Слайд 1
МАСТЕР-КЛАСС
ИГРОТЕРАПИЯ в работе с одарёнными
детьми.
педагог-психолог
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского творчества Петровского района города Донецка»
Гацула Ирина Вячеславовна.
Слайд 2
Умная школа – это хорошо,
Добрая – великолепно,
Но ребенок должен быть
подготовлен к жизни.
Джон Дьюи
Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.
А.С. Макаренко
Игра влияет на формирование всех основных процессов,
от самых элементарных до самых сложных.
Д. Б. Эльконин
Слайд 31932 год - Мелани Кляйн (основоположник игротерапии) интегрировала игры в свою
работу, чтобы сделать их более привлекательными для детей и помочь им чувствовать себя комфортнее. Чуть позже была разработана структурная игротерапия - в этом подходе игра уже напрямую использовалась как замена словам.
Игротерапию одной из первых стала применять Анна Фрейд в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондона во время второй мировой войны. Если ребенок имел возможность выразить в игре свои переживания, то он освобождался от страха, и пережитое не развивалось в психологическую травму.
М. Кляйн считала, что детская игра и основанная на ней игровая терапия позволяют непосредственно проникнуть в детское бессознательное. Именно она предложила термин «игровая терапия».
Слайд 4Одаренные дети — целый мир, особый мир детства,
и наша цель здесь лишь приоткрыть дверь в этот мир, нам психологам необходимо обратить внимание, хотя бы на малую часть их проблем, помочь преодолеть трудности в эмоционально-волевой сфере, коммуникативной, адаптации и социализации, детско-родительских отношениях.
Выделим три сферы, в которых происходит социализация личности одаренного ребенка: деятельность, общение, самосознание.
В педагогической и психологической практике одаренных детей относят к группе риска в связи с трудностями социализации и адаптации, как в самом образовательном учреждении, так и за его пределами.
Слайд 5Выделим несколько причин такого неблагополучия:
Развитый «комплекс отличника»,
Проблемы во взаимоотношениях
с одноклассниками одаренных детей.
И вот мы сможем с вам рассмотреть игротерапию или игровую терапию – как метод особого психологического воздействия с терапевтическим эффектом
коррекции и помощи детям и взрослым.
Игра - это самая первая деятельность в развитии человека. С нее начинается детство. Она создает благотворную среду, в которой все участники способны установить между собой дружеские отношения. Здесь не место страху, тревогам, беспокойству и напряжению. Поэтому психологическая коррекция использует взрослую игру для различных тренингов, в которых разыгрываются различные ситуации.
Слайд 6Игровая терапия —
метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен свойственный детям способ взаимодействия с окружающим миром — игра.
Слайд 7Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям проработать их
психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.
Слайд 8Игра — это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении
вопроса о том, как использовать тот или иной предмет, действие. Игра является для детей тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации.
Слайд 9Игра представляет собой попытку организовать свой опыт, свой личный мир.
Игра - одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы.
Среди отечественных подходов к игротерапии можно выделить сказочную игротерапию
(Т. Зинкевич-Евстигнеева и др.).
Слайд 10Цель такой терапии - не менять и не переделывать ребенка, не
учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Игровой терапевт не пытается вырастить ребенка, а каждому создает оптимальные условия для роста и развития. Он полностью вовлечен в игру ребенка, ему интересно быть с ним, что бы тот ни делал. Он концентрирует все свое внимание и профессиональное мастерство, слышит, чувствует и понимает любые эмоциональные состояния ребенка и отражает их, т.е. раскрывает ребенку понятно и коротко эти эмоциональные состояния.
Слайд 11В игротерапии существует самые разнообразные игры
для детей – одни развивают память, другие коммуникативные качества детей, третьи направлены на развитие эмоционально-волевых качеств. В этом множестве существуют еще игры, развивающие нравственные качества детей.
Слайд 12Цель игровой терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым
для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.
Слайд 13
Игры, развивающие нравственные качества детей
«Копилка добрых дел»
Описание игры.
Вырежьте из цветной бумаги
кружочки или сердечки. Предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков (сердечек), сколько добрых дел он сегодня совершил. А также можно предложить родителям, пусть в конце каждого дня их ребёнок положит в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он совершил за каждый день.
Если ребенок затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у детей совершать что-то хорошее.
Слайд 14
«Выбрасываем злость»
Описание игры.
Дайте ребенку черные тучки или темные кляксы, предложите сложить
их в мешок. При этом побуждайте ребенка рассказать, какие плохие поступки были у него сегодня. Договоритесь с ребёнком, что вы складываете вашу злость, обиду или другую отрицательную эмоцию в этот мешок и идете выбрасывать ее.
«Ласковые имена»
Описание игры.
Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Сереженька, Богданчик, Анёнка, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.
Слайд 15«Комплименты»
Описание игры.
Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки.
Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда ребёнок затрудняется что-то сказать, психолог должен ему помочь найти нужные слова.
«Пирамида любви»
Описание игры.
Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла или другая любимая игрушка, а некоторым просто нравится мороженое, шоколад. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает ее строить, называя то, что он любит и кладет руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладет свою руку сверху. Таким образом, получилась целая пирамида
Слайд 16Играя взрослейте, саморазвивайтесь и развивайте рядом живущих с вами. «Будьте как
дети», это о том, что умейте прощать тех кто оказался с вами рядом, воспитывайте в себе глубоко нравственные качества. Прежде всего в жизни будьте человеком, с большой буквы и в прямом смысле слова. Все в жизни начинается именно с вас, с каждого из нас.
Если вы не можете изменить в лучшую сторону человека, не утруждайте себя, измените свое отношение к такому человеку. Оцените его поступки только для себя. Не повторяйте его и его поступки.
Психологический постулат:
«Если не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к этой ситуации».
Слайд 17Но по тиражу этого торта – играя, не заиграйтесь,
не останьтесь ребенком в песочнице на всю жизнь. У каждого из нас в жизни, есть еще и ответственность за себя и рядом с нами живущими.
Слайд 18Находите для себя радостные моменты. Воспитывайте в себе нравственные качества.
А самое главное помните, что быть счастливым - это просто! Стоит этого только захотеть.