Слайд 1Методика разработки
образовательной программы
педагога дополнительного образования.
Непримерова Алевтина Васильевна
Методист МБУДО СЮТ г.Донецка
Слайд 2ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Нормативная модель совместной деятельности педагога и обучающихся,определяющая содержание образования определенного
уровня и направленности, последовательность действий и способы достижения поставленной цели
Слайд 3ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ:
по типу - примерные (типовые), модифицированные (адаптированные)
и авторские;
по способу организации содержания образования - узкопрофильные, интегрированные и комплексные;
по уровню освоения содержания образования - программы общекультурного, углубленного и профессионально-ориентированного уровней;
Слайд 4ПРИМЕРНАЯ (ТИПОВАЯ) ПРОГРАММА
это программа, утвержденная органом управления образованием и рекомендованная в
качестве примерной по той или иной образовательной области или направлению деятельности;
ориентирована на достижение обучающимися определенного уровня освоения знаний, умений и навыков
Слайд 5МОДИФИЦИРОВАННАЯ (АДАПТИРОВАННАЯ) ПРОГРАММА
это программа, в основу которой положена примерная программа, измененная
с учетом особенностей ОУ, возраста, уровня подготовки и индивидуальных особенностей учащихся, режима и продолжительности освоения содержания образования; диагностика результатов предполагает демонстрацию достижений обучающихся на отчетных концертах, выставках, конкурсах, соревнованиях, конференциях и т.д., при этом важны и количественные показатели сформированности знаний, умений и навыков
Слайд 6АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
это программа, разработанная педагогом или коллективом педагогов и содержащая до
70% нового материала (либо по содержанию предмета, либо по методам, приемам и формам реализации);
авторская программа должна сопровождаться рецензиями 2-х независимых экспертов, результатами психологической или педагогической диагностик
Слайд 7Узкопрофильная программа – это программа, содержание которой составляет одно направление деятельности
или одну область научного знания
Интегрированная программа – это программа, направленная на изучение определенной области знания, а также смежных с ней направлений (реализует один педагог)
Слайд 8КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
предполагает определенное соединение отдельных областей знания, направлений, видов деятельности, процессов
в некое целое (преподавание осуществляют несколько педагогов)
Это система, в основании которой – цель программы, а все составляющие – взаимозависимы и взаимосвязаны.
К таким программам относятся программы школ, студий и т.п. с многоступенчатым обучением и набором разных предметов, объединенных одной концепцией, едиными принципами деятельности
Слайд 9Программа общекультурного уровня предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня
информированности в данной образовательной области, обогащение опыта общения и совместной деятельности в ходе освоения программы
Программа углубленного уровня предполагает формирование теоретических знаний и практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности
Слайд 10Программа профессионально-ориентированного уровня предусматривает достижение высоких показателей образованности в какой-либо предметной
или практической области, умение видеть проблемы, формулировать задачи и искать средства их решения,
готовность к освоению программ специального (начального, среднего, высшего) образования
Слайд 11ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ:
по направленности дополнительного образования - программы научно-технической, спортивно-технической,
физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, культурологической, естественнонаучной, туристско-краеведческой направленностей;
по возрастному диапазону учащихся - программы для дошкольников (3-7 л.), для учащихся начальной(1-4 кл.), основной(5-8 кл.) и средней школы(9-11 кл.);
по продолжительности реализации – одногодичная (краткосрочная), двухгодичная и трёхгодичная(программы средней продолжительности реализации) и программа длительной реализации( от 4 лет и более).
Слайд 12ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Приложение к письму Департамента молодежной
политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844
Слайд 13СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
должно быть направлено на:
создание условий для развития личности
ребенка;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
профилактику асоциального поведения;
создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности;
укрепление психического и физического здоровья детей;
взаимодействие педагога доп.образования с семьей
Слайд 14СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Титульный лист
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание изучаемого курса
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Список
литературы
Слайд 15Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования
Станция юных техников муниципального образования
«Город Донецк»
Утверждаю
Директор МБУДО СЮТ г.Донецка
_______ Е.В.Гусак
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«я- конструктор!»
срок реализации программы: 3 года
возрастная категория учащихся: 7-13 лет
Иванова Елена Николаевна,
педагог дополнительного образования
г.Донецк
2018 год
Рекомендовано
педагогическим советом
08.08.2017г. пр. №4
Слайд 16
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Примерный вариант написания
Образовательная программа
«Я-Конструктор!»
Ф.И.О. педагога:Иванова Елена Николаевна
Тип программы:
модифицированная
Вид программы: интегрированная
Уровень освоения СО: углубленный
Продолжительность освоения программы: 3 года
Уровень реализации: начальное и основное общее образование
Слайд 17ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
следует раскрыть:
направленность дополнительной образовательной программы;
новизну (для программ, претендующих называться авторскими),
актуальность, педагогическую целесообразность;
отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;
цель и задачи дополнительной образовательной программы;
возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы), принципы отбора содержания образования;
формы работы с обучающимися и режим занятий (СанПиН);
условия реализации программы;
ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Слайд 18УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ)
раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и
количество часов на каждую из них;
определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия
Слайд 20СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
краткое описание тем (разделов, блоков) в порядке их
представления в УТП
Тема
Цель
Теоретические сведения
Понятийный аппарат (тезаурус, глоссарий, ключевые слова, термины)
Практическая работа
Воспитательный аспект
УМК, формы и методы работы (могут быть отражены в др. разделах программы)
Ожидаемые результаты (компетенция учащихся):
• должны знать
• должны уметь
Слайд 21МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В этом разделе программы необходимо:
перечислить используемые дидактические материалы (наглядные
пособия, демонстрационный, раздаточный материал, инструкционные карты, рабочие тетради);
дать краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы: кадровых, материально-технических (оборудование, инструменты и материалы) и пр.
Слайд 22МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
представить контрольно-измерительные материалы (анкеты, тесты, контрольные задания, викторины и
пр.),
приложить разработки занятий, мероприятий, методические рекомендации
отметить, какие формы занятий планируется использовать (учебное занятие, интегрированное, экскурсия, круглый стол и пр.), пояснить, чем обусловлен выбор таких форм;
описать основные методы организации образовательного процесса
Слайд 23СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Необходимо привести два списка:
один ─
для педагогов, другой ─ для воспитанников (их родителей).
Литературные источники перечисляются в алфавитном порядке и нумеруются. Указывается автор, название, место издания, издательство, год издания.
Н а п р и м е р:
1. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. ─ СПб.: КАРО, 2004.