Презентация, доклад Метод проектов-педагогическая технология в дополнительном образовании

Содержание

Историческая справка «Метод проектов» разработали амер.философ и педагог Дж.Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик в начале 20 века в США и назывался «проблемным»;Впервые в России в 1905 г. педагог С.Т. Шацкий активно использовал проектные методы преподавания;В

Слайд 1«Метод проектов -педагогическая технология в дополнительном образовании»
ГБУ ДО РО
«Областной

экологический центр учащихся»

Разработчик: ст. методист Трофименко Л.П.


г. Ростов-на-Дону
2019 год
«Метод проектов -педагогическая технология в дополнительном образовании»   ГБУ ДО РО «Областной экологический центр учащихся»Разработчик: ст.

Слайд 2Историческая справка

«Метод проектов» разработали амер.философ и педагог Дж.Дьюи и его

ученик В.Х. Килпатрик в начале 20 века в США и назывался «проблемным»;
Впервые в России в 1905 г. педагог С.Т. Шацкий активно использовал проектные методы преподавания;
В 1931 году в Советском Союзе метод проектов был запрещен и осужден Постановлением ЦК ВКП (б) "О начальной и средней школе" от 5 сентября 1931 года  (Источник: Педология, №4 (16), 1931 - «как легкомысленный и насаждающий в массовом масштабе методов, предварительно на практике непроверенный»;
В зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался;
В настоящее время метод проектов приобрел довольно широкую популярность.


Историческая справка «Метод проектов» разработали амер.философ и педагог Дж.Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик в начале 20

Слайд 3Исторический подход в пониманию проектного метода в педагогике
Блонский П. П.-

«Проект- это подготовка творческой личности».
Дьюи Дж.- «Проект -организация обучения вокруг конкретного дела».
Каптерев П. Ф.- «Проект- это упражнение ума и развитие мышления».
Килпатрик У. Х. -«Проект -это деятельность от всего сердца».
Крупенина М. В.- «Проект-реализация педагогических принципов и деятельностного подхода».
Макаренко А. С.- «Проект-формирование в производственном труде».
Полат Е.С. - «Проект- это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия».
Снезден Д.- «Проект- это связь школы с сельскохозяйственным производством».
Шацкий С. Т. -«Проект-это развитие самостоятельности».


Исторический подход в пониманию проектного метода в педагогике  Блонский П. П.- «Проект- это подготовка творческой личности».Дьюи

Слайд 4

Глоссарий

Актуальность проекта (от позднелатинского actualis фактически существующий,
 настоящий, современный),  важность, значительность,для настоящего момента,  злободневность.
Актуальность исследования представляет собой описание основной проблемы, которую
исследователь будет решать в данном проекте и которую поставил  еще до начала работы над
проектом. 
«Проект» от лат. «projetus», что означает «выброшенный вперед», выступающий, бросающийся в
глаза». Проект создает то чего еще нет, это комплекс действий по решению значимой проблемы,
завершающийся созданием продукта(ов). Проект - это проявление творческой активности
человеческого сознания, "через который в культуре осуществляется деятельностный переход от
небытия к бытию"; специфическая форма сознания, конституирующая всякий трудовой процесс. (Кантор К.М.)
Проектная ситуация –деятельность, связанная с разрешением проблемных ситуаций в проце
творческого проектирования. (Азарова Л.Н., Оленева Н.А.).
Проектная ситуация – это совокупность типичных условий и обстоятельств, в которых
функционирует личность, социальная группа, общность и которые определяют содержание и
формы жизнедеятельности человека, систему его ценностных ориентаций, характер его
окружения, отношения с другими людьми.
Цель проекта -это желаемый конечный результат, который стимулирует интерес к
определенным проблемам, и через проектную деятельность, показывает практическое
применение полученных знаний.
Задачи проекта - это пути и средства для достижения цели.




Слайд 5
Календарный план - это проектный документ, который определяет

последовательность и сроки выполнения работ, взаимозависимости мероприятий проекта, сроков их реализации и ответственных за их исполнение лиц.
Метод- от гречес. «methodos»-путь исследования, теория, учение, понимают способ выполнения действий и достижения какой либо цели, решение конкретной задачи.
Мониторинг –это регулярный процесс сбора, измерения и распространения информации об исполнении проекта, ее регистрация, оценка изменений и подготовка для принятия решения.
Оценка эффективности проекта – это процесс анализа затрат ресурсов на реализацию проекта и полученных результатов, его соответствия поставленным целям и ожиданиям всех участников.
Проблема - задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая поиска решений.
Метод проектов –система познавательных приемов, которые позволяют решить самостоятельно или коллективно проблему, которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, (оформленным тем или иным образом)
Проектная деятельность - это педагогическая технология, ориентированная на применение знаний, и приобретение новых, путем самообразования.
Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Реализация способствует улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.
Социальная значимость - проект направлен на важные социальные изменения в сообществе
Результативность: проект рассчитан на ясный и достижимый результат, который можно достигнуть за разумные сроки.




Календарный план - это проектный документ, который определяет последовательность и сроки выполнения работ, взаимозависимости

Слайд 6Классификация проектов:
по доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
практико-ориентированный проект -нацелен на решение социальных задач,

отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
исследовательский проект – включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.
информационный проект – сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее представления широкой аудитории (с выходом статьи в СМИ, информация в сети Интернет);
творческий проект – максимально свободный авторский подход в решении проблемы. (Продукт – альманахи, видеоматериалы, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п.).
ролевой проект –разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца».
По комплексности: Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания. Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из  разных областей знания.
По характеру контактов: внутриклассный,  внутришкольный, региональный, международный.
По продолжительности различают: мини-проекты — укладываются в один урок или даже его часть;
краткосрочные — на 4—6 уроков; недельные, требующие 30-40 часов; долгосрочные (годичные) проекты, как индивидуальные, так и групповые, выполняются, как правило, во внеурочное время.

Классификация проектов:по доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:практико-ориентированный проект -нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего

Слайд 7

Методика работы над проектом:


1.Изучение общественного мнения, определение актуальной проблемы. Данный этап точно определяет, в чем состоит проблема. Определяет причину ее возникновения. Показывает, какие целевые группы людей, затронутых проблемой, получат помощь в результате реализации проекта. Почему эта проблема актуальна именно сейчас.
2.Выбор проблемы, над которой будет работать команда, формирование общего представления о работе проекта, его этапами, решение организационных вопросов.
3.Разработка плана действий по реализации проекта:
-определение целей и задач проекта,
-ожидаемый эффект,
-определение временных рамок проекта,
-наличие необходимых ресурсов и составление бюджета,
-правовая обоснованность деятельности по реализации проекта,
-состав исполнителей, ответственных,
-целевая аудитория - описание той части общества, на которую рассчитан проект.
-реализация плана действий команды (проведение акций, письменные обращения к исполнительным и законодательным органам, освещение СМИ);
4. Разработка системы оценки проекта.
5. Коллективная рефлексия: обсуждение и анализ ошибок, затруднений, перспектив реализации проекта.


Слайд 8Оформление проекта
Титульный лист: (название проекта, направление, авторы, координатор проекта, сроки реализации,

контактные данные (1 стр.)
Краткая аннотация: (краткое описание проекта не более 0,5 стр.).
Актуальность и новизна проблемы (обоснование, почему проект важен и нужен).
Цели и задачи проекта.
Целевая группа проекта (на кого направлен проект).
Механизм реализации проекта (сроки реализации, этапность содержательной деятельности (календарный план реализации проекта), название и содержание мероприятий (акций), участники, координаторы проекта).
Подробное описание проекта (содержание проекта (не более 10 стр. без приложений).
Экономическое обоснование (смета проекта).
Формы и механизмы взаимодействия с государственными органами, социальными партнерами, организациями и группами граждан.
Ожидаемые результаты (критерии и методы оценки результатов, эффект проекта в долгосрочной перспективе, достижение практического результата).
Возможное дальнейшее развитие проекта, если предполагается.
Приложения (фото - материалы, буклеты, листовки, анкеты, схемы, эскизы, публикация в СМИ деятельности по реализации проекта на различных этапах и т.д.).

Оформление проектаТитульный лист: (название проекта, направление, авторы, координатор проекта, сроки реализации, контактные данные (1 стр.) Краткая аннотация:

Слайд 9Этапы реализации проекта
I этап: Решение организационных, информационных вопросов. Поиск

людей, которые нуждаются в услугах добровольных помощников, сбор информации об необходимых услугах. Составление и утверждение плана действий проекта.
Составление плана проекта:
-Название мероприятия;
-Содержание;
-Участники проекта;
-Сроки проведения;
-Бюджет проекта
-Ответственные за проведение мероприятия.
II этап: - проведение акций, мероприятий, коллективных дел.
III этап: - коллективная рефлексия: подведение итогов проекта, обсуждение и анализ ошибок, оценка полученного результата.
Этапы реализации проекта  I этап: Решение организационных, информационных вопросов. Поиск людей, которые нуждаются в услугах добровольных

Слайд 10Сбор и анализ информации

-Социологическое исследование среди различных категорий населения по

данному вопросу, насколько он важен и злободневен для этой местности (данные соц.опросов);
-Изучение правовой информативной базы избранной проблемы (от Конституции РФ, распоряжение глав местных администраций);
-Изучение материалов СМИ по данной теме, за определенный период времени (обсуждение, какова была реакция властей и населения);
-Взаимодействие с компетентными специалистами-экспертами (администрации, родителей).Результаты запросов в официальные органы, комментарии экспертов;
-Создание банка данных информации по проблеме, что составит основу для работы над проектом.
Сбор и анализ информации  -Социологическое исследование среди различных категорий населения по данному вопросу, насколько он важен

Слайд 11Постановка проблемы
Проведение социологического исследования о наиболее актуальных проблемах конкретной территории или

возрастной группы.
Почему данная проблема прибрела особую актуальность?
Проблема должна быть соизмерима своим возможностям.
Понимание избранной проблемы , над которой будет работать команда.
Формирование представления о работе над проектом, его этапами.
Решение организационных вопросов.

Целевая группа проекта: на кого рассчитан проект, для кого вы его делаете.
Временные рамки: срок реализации проекта.
Состав исполнителей, ответственных, координаторов проекта.

Постановка проблемыПроведение социологического исследования о наиболее актуальных проблемах конкретной территории или возрастной группы.Почему данная проблема прибрела особую

Слайд 12Определение цели и задач проекта
Цель одна:

Задачи: (д.б.не более 3-х);
Задачи это

действие, для достижения цели;
Задачи должны быть максимально конкретные и поддающиеся измерению;
Изменения (улучшения) должны произойти в результате осуществления проекта.

Определение цели и задач проектаЦель одна:	Задачи: (д.б.не более 3-х); 	Задачи это действие, для достижения цели;  Задачи

Слайд 13ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемый результат - это ответ на вопрос,

как мы поймем, что цель достигнута?
Ожидаемый результат- это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта в количественном и качественном выражении.
В количественном –это то, что можем посчитать (количество мероприятий проведенных, акций, участников и др.).
В качественном - это положительные изменения действительности, полное или существенное решение проблем, на решение которых был направлен проект (их можно проанализировать, протестировать, увидеть).

Критерии формулировки результатов:
Обязательно должны быть измеримы и подтвержденными;
Для качественных показателей необходимо предусмотреть технологии оценки;
Показатели д.б. связаны с целями и задачами проекта, планом мероприятий.
Реалистичность;
Выполнимость - достижимость.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ   Ожидаемый результат - это ответ на вопрос, как мы поймем, что цель достигнута?	Ожидаемый

Слайд 14ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Экономическое обоснование - это документ, в котором излагается выгодность, анализ,

расчет показателей и эффективность проекта.
-Какие ресурсы - кадры, оборудование, услуги и др. - должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в проекте?
-Сколько денег требуется для реализации проекта? на что они будут потрачены?
-Из каких источников предполагается получить деньги? (Гранты, субсидии, спонсорские средства и т.д. )
-Этот раздел проекта должен очень точно соотноситься с другими разделами проекта, особенно с механизмом реализации и планом проекта.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕЭкономическое обоснование - это документ, в котором излагается выгодность, анализ, расчет показателей и эффективность проекта.-Какие ресурсы

Слайд 15КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА
1. Актуальность и значимость проекта (обоснованность проекта

в настоящее время, которая предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий);
2. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, найденных решений;
3. Реальность выполнения и прозрачность сметы.
4.Социальная значимость (практическая);
5.Проблемность (наличие и характер проблемы в проекте);
6. Возможность дальнейшего развития проекта.
7. Работа с информацией (уровень работы с информацией, способа поиска новой информации, способа подачи информации);
8. Соответствие ресурсов и возможностей.
9. Эффективность - соизмеримы ли полученные результаты с затраченными усилиями.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА  1. Актуальность и значимость проекта (обоснованность проекта в настоящее время, которая предполагает разрешение

Слайд 16Правила успешности проектной деятельности:
- В команде нет лидеров, все члены команды

равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
- Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Правила успешности проектной деятельности:- В команде нет лидеров, все члены команды равны.- Команды не соревнуются.- Все члены

Слайд 17Литература
Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем . Учеб.-метод. пособие. Архангельск: АО

ИППК РО, 2009;
Азарова Л.Н., Оленева Н.А., Основные подходы к пониманию сущности понятий проектная деятельность. сайт http://www.mgpu.ru/article.php?article=17;
Денисова Н.А. Технология проектного обучения как средство успешного освоения детьми социокультурного опыта в системе дополнительного образования, ж. Дополнительное образование и воспитание, 2007, №10;
Голуб Г.Б. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся» – [Текст]: Самара, 2003.
Иванов И.И. Метод проектов: Учеб. пособие. М.ИОСО РАО, 1999 г.;
Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов, ж., Дополнительное образование. 2007, № 3;
Килпатрик У. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л. Брокгауз-Ефрон, 1925 ;
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии Г.К., ж. Народное образование, 1998, № 7;
Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность учащихся, ж.Завуч № 8 – 2007;
Ступницкая М.А. Что такое учебный проект?/ - М.: Первое сентября, 2010.
Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". – М., 2004.

ЛитератураАртюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем . Учеб.-метод. пособие. Архангельск: АО ИППК РО, 2009;Азарова Л.Н., Оленева Н.А.,

Слайд 18СПАСИБО за внимание!

СПАСИБО  за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть