Презентация, доклад Лесная ш ахматная школа

Содержание

Урок 1. Что такое детский мат и как от него защититьсяУрок 2. Как развивать свои фигуры в начале партии. Развитие легких фигурУрок 3. Как развивать свои фигуры в начале партии. Рокировка. Развитие тяжелых фигур

Слайд 1ЛЕСНАЯ ШАХМАТНАЯ
ШКОЛА
3 урока шахматных дебютов
для маленьких шахматистов

ЛЕСНАЯ ШАХМАТНАЯ ШКОЛА3 урока шахматных дебютовдля маленьких шахматистов

Слайд 2
Урок 1.
Что такое детский мат
и как от него защититься

Урок

2.
Как развивать свои фигуры в начале партии. Развитие легких фигур

Урок 3.
Как развивать свои фигуры в начале партии. Рокировка.
Развитие тяжелых фигур


Урок 1. Что такое детский мат и как от него защититьсяУрок 2. Как развивать свои фигуры в

Слайд 3Урок 1.
Что такое детский мат
и как от него защититься

Урок 1. Что такое детский мат и как от него защититься

Слайд 4Дебют 1. Щенок - Ворона
Сегодня мы будем изучать очень важную

тему: дебют – начало партии.

Вот еще, премудрость нашли, играй себе да играй!
Первый ход не имеет никакого значения. Пойду g2-g4.

Ой, что же это такое, сейчас нападут на беззащитную пешечку и выиграют ее!

А я f2-f3. Вот, с нашей пешкой все в порядке.

Я пойду e7-e5.

А как обстоит дело с королем? Фd8-h4++


КАК ВИДИТЕ,
НЕ ВСЯКИЙ
ПЕРВЫЙ ХОД
ХОРОШ.


1. g2-g4 e7-e5

2. f2-f3 Фd8-h4++

Дебют 1. Щенок - Ворона Сегодня мы будем изучать очень важную тему: дебют – начало партии.Вот еще,

Слайд 5Дебют 2. Зайчик - Лисичка
А я знаю такую хитрость, что

всегда выигрываю, когда играю белыми. Начну e4.

Ну ты настоящий Заяц-хваста! Давай лучше сыграем. e5

ДО ЧЕМПИОНА МИРА ЛИСИЧКЕ
ПОКА ДАЛЕКО…


Фh5

g6

Ф:e5+

Ce7

Ф:h8

Это ты, Лисичка, разиня, как всегда, зеваешь! На четвертом ходу – и уже без ладьи? Отойди-ка в сторону и посмотри, как сильные шахматисты играют!


1. e4 e5

2. Фh5 g6

3. Ф:e5+ Ce7

4. Ф:h8

Дебют 2.  Зайчик - ЛисичкаА я знаю такую хитрость, что всегда выигрываю, когда играю белыми. Начну

Слайд 6Дебют 3. Зайчик - Ворона
e4
Ф h5
С с4
e5
K c6. Сначала защищаем

пешечку e5

K f6. А теперь прогоняем белого ферзя

Получи, Сорока, мат на четвертом ходу партии.
Ф: f7++

В ДЕБЮТЕ РАННИЙ ХОД ФЕРЗЕМ НЕХОРОШ. ФЕРЗЬ – САМАЯ ДОРОГАЯ ФИГУРА, ЕГО НЕВЫГОДНО РАЗМЕНИВАТЬ НА КОНЯ ИЛИ СЛОНА, ВЕДЬ ЭТО ПРОИГРЫШ МАТЕРИАЛА.



1. e4 e5

2.Фh5 Kc6

3. Cc4 Kf6

4. Ф:f7++

Дебют 3.  Зайчик - Воронаe4Ф h5С с4e5K c6. Сначала защищаем пешечку e5K f6. А теперь прогоняем

Слайд 7Дебют 4. Лисичка - Щенок
e4
Кажется, я знаю, что нужно делать, если

противник нападает на детский мат. Попробую опровергнуть игру Зайца в прошлой партии.

e5

Ф h5

K c6. Прежде всего, защитим пешку e5, на которую напал белый ферзь, а заодно выведем коня

С с4

g6. Защищаемся от мата на f7 и нападаем на ферзя

Ф f3

K f6. Белые снова на мат нацелились, а я перекрываю вертикаль «f» и ввожу в бой очередную фигуру

Ф b3

K d4. А у тебя, Лисичка, одно на уме – до пункта f7 добраться. Посмотри, ты уже третий ход ферзем делаешь!

ВМЕСТО ТАКОЙ ПОТЕРИ ВРЕМЕНИ МОЖНО БЫЛО ТРИ ФИГУРЫ ВВЕСТИ В СРАЖЕНИЕ.



1. e4 e5

2.Фh5 Kc6

3. Cc4 g6

4. Фf3 Kf6

5. Фb3 Kd4

Дебют 4. Лисичка - Щенокe4Кажется, я знаю, что нужно делать, если противник нападает на детский мат. Попробую

Слайд 8НАЧИНАТЬ ПАРТИЮ БЕЛЫМИ ЛУЧШЕ ВСЕГО ХОДОМ ОДНОЙ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПЕШЕК (Е4

ИЛИ D4), ОТКРЫВАЯ ВЫХОД СЛОНУ И АТАКУЯ ВАЖНЫЕ ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ПОЛЯ.

2. НЕ СЛЕДУЕТ В САМОМ НАЧАЛЕ ПАРТИИ ВЫВОДИТЬ ФЕРЗЯ, ПОЗВОЛЯЯ ПРОТИВНИКУ АТАКОВАТЬ ЕГО ЛЕГКИМИ ФИГУРАМИ И ЭТИМ ВЫИГРЫВАТЬ ВРЕМЯ (ТЕМПЫ) ДЛЯ РАЗВИТИЯ.

Как видите, нарушать шахматные законы нельзя. Это приводит к проигрышу партии.
Сегодня мы узнали два важных дебютных правила.
Соблюдайте их.


НАЧИНАТЬ ПАРТИЮ БЕЛЫМИ ЛУЧШЕ ВСЕГО ХОДОМ ОДНОЙ ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПЕШЕК (Е4 ИЛИ D4), ОТКРЫВАЯ ВЫХОД СЛОНУ И

Слайд 9ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ к уроку 1

Решить задачи 1-6.
На всех диаграммах и

белые, и черные при своем ходе ставят королю противника мат в 3 хода.



1

2

3

4

5

6


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ к уроку 1Решить задачи 1-6. На всех диаграммах и белые, и черные при своем ходе

Слайд 10СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Первое правило разыгрывания дебюта (начинать партию движением одной из центральных

пешек) малыши легко запоминают и охотно выполняют. Лучше, если на первых порах будет делаться ход 1.е4. Позиции, возникающие после этого хода проще для понимания малыша и богаче тактическим содержанием.
Намного сложнее обстоит дело со вторым правилом. «Детский мат» — это целый этап в шахматной жизни начинающего шахматиста. Поэтому знакомиться с детским матом лучше по частям. На первых порах поставьте пару таких матов, потом дайте малышу самому поставить этот мат. На следующем этапе нужно научиться защищаться от мата. Малыш должен твердо усвоить истину: самая большая слабость в начале партии — это пешка f7 у черных и пешка f2 у белых. Пока не сделана рокировка, нужно все время следить, чтобы противник не собрал на эту пешку 2 удара и не поставил мат.
Домашнее задание — это продолжение развития тактического зрения.
Анализ партии — совершенно новая форма работы. По тексту разбираемой партии вы делаете ход за ходом и предлагаете ребенку сказать, хороший или плохой ход сделан. И обязательно спрашиваете, почему он так думает.


СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМПервое правило разыгрывания дебюта (начинать партию движением одной из центральных пешек) малыши легко запоминают и охотно

Слайд 11Урок 2.
Как развивать свои фигуры в начале партии.
Развитие

легких фигур


Урок 2. Как развивать свои фигуры в начале партии. Развитие легких фигур

Слайд 12В ШАХМАТАХ ТОТ, КТО В ДЕБЮТЕ ПОТЕРЯЛ ТЕМП – СДЕЛАЛ НЕСКОЛЬКО

БЕСПОЛЕЗНЫХ ХОДОВ, ОБЫЧНО ТЕРПИТ ПОРАЖЕНИЕ.

На прошлом занятии вы узнали, что в начале партии невыгодно выводить ферзя, даже если при этом нападаешь на детский мат. Сейчас мы научимся правильно разыгрывать дебют.


В ШАХМАТАХ ТОТ, КТО В ДЕБЮТЕ ПОТЕРЯЛ ТЕМП – СДЕЛАЛ НЕСКОЛЬКО БЕСПОЛЕЗНЫХ ХОДОВ, ОБЫЧНО ТЕРПИТ ПОРАЖЕНИЕ.На прошлом

Слайд 13

Дебют 1. Волк - Щенок
1. e4 e5
2. Kf3 Kc6
3. Cc4 Cc5
4.

d3 Kf6

5. 0-0 0-0

6. Kc3 d6

7. Cg5 Ce6

НА ДОСКЕ – ПРИМЕРНО РАВНАЯ ПОЗИЦИЯ.
И БЕЛЫЕ, И ЧЕРНЫЕ ВЫВЕЛИ СВОИ ЛЕГКИЕ ФИГУРЫ НА ХОРОШИЕ МЕСТА, ЗАЛОЖИЛИ ХОРОШИЙ ФУНДАМЕНТ ДЛЯ ИГРЫ.


1. e4 e5

2. Kf3 Kc6

3. Cc4 Cc5

4. d3 Kf6

5. 0-0 0-0

6. Kc3 d6

7. Cg5 Ce6

Дебют 1. Волк - Щенок1. e4 e52. Kf3 Kc63. Cc4 Cc54. d3 Kf65. 0-0 0-06. Kc3 d67.

Слайд 14

Дебют 2. Синичка - Лисичка
1. e4 e5
2. Kf3 Ф f6
3. Cc4

Ф g6

4. 0-0 Ф: е4

5. С:f7+! Кр:e7

6. Лe1 Фf4

7. К:е5 Фf5

8. g4! Фf6

ФЕРЗЯ ЛИСИЧКА СПАСЛА, А КАК ПОЖИВАЕТ ЕЕ КОРОЛЬ?
ЕМУ ГРОЗИТ
МАТ В 2 ХОДА!


1. e4 e5

2. Kf3 Ф f6

3. Cc4 Ф g6

4. 0-0 Ф: е4

5. С:f7+! Кр:e7

6. Лe1 Фf4

7. К:е5 Фf5

8. g4! Фf6

Дебют 2. Синичка - Лисичка1. e4 e52. Kf3 Ф f63. Cc4 Ф g64. 0-0 Ф: е45. С:f7+!

Слайд 15
Дебют 3. Зайчик - Синичка
1. e4 e5
2. f4 Сс5
3. fe? Фh4+
ТАКОЙ

ДЕБЮТ НАЗЫВАЮТ КОРОЛЕВСКИМ ГАМБИТОМ.


1. e4 e5

2. f4 Сс5

3. fe? Фh4+

Дебют 3. Зайчик - Синичка1. e4 e52. f4 Сс53. fe? Фh4+ТАКОЙ ДЕБЮТ НАЗЫВАЮТ КОРОЛЕВСКИМ ГАМБИТОМ. 1. e4

Слайд 16ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ к уроку 2

Решить задачи 7-12.


7
8
9
10
11
12

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ к уроку 2Решить задачи 7-12. 789101112

Слайд 17СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Цель этого занятия — научить правильной расстановке фигур в начале

партии. Вероятно, многие рассуждения могут показаться слишком категоричными. Но не стоит забывать, что мы учим основным дебютным принципам 5—7 летнего малыша. Наша цель — втолковать ему самые основы. А для более сложных понятий время придет позже.
При игре необходимо обращать внимание юного шахматиста на его первые ходы, добиваясь осмысленного выполнения правила: каждой легкой фигурой сделать один ход и поставить ее так, чтобы она не мешала развитию других фигур. Но не стоит слишком много требовать от ребенка. После завершения развития легких фигур дайте ему возможность играть так, как хочется. Иначе игра превратится еще в один урок, что, скорее всего, уставшему от учебы малышу не понравится.


СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМЦель этого занятия — научить правильной расстановке фигур в начале партии. Вероятно, многие рассуждения могут показаться

Слайд 18Урок 3.
Как развивать свои фигуры в начале партии. Рокировка. Развитие

тяжелых фигур


Урок 3. Как развивать свои фигуры в начале партии. Рокировка. Развитие тяжелых фигур

Слайд 19ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РОКИРОВКИ – ОБЕСПЕЧИТЬ КОРОЛЮ НАДЕЖНОЕ УБЕЖИЩЕ. ЗАДЕРЖКА РОКИРОВКИ –

ДЕЛО ДОВОЛЬНО РИСКОВАННОЕ.
НУЖНО ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ ЗАСТРЯВШИЙ В ЦЕНТРЕ КОРОЛЬ НЕ ПОПАЛ ПОД МАТОВУЮ АТАКУ.
ПОСЛЕ РОКИРОВКИ ЛАДЬЯ СРАЗУ ВХОДИТ В ИГРУ.

Рокировку можно делать и короткую, и длинную. Короткую рокировку сделать проще, ведь в этом случае нужно вывести только коня и слона. А если делать длинную рокировку, то свое место должен покинуть еще и ферзь.


ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ РОКИРОВКИ – ОБЕСПЕЧИТЬ КОРОЛЮ НАДЕЖНОЕ УБЕЖИЩЕ. ЗАДЕРЖКА РОКИРОВКИ – ДЕЛО ДОВОЛЬНО РИСКОВАННОЕ. НУЖНО ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕДИТЬ

Слайд 20Дебют 1. Греко - Любитель
1. e4 e5
2. Кf3 Кс6
3. Cc4 Cc5
4.

с3 Фе7

5. 0-0 d6

6. d4 Сb6

7. Cg5 f6

8. Ch4 g5

9. K:g5! fg

10. Фh5+ Крd7

11. C:g5 Фg7



1. e4 e5

2. Кf3 Кс6

3. Cc4 Cc5

4. с3 Фе7

5. 0-0 d6

6. d4 Сb6

7. Cg5 f6

8. Ch4 g5

9. K:g5! fg

10. Фh5+ Крd7

11. C:g5 Фg7

ПРИМЕРНО ПОСЛЕ ПЕРВЫХ 10 ХОДОВ ФЕРЗЬ И ОСОБЕННО ЛАДЬИ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ БЫТЬ ПЕРЕБРОШЕНЫ НА ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ВЕРТИКАЛИ.


Дебют 1. Греко - Любитель1. e4 e52. Кf3 Кс63. Cc4 Cc54. с3 Фе75. 0-0 d66. d4 Сb67.

Слайд 21Дебют 2. Щенок - Синичка
1. e4 e5
2. Кf3 Кс6
3. d4 ed
4.

K:d4 Kf6


1. e4 e5

2. Кf3 Кс6

3. d4 ed

4. K:d4 Kf6


Дебют 2. Щенок - Синичка1. e4 e52. Кf3 Кс63. d4 ed4. K:d4 Kf61. e4 e52. Кf3 Кс63.

Слайд 22СНАЧАЛА ЖЕЛАТЕЛЬНО РАЗВИВАТЬ ЛЕГКИЕ ФИГУРЫ (КОНЯ И СЛОНА) КОРОЛЕВСКОГО ФЛАНГА, ГОТОВЯ

КОРОТКУЮ РОКИРОВКУ. ОНА ОБЕСПЕЧИВАЕТ КОРОЛЮ БЕЗОПАСНОЕ МЕСТО И ВВОДИТ В БОЙ ЛАДЬЮ. А ПОСЛЕ РОКИРОВКИ РАЗВИВАТЬ ФИГУРЫ ФЕРЗЕВОГО ФЛАНГА.

ДО ОКОНЧАНИЯ РАЗВИТИЯ ФИГУР И РОКИРОВКИ НЕ НАДО НАЧИНАТЬ ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЙ АТАКИ НЕБОЛЬШИМИ СИЛАМИ, ЕСЛИ ТОЛЬКО ПАРТНЕР НЕ ДОПУСТИЛ ЯВНОГО ПРОМАХА.

Запоминаем правила:


СНАЧАЛА ЖЕЛАТЕЛЬНО РАЗВИВАТЬ ЛЕГКИЕ ФИГУРЫ (КОНЯ И СЛОНА) КОРОЛЕВСКОГО ФЛАНГА, ГОТОВЯ КОРОТКУЮ РОКИРОВКУ. ОНА ОБЕСПЕЧИВАЕТ КОРОЛЮ БЕЗОПАСНОЕ

Слайд 23ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ к уроку 3

Поставить мат в 3 хода при ходе

белых и при ходе черных.



13

14

15

16

17

18


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ к уроку 3Поставить мат в 3 хода при ходе белых и при ходе черных. 131415161718

Слайд 24СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Прежде всего, ребенок должен запомнить: необходимо делать

рокировку. В партиях начинающих шахматистов очень часто можно наблюдать такую картину. Увлеченные своими замыслами, оба противника пытаются атаковать, забыв о собственном короле.
Если после изучения сегодняшнего урока ваш малыш будет вспоминать о рокировке — своей цели вы добились.


СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ   Прежде всего, ребенок должен запомнить: необходимо делать рокировку. В партиях начинающих шахматистов очень

Слайд 25ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:
Петрушина Н.М. Шахматные дебюты. 10 уроков для самых маленьких /

Серия «Шахматы». – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 224с.


ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:Петрушина Н.М. Шахматные дебюты. 10 уроков для самых маленьких / Серия «Шахматы». – Ростов н/Д: «Феникс»,

Слайд 26ЗАНЯТИЕ ОКОНЧЕНО. ПЕРЕМЕНА!!!

ЗАНЯТИЕ ОКОНЧЕНО. ПЕРЕМЕНА!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть