Слайд 1Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №70»
г. Пересвет
Внеурочная деятельность-
легоконструирование
и робототехника
Слайд 2Актуальность ЛЕГО-конструирования в современном ДОУ
Мы живем в «век высоких технологий»,
где робототехника стала одним из приоритетных направлений практически во всех сферах деятельности человека.
В связи с этим современное общество испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Назрела необходимость вести популяризацию профессии инженера, ведь использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления роботами.
Вопросы подготовки инженерных кадров обсуждаются на разных уровнях власти. Развитие робототехники в настоящее время включено в перечень приоритетных направлений технологического развития в сфере информационных технологий, которые определены Правительством в рамках «Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года».
Слайд 3LEGO – конструирование – это первый шаг к развитию технического творчества
ребёнка, а значит, формированию инженерного мышления детей дошкольного возраста.
LEGO – технология – одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
LEGO - технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов Лего. Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.
Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Работа с лего-конструктором позволяет ребенку исследовать мир через игру.
Слайд 4Использование LEGO-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие
познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе и выбора профессии. Конструирование имеет не только познавательное, но и большое воспитательное значение. Воспитанники знакомятся с историей развития техники, её создателями, строительством крупных предприятий по производству тракторов, автомобилей, самолётов и других машин, т.е. с историей Родины. Создавая те или другие изделия, дети знакомятся с различными профессиями, людьми труда, что очень важно для профессиональной ориентации.
Эффективность используемой технологии заключается в том, что у детей оттачиваются навыки конструирования, развиваются пространственное и конструктивное мышления, пополняются знания об окружающем мире, формируются умения думать, сотрудничать со сверстниками, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться, создаётся установка на самостоятельный поиск, а это – главные составляющие успешности их дальнейшего обучения в школе.
Слайд 5Конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности,
способствующей развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать – а, значит, формированию и развитию инженерного мышления детей. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. В соответствии с требованиями ФГОС, образовательная робототехника позволяет реализовать системно-деятельностный подход к обучению, ориентированный на продукт деятельности.
LEGO технология позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.
Слайд 6Цель проекта : Создание комплекса условий для развития технического творчества и
формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, формирования предпосылок универсальных учебных действий посредством использования Лего-конструкторов и образовательной робототехники.
Слайд 7Особое значение имеют следующие задачи:
создать комплекс максимально благоприятных условий для развития
технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста;
формировать:
-навыки сотрудничества (работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре));
-умения самостоятельной проектной, исследовательской, изобретательской и рационализаторской деятельности дошкольников;
-основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира (формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей);
-предпосылки универсальных учебных действий посредством использования Лего-конструкторов и образовательной робототехники
Слайд 8развивать:
-пространственное и конструктивное мышление
-умения постановки технической задачи, собирать и изучать нужную
информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Слайд 9
Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением
следующих методов:
-Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
-Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
-Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
-Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
Слайд 10
-Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и
конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
-Частично – поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
-Поисковый – самостоятельное решение проблем;
-Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.
-Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.
Слайд 16
Лего-конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей:
-познавательное развитие: техническое конструирование – воплощение
замысла из деталей лего-конструктора;
-речевое развитие: работа на лего-пункте с учителем логопедом при развитии фонетического слуха, понятие синтаксис, словообразование;
-художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование - создание замысла из деталей лего-конструктор;
-физическое развитие: координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Слайд 17Социально-коммуникативное развитие
Лего позволяет:
-создавать совместные постройки, объединенные одной идеей, одним проектом; развивать
общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
-формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества.
-Наборы Лего специально разработаны для поддержки социально-эмоционального развития дошкольников по трем направлениям: постижение себя, постижение окружающих и постижение мира, окружающего ребенка и затрагивают разнообразные темы.
Слайд 18Познавательное развитие
-Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую
ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности.
Слайд 19Речевое развитие
-Развивая речь дошкольников при помощи лего, воспитатель может предложить детям
придумать сказку о том, что это за постройка, из чего она построена, кто в ней будет жить, описать ее и т.д.
-Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О доме, животном или растении, который сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.
-При помощи деталей лего можно познакомить детей не только с формой, величиной, но и с цветами. Усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственный постройках, создавая узоры с использованием различных цветов.
Слайд 20Физическое развитие
-Помимо мелкой моторики обеих рук Лего – конструирование также способствует
развитию крупной моторики. Конструктор лего можно использовать как инвентарь для проведения занятий по физической культуре.
-Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.
Слайд 21Оценку эффективности реализации Проекта можно выразить следующими показателями:
- сформированность познавательных процессов
(мышление, восприятие, воображение);
- развитие интегративных качеств (любознательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи, сформированность представлений о себе, семье, мире и природе, овладение предпосылками учебной деятельности);
- сформированность коммуникативных навыков (умение общаться с детьми и взрослыми, умение сотрудничать в разных видах деятельности);
- сформированность произвольности, моторики и координации;
- сформированность характеристик одарённости (любознательность, целеустремлённость, способность к прогнозированию, способность рассуждать и мыслить логически, способность к оценке, словарный запас);
- сформированность интересов и предпочтений к занятиям конструктивной деятельностью и техническим творчеством.
Слайд 22Вывод:
внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий с использованием интерактивного
оборудования и LEGO конструкторов помогают воспитывать будущих инженеров с детского сада, способствуют выявлению детей, проявляющих способности в области научно-технического творчества и созданию условий для их дальнейшего развития.