Слайд 18Руководитель клуба – музея любителей творчества В.С.Высоцкого – В.Г.Уткин
Говорить о В.С.Высоцком – любимом поэте, певце, актере Владимир Гаврилович Уткин может бесконечно. Он знает много о кумире своей юности, восторженное отношение к которому пронес через всю свою жизнь.
Интересным образом юность Владимира Гавриловича схожа с судьбой самого Высоцкого. Начать с того, что оба – Владимиры, оба родились в январе (Высоцкий на 10 лет раньше 25 января, В.Уткин 5-го), оба по месту службы отцов росли в гарнизонах. Владимир Гаврилович с детства участвовал в школьной самодеятельности. Он закончил 10 класс, когда вышел фильм «Вертикаль», где играл и пел Высоцкий. По сути, первый клип, когда объединяется песня и идет сюжет фильма, демонстрировался в этой киноленте. Высоцкий завладел душой юного В.Уткина, да так и не отпускает ее.
В.Уткин любит повторять, что у каждого есть свой Высоцкий, ибо каждый ощущает его через призму своего восприятия, находит что-то, что затрагивает струны души. Куда бы жизнь не забрасывала В.Г.Уткина, он не уставал «проповедывать» любимого барда. Вернувшись в Ельники на родину отца, он приложил усилия, а точнее сказать, вложил сердце и душу в создание здесь клуба любителей творчества Владимира Семеновича. Любителей и исполнителей песен и стихов певца и поэта оказалось немало. Их совместными усилиями было создано были созданы великолепные концерты ко дню рождения артиста, которые зрители приняли на «ура». А к юбилею района был создан и открыт музей Высоцкого.
Владимир Гаврилович всегда радушно встречает всех посетителей музея, где играет катушечный магнитофон того времени с песнями известного певца. На стенах - портреты артиста, экспозиции, рассказывающие о его жизни, начиная с детских лет и заканчивая последними днями. Здесь и история любви, и история творчества, и наши дни, в которых не ослабевает любовь к Высоцкому, о чем говорят любители его творчества, фотографии с концертов художественной самодеятельности.
После школы В.Г.Уткин работал в Ельниках, куда вернулась семья, в районном Доме культуры. В 1977 году он закончил университет по специальности инженер-механик. Работал на Саранской птицефабрике, потом в Рузаевке, затем перевелся в Атемар Лямбирского района, где и прошла основная трудовая деятельность. Все это время был постоянным участником художественной самодеятельности. Ему нравится испытывать радостьо от соприкосновения с песней и радовать других. А голос у В.Уткина завораживает и привлекает своей мощью и красотой.
Сейчас Владимир Гаврилович находится на заслуженном отдыхе, но беспокойное сердце и душа не отдыхает. В настоящее время он трудится техническим работников в Доме детского творчества Ельниковского района, возглавляет Клуб – музей любителей творчества В.С.Высоцкого, собирает по крупицам информацию о своем любимом музыканте, поэте, певце, актере.
Слайд 19Клоков А.А. – передал в Ельниковский музей В.С.Высоцкого богатый материал
Первые песни Высоцкого я услышал еще студентом, где-то в 1964 году, когда появились первые магнитофоны, и началось переписывание друг у друга, даже не очень помню, что тогда было модно слушать, был более – менее разрешенный бард Окуджава, но тексты и манера Высоцкого сразу приковали внимание, тогда даже мы не знали в своем общежитии, кто это поет, и только через некоторое время стало известно, что это Владимир Высоцкий. Это была совершенно свежая музыка, и особенно слова, всегда с многослойным подтекстом протеста, всегда искренние и честные.
Конечно, никто и не думал ничего собирать о нем, жизнь впереди казалась и была бесконечной… Я с четвертого курса перешел на индивидуальный график, это тогда было возможно, стал работать в Москве, и там, конечно, в молодежной среде было больше и записей и информации о Высоцком.
Понятно, что его песни невероятно выделялись из всего потока музыки, который циркулировал в радио и телепередачах. Я думаю, что его песни не слушали лишь совсем не воспринимающие музыки люди. Мы просто обменивались записями, мгновенно устанавливались контакты, таких любителей, как я, были миллионы…
Мы просто спрашивали: А ты слышал «Капитана в тот день»? Нет? Вот, возьми. Или звонит товарищ, и говорит, что в 3 вагоне поезда Москва – Саранск у проводницы есть пленка для меня, и оказывается, что это запись двойника, записанного в Париже.
Не знаю, каким – то образом любители Высоцкого мгновенно знакомились и бескорыстно распространяли его песни, был просто азарт найти еще новые записи…
Когда начал работать, у меня было много командировок в Москву и Питер, там, конечно, я где только мог, собирал и просил записать новые песни. Бывало, что попадались и подделки, особенно уголовной тематики, но особенности манеры и голоса Высоцкого можно было сразу отличить.
Мне кажется, в то время, в 70-х годах, у меня на пленках, а позже на кассетах в автомобиле, процентов 90 занимали его песни, в разных вариантах, разные концерты, переписанные с изданных на Западе пластинок, и я попытался посчитать, сколько же песен у него есть, попытался составить нечто вроде картотеки, начал восстанавливать тексты с плохих записей. Память была в то время хорошая, слова его запоминались быстро, сами собой. Помню, с каким нетерпением вез из командировок новые записи, чтобы сразу же прослушать, а потом показать друзьям. Все мы были немножко заражены его песнями, слушали и обсуждали, пытались петь их сами на всяких вечеринках.
Я не собирал специально материалы о Высоцком, они сами как-то накопились, да и нет в них ничего особо ценного, кое – что я отдал в музей в Саранске, но я рад, если это пригодилось для музея в Ельниках.
Сейчас в интернете полно всяких сведений о гениальном Высоцком, издано много книг воспоминаний, но вот той страсти уже нет.
Помню, как я услышал о смерти Высоцкого - в 6 часов утра 26 июля 80 года диктор Голоса Америки начал говорить, что сегодня в три часа утра умер великий …, и я понял, что это он. Много раз был на его могиле, раньше там торговали его фотографиями, кассетами.
На вопрос, как повлиял Высоцкий на мою судьбу и отношение к жизни, ответить конкретно невозможно, ведь все мы растем и все отмеренные нам годы взаимодействуем с окружением, и ясно, что от того, что ты видишь и что ты слушаешь, тоже зависит, кто ты есть. Мне кажется просто, что в его текстах и музыке есть какое-то правильное мужское отношение к близким, друзьям, к тому, что происходит вокруг, есть истинные ценности – бескорыстная дружба, честность, нетерпение лжи и предательства. Великолепны его лирические песни.
Мне очень жаль, что сейчас в основных ТВ – каналах звучит сплошная дребедень, а в телефонах у молодых совершенно нет хорошей музыки…
В интернете, наверное, можно найти огромные подборки его песен, появилось множество песен с подложенным под его голос аккомпанементом («новое звучание»), но уже не вернуть того восхищения и той страсти, с какой мы охотились раньше за его записями, все проходит, но я благодарен судьбе, что жил в одно время с этим великим человеком.
Алексей Александрович.Клоков