Слайд 1
Презентация
мастер - класса
По составлению образовательной программы дополнительного образования детей
«фольклор»
Слайд 2Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования “Украинская школа” городского округа город Салават
Республика Башкортостан
Педагог дополнительного образования
Воловикова Людмила Владимировна
Слайд 3 Программа «Украинский фольклор» ориентирована на изучение и
сохранение культурного наследия Республики Башкортостан, России и Украины, нравственного воспитания подрастающего поколения
Программа – модифицированная, разработана на основе авторской программы «Родные истоки» З.Н. Хамходера и Е.А. Куманина, утвержденной МО РФ.
Слайд 4Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:
Титульный лист.
Пояснительную записку.
Учебно-тематический план.
Содержание
изучаемого курса.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Список литературы.
Приложение.
Наличие рецензий: внутренней (методический совет УДО), внешней (сторонние организации и учебные заведения).
Слайд 5Пояснительная записка раскрывает:
обоснование программы:
направленность дополнительной образовательной программы;
новизна, актуальность, педагогическую целесообразность;
отличительные особенности
данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;
цель и задачи дополнительной образовательной программы;
возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
организация учебной деятельности:
формы режим занятий;
количество учебных часов в неделю
количество детей в группе
работа с особыми категориями детей (одарённые, группы риска, инвалиды и т.д.)
прогнозируемые результаты и способы их проверки на каждый год обучения.
Слайд 6Обоснование программы
Автор программы убежден, что фольклор может
и должен преподаваться как самостоятельный единый предмет, предполагающий сведение воедино теоретического и практического курсов.
Слайд 7Актуальность программы.
В программе образовательных учреждений занятиям народного фольклора выделено очень мало
учебного времени, поэтому восполнить этот пробел должны учреждения дополнительного образования. При изучении фольклора предполагается тесная связь содержательного компонента программы со школьными предметами (литературой, историей, ИЗО, ДПИ, музыкой), что позволит расширить базовые знания, получаемые детьми в общеобразовательной школе.
Работа по программе предполагает связь с родителями, их участие в изучении обычаев и обрядов, а также и совместное проведение праздников.
Слайд 8Цель дополнительной образовательной программы.
Изучение культуры народов
с опорой на фольклорные традиции, развитие творческих способностей детей через их образовательную деятельность в различных сферах народного творчества.
Слайд 9Задачи дополнительной образовательной программы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
формировать интерес детей к традициям украинской культуры
и родного края, воспитывать чувство причастности к своему народу, к его истории;
осваивать язык различных видов искусства (поэтического, музыкального, прикладного, хореографического), его особенностей в РБ;
формировать исполнительские навыки в области пения, движения;
формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной украинской культуры и культур других народов;
учить понимать роль семьи, свое место в семье.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:
воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и
взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к представителям
национальных и социальных культур;
воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и
культуре;
воспитывать творческую активную личность.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
развивать активное восприятие культуры народов посредством фольклора;
развивать специальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
развивать творчески активную личность.
Слайд 10Прогнозируемые результаты и способы их проверки на каждый год обучения.
На первом
году обучения необходимо сформировать у детей интерес к изучению фольклора на основе близких и понятных им материалов народного творчества: сказок, загадок, колыбельных и обрядовых песен, легенд, игр.
На втором году предполагается непосредственное изучение особенностей песенного, танцевального и ДПИ, изучение украинских обрядовых праздников.
Слайд 11Контроль может проводиться в следующих формах:
собеседование;
зачет; зачетный лист;
вопросник по программе;
реферат; защита
работы;
выполнение нормативов;
контрольное упражнение;
участие в конкурсах, выставках;
выступление на концертах, соревнованиях;
КВН, викторина, открытое занятие и др.
формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (в целом): выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.
Слайд 12Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:
Объёмы учебной нагрузки:
1 год обучения - всего 144 часа, в расчёте 1 группа - 12 человек, 4 часа в неделю.
2 год обучения - всего 216 часов, в расчёте 1 группа - 12 человек, 6 часов в неделю
3 год обучения - всего 216 часов, в расчёте 1 группа - 10 человек, 6 часов в неделю,
Слайд 13Форма составления учебно - тематического плана (в расчёте на один год
обучения)
Слайд 14Содержание дополнительной образовательной программы
(в расчёте на один год обучения, раскрывается
через краткое описание тем (теория и практика);
название раздела, тем; (номера разделов и тем, их наименование должны соответствовать тематическому плану).
основные теоретические понятия;
примерное содержание деятельности;
оборудование, оснащение;
место проведения занятия;
Слайд 15 Требования к знаниям и умениям (ЗУН) в
соответствии с основными требованиями к знаниям. Освоение содержания предполагает два уровня учебных достижений: базовый и повышенный.
Требования к этим уровням определяются в соответствии с образовательной программой курса.
Слайд 16В результате работы по программе «Украинский фольклор» дети должны знать:
Историю
возникновения украинского народного фольклора, его особенности и развитие;
Элементы фольклора;
Народный календарь (по временам года), народные обычаи и обряды;
Правила дорожного движения;
Этнографический материал;
Фольклорные традиции.
Слайд 17
должны уметь:
Связывать музыку, слово и движение;
Участвовать в различных
видах деятельности (исполнительство, творчество, слушание и музыкально-образовательная деятельность);
Читать, анализировать и инсценировать элементы фольклора.
иметь навыки:
Взаимной поддержки и выручки во время проведения конкурсных мероприятий;
Участия в конкурсах, соревнованиях;
Исполнительства фольклора, фольклорных импровизаций, включающих танцевальные движения и игру;
Освоения народной культуры.
Слайд 18Читать, анализировать и инсценировать элементы фольклора
Слайд 19Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает в себя описание:
формы занятий, планируемых
по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);
приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;
формы подведения итогов по каждой теме или разделу.
Слайд 20
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
Занятие - введение, углубление, обобщение.
Занятие - сказка, спектакль, праздник, путешествие.
Занятие
- викторина, конкурс.
Занятие - в концертном зале, на природе.
Слайд 21Учебная деятельность
Этапы деятельности (их наличие, сроки действия).
Дополнительные занятия (их наличие, обоснование,
режим, количество человек).
Принцип формирования учебных групп (возраст, способности).
Приёмы и методы учебно-воспитательного процесса.
Использование разных методик, технологий (авторские, типовые и т.д.).
Использование дидактического материала.
Наличие ТСО, др. аппаратуры.
Слайд 22
применение в практической деятельности программ Microsoft Office Word, Excel
Использование Интернет-ресурсов
Электронное сопровождение
занятий
(создание учебных презентаций)
Участие в телекоммуникационных проектах
Информационно-коммуникационные технологии
Слайд 23Развивающая деятельность
Наличие и развитие природных и приобретенных умений, навыков.
Учёт индивидуальных особенностей.
Виды
творческих заданий.
Слайд 25Учёт индивидуальных особенностей.
Слайд 26Приложения:
(по выбору автора, соответственно направленности группы)
Словарь основных терминов образовательной программы
дополнительного образования детей. (Тезаурус).
Методические пособия, разработки конкретных занятий и массовых дел. (авторские разработки).
Методические рекомендации к занятиям.
Мониторинг образовательных результатов, диагностики (качественные и количественные показатели).
Планы занятий (представление раздела, открытые занятия и т.д.).
Планы работы по конкретным направлениям (по воспитательной работе, работе с родителями и т.д.).
Индивидуальные образовательные маршруты.
Слайд 27Воспитывающая деятельность
Ведение постоянной воспитательной работы (групповая, фронтальная индивидуальная)
Наличие традиционных для группы
форм массовой воспитательной работы.
Слайд 28Список литературы.
(автор: И. Ф., название брошюры, издательство, год издания).
Представляются два списка:
основополагающая литература педагога для реализации программы,
рекомендуемая литература для детей, родителей.