожности и агрессивности.
4. Опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга
Слайд 117Задачи:
Стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения, развитие умения быстро
переключаться с активной деятельности на пассивную.
Воспитание произвольного внимания, способности внимательно и терпеливо слушать других.
Развитие фантазии и творческого воображения.
Развитие мелкой моторики рук.
Слайд 118Аметист – способствует снижению чувства тревоги.
Бирюза - способствует уравновешиванию эмоций.
Жемчуг –
приносит полный покой и умиротворение.
Изумруд – способствует излечению от бессонницы и ипохондрии.
Кошачий глаз – способствует концентрации внимания, уменьшает склонность к упрямству, повышает энергию.
Лунный камень – изменяет манеру поведения: резкость, прямолинейность уступают место мягкости и гибкости.
Опал – при расстройстве нервной системы.
Сапфир – помогает при страхе, гневе, при заболеваниях нервной системы.
Сердолик – просветляет мысли, помогает работе мозга.
Топаз – успокаивает, рекомендуются при апатии.
Слайд 119Жемчуг – укрепляет память, приносит покой и умиротворение.
Изумруд – устраняет
аффекты.
Кораллы – укрепляют память, избавляют от тиков, контролируют эмоции.
Лазурит - улучшает остроту зрения, уменьшает боли.
Малахит – стимулирует работу сердца, кровеносных сосудов, легких.
Нефрит – стимулирует работу почек.
Слайд 120Опал – усиливает чувство интуиции.
Сапфир – помогает при лечении диабета, нарушений
костной системы, избавляет от бессонницы.
Сердолик – укрепляет зубы, стимулирует речь.
Топаз – влияет на щитовидную железу.
Хрусталь – улучшает кровь, стимулирует гипофиз и эпифиз.
Янтарь – стимулирует нервную систему, улучшает дыхательную систему, повышает гемоглобин в крови.
Слайд 121Авантюрин – уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроения, ясность ума.
Аквамарин – снимает
стрессовое состояние, устраняет фобии.
Александрит – успокаивает, способствует открытости, общению.
Алмаз – улучшает функции мозга, усиливает энергетику абстрактного мышления, увеличивает контактность.
Аметист – снимает головную боль, бессонницу, укрепляет эндокринную систему, увеличивает активность правого полушария мозга.
Бирюза – уравновешивает эмоции, укрепляет чувство взаимопонимания.
Слайд 122Камни используемые в литотерапии:
АКВАМАРИН
АЛЕКСАНДРИТ
АМАЗОНИТ
БИРЮЗА
ЖЕМЧУГ
КОШАЧИЙ ГЛАЗ
Слайд 123.
РОДОНИТ
МАЛАХИТ
РУБИН
САПФИР
СЕРДОЛИК
ТУРМАЛИН
Слайд 124Практическое использование камней в литотерапии:
Разноцветные камешки
Упражнения на развитие
речи и познавательных
процессов
Упражнения на снятие
мышечного напряжения.
Массажные упражнения
Ходьба по камням.
Выкладывание из камней фигур.
Слайд 142Мнемотехника
- в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система
методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Скороговорки
У Сани сом с усами.
Стихи
Лягушка – попрыгушка,
глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки
комары и мушки!
Слайд 154Мнемотаблицы
Использование мнемотаблиц в работе с детьми позволяет решать следующие задачи:
Развивать у
детей умения с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу;
Развивать у детей высшие психические функции: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);
Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.;
Обучать детей правильному звукопроизношению.
Воспитывать у детей любовь к народным и авторским произведениям..
Предлагаемая модель обучения пересказу с использованием мнемотаблиц основывается на комплексном подходе, включающем:
использование мнемотаблицы как знаково-символической системы, универсального средства для стимулирования и организации, различных символико-моделирующих видов деятельности в структуре специальных занятий;
решение в единстве коррекционно-развивающих задач, обеспечивающих социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребенка,
специальную организацию пространственно-развивающей среды,
развитие мотивационно – потребностной сферы речевой деятельности
взаимодействие специалистов – участников образовательного процесса (логопед, воспитатель, музыкальный руководитель)
В использовании мнемотаблиц существует два фактора, которые активно задействованы при формировании связной речи
– наглядность – рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы и их характерные признаки, производимые с ними действия.
– создание плана высказывания, он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а так же то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим (на значимость этого фактора неоднократно указывал Л.С.Выготский).
Слайд 161Фитотерапия- лечение с помощью лекарственных растений.
Фитотерапию- использовали вавилоняне ещё в XI
веке до н.э.
Фитотерапевты- рекомендуют использовать лекарственные растения при различных речевых аномалиях:
- восстановление умственной и физической работоспособности;
- устранение усталости, вялости, астенического синдрома;
- профилактика нарушений мозгового кровообращения;
- устранение бессонницы, нервозности;
- профилактика и устранение расстройств памяти;
- восстановления мышечного тонуса.
Слайд 162Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных
формах дизартрии и неврозоподобном заикании.
Перечень лекарственных растений:
седативные: боярышник, валериана лекарственная, донник лекарственный, душица обыкновенная, ежевика, ландыш, морковь, пустырник, ромашка аптечная.
противосудорожные: липа мелколистная, мелисса лекарственная, мята перечная, ромашка аптечная.
при психастении: женьшень, лимонник китайский, элеутерококк.
при переутомлении: женьшень, заманиха, лимонник китайский, элеутерококк.
при неврастении: женьшень, лимонник китайский.
для повышения работоспособности, улучшения памяти, концентрации внимания: отвары зверобоя, ландыша, настойки женьшеня.
Фитотерапия
Слайд 164Ароматерапия – воздействие запахов на человека с терапевтическими целями.
Исследовани показали, что
запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека.
Слайд 165Ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений. Влияние
на психику эфирных масел:
Гераниевое – снимает стресс и состояние тревоги.
Лавандовое – снимает депрессию, повышает концентрацию
внимания.
Ромашковое – успокаивает, способствует запоминанию.
Розмариновое – улучшает память, расслабляет перевозбужденную нервную систему.
Эвкалиптовое – устраняет повышенную утомляемость, сонливость, выявляет резервные силы в организме, оживляет умственную деятельность, ясность ума.
Масло чайного дерева – ликвидирует истерию и паникёрство, развивает самостоятельность, активизирует процессы восприятия и запоминания.
Пихтовое – устраняет чувство неуверенности, необоснованное беспокойство.
Кедровое – устраняет нервозность, растерянность, придает уверенность в своих силах.
Слайд 166 Аромат лаванды и розмарина – действует успокаивающе и устраняет состояние
стресса.
Запах лимона и эвкалипта – возбуждает нервную систему, повышает работоспособность.
Масло чабреца – успокаивает.
Мята – снимает головную боль и тошноту.
Длительное вдыхание лаванды, ромашки, валерьяны, тимьяна, фенхеля, и мелисы – обеспечивает снотворный эффект.
Запах вербены – успокаивает перевозбужденную нервную систему у гиперактивных детей.
Запах настойки ивы – приводит в состояние равновесия нервную систему.
Запах настойки остролиста – уменьшает злобность, агрессивность.
Эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, цедры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта – тонизируют.