Слайд 1Методика разработки и написания научно-исследовательских работ для участия в республиканских и
всероссийских мероприятиях
Мокрушина Дарья Александровна –
заведующая отделом по работе с
регионами, педагог дополнительного
образования МАН «Искатель»
Слайд 2Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде
системы понятий, законов и теорий.
Отличительные признаки:
целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;
процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов.
Результаты воплощаются в научных трудах.
Слайд 3Задачи научно-исследовательской работы:
подготовить школьников к исследовательской деятельности в высшем учебном
заведении;
сформировать первичные научные и профессиональные знания и умения;
сформировать научное мировоззрение;
развить логическое мышление;
сформировать социально активную жизненную позицию.
НИР направлена на стимулирование познавательной активности учащихся.
Слайд 4Виды научно-исследовательских работ школьников:
Информационно-реферативные;
Проблемно-реферативные;
Экспериментальные;
Описательные;
Исследовательские;
Проектные.
Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников,
их творческом анализе и произведенных на его основании новых выводов.
Суть реферативной работы - в подборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему.
Слайд 5Основные этапы работы над научным исследованием:
Выбор научной проблемы и темы; определение
объекта и предмета исследования, целей и основных задач; разработка гипотезы исследования.
Выбор методов и разработка методики проведения исследования; непосредственно специальные процессы самого научного исследования; формулирование предварительных выводов; обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций.
Литературное оформление работы.
Слайд 6Роль руководителя в работе над научным исследованием:
познакомить учащегося с научно-исследовательской
деятельностью;
оказать помощь в формулировке темы исследования;
научить учащегося пользоваться литературными источниками, цитированию, сопоставлению;
оказать помощь в составлении календарного плана исследования;
научить учащегося делать выводы по работе;
подготовить учащегося к защите работы и.т.д.
Слайд 7Методы исследования
Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания.
Метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия.
Слайд 8Классификация методов научного исследования:
Методы эмпирического исследования:
- наблюдение;
- эксперимент;
- сравнение;
- описание;
- измерение.
Слайд 9Методы теоретического познания:
формализация;
аксиоматический метод;
- гипотетико-дедуктивный метод.
Слайд 10Общелогические методы и приемы
- анализ;
- абстрагирование;
- обобщение;
- идеализация;
- индукция (от единичного
к общему) и дедукция (от общего к единичному);
- аналогия;
- системный поход и т.д.
Слайд 11В социально-гуманитарных науках кроме философских и общенаучных методов применяются специфические методы:
-
диалог
- анализ документов (контент-анализ)
- опросы
- тестирование
- биографический и автобиографический методы
Слайд 12Структура научно-исследовательской работы:
Титульный лист
Тезисы
Содержание
Перечень условных обозначений (при необходимости)
Введение
Основная часть
Выводы
Список
использованных источников
Приложения (при необходимости).
Слайд 13
В тезисах (текст объемом до 1 страницы) подается краткая характеристика содержания
научно-исследовательской работы по определению основной цели, актуальности и задач научного исследования. Также в них указываются выводы и полученные результаты проведенной работы.
Слайд 14Содержание подается в начале работы.
Оно содержит наименование и номера начальных
страниц всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют заголовок), в частности вступления, выводов к разделам, общих выводов, приложений, списка использованных источников и т.п.
Содержание фактически должно быть планом научно-исследовательской работы и отражать суть поставленной проблемы, структуру и логику исследования.
Слайд 15Если в работе использована специфическая терминология, а также малоизвестные сокращения, новые
символы, обозначения и т.п., то их перечень представляется в виде отдельного списка, который размещается перед вступлением.
Перечень должен быть расположен двумя столбиками. Слева в алфавитном порядке приводятся условные обозначения, символы, единицы сокращения или сроки, справа - их детальная расшифровка.
Слайд 16
Введение – краткое описание пути исследования.
Во введении автор работы выделяет и
характеризует объект и предмет исследования, очерчивает круг исследуемых проблем, формулирует основное направление исследования, его теоретическую и практическую значимость, актуальность, новизну, цель и задачи, определяет методы исследования, материал и структуру работы.
Слайд 17
Актуальность исследования содержит положения и доводы, которые свидетельствуют о научной и
прикладной значимости выполненной работы, необходимо акцентировать внимание на том, что предлагаемое исследование отличается методикой и решением поставленной проблемы или данная тема недостаточно исследована…
Формулировка: Актуальность работы заключается в исследовании процессов…; Актуальность выбранной темы определяется…; Актульность обусловлена необходимостью…
Слайд 18
Цель исследования должна быть определена четко и сжато. Как правило, цель
в исследовании одна, а задач несколько.
При формулировке цели используют существительное: Целью работы является описание, сравнение, выявление….
В соответствии с поставленной целью необходимо выделить не менее трех задач. При формулировании задач используются глаголы: раскрыть…, описать…., проанализировать…, выявить…, изучить…, разработать…, создать…, установить…
Слайд 19
Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное.
Объект исследования – область научных изысканий, в пределах которой проводится научное исследование.
Предмет исследования более узок: под ним понимается конкретный аспект области.
Слайд 20
Новизна работы может заключаться в том, что она дополняет имеющиеся знания
по отдельному вопросу, уточняет их, раскрывает новые закономерности…
Научная новизна должна раскрывать концепцию исследования.
Типичные фразы при формулировке новизны: впервые исследованы специфические связи…, доказана зависимость между…, установлено, что…
Слайд 21
Изложение теоретической значимости предполагает перечисление тех результатов исследования, которые уточняют, углубляют
и развивают теоретические основы исследования.
Практическая значимость работы предполагает освещение тех областей деятельности, в которых могут быть использованы результаты исследования.
Слайд 22
Характеристика материала
Краткое описание фактов, которые послужили основой работы, описание источников: материал
исследования составили…, материалом работы послужили…
Слайд 23
В методах исследования приводится перечень методов и приемов, применяемых в работе.
В конце введения целесообразно привести структуру работы.
Объем введения – 2-3 страницы.
Слайд 24
Основная часть научно-исследовательской работы состоит из разделов, подразделов, пунктов, подпунктов. Содержание
основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.
Каждый раздел начинается с новой страницы. Основному тексту раздела может предшествовать короткое предисловие.
В конце каждого раздела формулируются выводы с кратким изложением приведенных в разделе научных и практических результатов, позволяет освободить основные выводы от второстепенных подробностей.
Слайд 25
При цитировании необходимо соблюдать следующие правила:
1) текст цитаты заключается в кавычки и
приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.
2) цитирование должно быть полным, без искажения смысла. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается, если не влечет искажение всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на месте пропуска.
3) каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.
Слайд 26
Заключение
Выводы должны содержать краткое изложение результатов решения научной проблемы и поставленных
задач, сделанных в процессе анализа выбранного материала, оценок и обобщений. Необходимо подчеркнуть их самостоятельность, новизну, теоретическое и (или) прикладное значение, подчеркнуть количественные и качественные показатели, полученные результаты, обосновать достоверность результатов и привести рекомендации по их использованию.
Заключение тематически соотносится с введением.
Слайд 27
Список использованных источников - элемент библиографического аппарата, который содержит библиографические описания
использованных источников.
Список использованных источников следует размещать одним из следующих способов: в порядке появления ссылок в тексте, в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заголовков, в хронологическом порядке.
Выполняется в соответствии с едиными стандартами по библиографическому описанию документов – ГОСТ.
Слайд 28
Список использованных источников и литературы следует составлять в следующем порядке:
Нормативно-правовые
акты.
Научная и учебная литература по теме (учебные пособия, монографии, статьи из сборников, статьи из журналов, авторефераты диссертаций). Расположение документов – в порядке алфавита фамилий авторов или названий документов. Не следует отделять книги от статей. Сведения о произведениях одного автора должны быть собраны вместе.
Справочная литература (энциклопедии, словари, словари-справочники).
Иностранная литература. Описание дается на языке оригинала. Расположение документов - в порядке алфавита.
Библиографические указатели.
Описание электронных ресурсов.
Слайд 29
Образцы библиографического описания документов:
- книга, однотомное издание:
Ашервуд Б. Азбука общения
/ Б. Ашервуд; пер. с англ. И.Ю. Багровой и Р.З. Пановой, науч. ред. Л.М. Иньковой. - М.: Либерея, 1995. - 173 с.
- книга трех авторов оформляется так:
Современная информатика: наука, технология, деятельность / Р.С. Гиляревский, Г.З. Залаев, И.И. Родионов, В.А. Цветкова; под ред. Ю.М. Арского. - М.: Информатика, 1997. - 211 с.
- многотомное издание в целом:
Гиппиус, З. Н. Сочинения: в 2 т. / Зинаида Гиппиус. – М.: Лаком-книга, 2001. – 2 т. – (Золотая проза серебряного века).
- отдельный том многотомного издания:
Казьмин, В. Д. Справочник домашнего врача: в 3 ч. Ч. 2: Детские болезни / Вл. Казьмин. – М.: АСТ: Астрель, 2002. – 503 с.: ил.
Слайд 30
Приложения
В приложениях содержатся вспомогательные или дополнительные материалы, необходимые для полноты
восприятия работы, лучшего понимания полученных результатов: промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты, дополнительные таблицы, графики, рисунки, иллюстрации и т.п.
В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки.
Слайд 31
Оформление работы
(согласно положению о республиканском конкурсе-защите научно-исследовательских работ МАН «Искатель»)
НИР печатается
шрифтом Times New Roman текстового редактора Word (или Open Office) размера 14 на одной стороне листа белой бумаги формата А4 с интервалом 1,5 (до 30 строк на странице).
Поля: левое, верхнее и нижнее - не менее 20 мм, правое - не менее 15 мм.
Объем научно-исследовательской работы составляет 15-20 (для гуманитарных направлений 20-30) печатных страниц. В общий объем научно-исследовательской работы не входят: тезисы, приложения, список использованных источников, таблицы и рисунки, которые полностью занимают площадь страницы. Текст работы должен быть написан грамотно, без орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок.
Слайд 32
Защита работы
Правила публичного выступления
• Речь докладчика должна быть ясной, грамматически точной,
уверенной, что делает ее понятной и убедительной.
• Речь должна быть также выразительной, что зависит от ее темпа, громкости и интонации. Спокойная, неторопливая манера изложения всегда импонирует слушателям.
• Большое значение имеет выбор одежды. Элегантность, аккуратность, подтянутость в одежде способствуют благоприятному впечатлению и расположению жюри.
• Отвечая на вопросы, нужно касаться только существа дела. Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно его выслушать и понять смысл того, что интересует задавшего его человека. Желательно на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а потом на них отвечать. При этом надо учитывать, что четкий, логичный и аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить последующий.