Слайд 1МБУ ДО «Дом творчества Железнодорожного района
г. Улан-Удэ»
Городской Круглый стол
«Социальная гостиная
– одна из форм работы в условиях дополнительного образования с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации»
г. Улан-Удэ
17.04.2019
Слайд 2
«Организация комплексного сопровождения детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации»
Проект
"Социальная гостиная
«Личность»"
(срок
реализации 2 года)
Автор и руководитель проекта:
Потемкина Наталья Эдуардовна, зам. директора по УВР, педагог-психолог
МБУ ДО "ЖДТ г. Улан-Удэ"
Слайд 3ПРОЕКТ
«Профилактика раннего выявления семейного неблагополучия и социального сиротства»
(Федеральный Фонд
по поддержке детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации г. Москвы -
20 июля 2009 г.)
Слайд 4НЕМНОГО ИСТОРИИ
Прототип социальной гостиной уходит корнями в далекое
прошлое. Уже в 19 веке в России внешкольные учреждения отличались известной демократичностью. Наиболее известны Лиговский Народный дом графини С.В. Паниной (С-Петербург, открыт в 1891 г.), целью которого было – привлечь маленьких обитателей углов и чердаков, дать им возможность провести хоть час дня в хорошей атмосфере – и физической и духовной. Затем в 1903 г. был открыт Харьковский дом, возглавляемый педагогом Х.Д. Алчевской. Он имел при себе театральный зал на 1000 мест для спектаклей и концертов, фойе, библиотеку – читальню, помещение для устройства школы грамоты, кружков хорового пения, кройки и шитья.
С 1992 г. в России подобные заведения называют учреждениями дополнительного образования или дома творчества.
Слайд 5 Социальная гостиная
Сущность услуги
заключается в организации при образовательном учреждении пространства, где дети могут проводить время после занятий в таких условиях, которые могут хотя бы частично компенсировать имеющиеся у них проблемы. Социальная гостиная также дает возможность в значительной мере сократить пребывание детей вне опеки со стороны взрослых, т. е. на улице. Для этого необходимо организовать питание ,помочь справиться с учебной нагрузкой, разрешить психологические проблемы, вызванные неблагополучными семейными условиями.
Компоненты социальной гостиной:
* Безопасное пространство
* Педагогическая помощь
* Психологическая помощь
* Социальная помощь
Слайд 6Цель создания Социальной гостиной
в Доме творчества:
Улучшение положения
детей, находящиеся в трудной
жизненной ситуации путем организации комплексного сопровождения в условиях дополнительного образования
Слайд 7Цель проекта:
удовлетворение потребности ребенка в положительной оценке взрослого, в общении со
сверстниками; формирование у ребенка стремление занять благоприятное положение в системе межличностных отношений в данной группе, которые станут в последующем базовыми, ведущими для подростка и данный опыт он сможет применить в любом другом коллективе, повышение адаптационных способностей.
Слайд 8 Гипотеза проекта:
Социализация, адаптивные способности,
стрессоустойчивость и саморегуляция детей и подростков будут высокими, если:
1. Разработаны принципы и основные подходы психолого-педагогического сопровождения личностного развития и самоопределения детей и подростков.
2. Разработана концепция деятельности социальной гостиной.
3. Созданы условия для личностного развития и самоопределения, построенные на принципах психолого-педагогического сопровождения, как системы профессиональной деятельности психологов и педагогов дополнительного образования.
Слайд 9Команда организации услуги
1. Сирина Анна Васильевна - директор МБУ ДО ЖДТ
2.
Потемкина Наталья Эдуардовна – заместитель директора по УВР, руководитель проекта
3.Ланцева Ирина Геннадьевна, педагог-организатор, социальный педагог
4. Заркова Ирина Юрьевна, педагог-психолог, педагог дополнительного образования
5. Козлова Татьяна Владимировна, педагог дополнительного образования
Слайд 10Профессиональная проблематика
Наш Дом творчества посещают разные категории детей и подростков, в
том числе и социально неблагополучные, которых можно отнести к группе риска. У педагогов и у сверстников с такими детьми возникали разного рода проблемы (в общении, в обучении). В связи с этим возникла идея создания некой отдельной группы, в которую вошли бы дети, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Слайд 11
Профессиональная проблематика
Трудность заключалось в том, какой
же выработать алгоритм деятельности в этой группе, чтобы была реальная возможность оказания помощи таким детям, научиться правильно с ними общаться, понимать их проблемы и уметь разрешать.
Слайд 12В социальную гостиную дети зачислялись:
- по собственному желанию;
- по заявлению родителей
(законных представителей);
- по рекомендации педагогов;
- дети и подростки из Республиканского
реабилитационного Центра
Слайд 13Целевая группа:
1 группа – дети 8-12лет – 18 человек
дети и подростки, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В данную целевую группу могут входить дети с высокой степенью риска (угроза жизни и здоровью при отсутствии вмешательства), средней степенью (отдельные проблемы в развитии и поведении), а также в некоторых случаях дети либо из бедных семей, либо имеющие затруднения в учёбе.
Основным правилом здесь является – чем больше факторов действуют одновременно, тем выше риск социального сиротства.
Слайд 14Этапы реализации услуги
"Социальная гостиная - Личность":
первый этап
формирование команды для организации
и реализации услуги
отбор детей и формирование целевой группы
второй этап
деятельность социальной гостиной:
- образовательная поддержка детей
организация занятий по выбору, интересам в творческих объединениях дома творчества
оказание психологической помощи
обучение навыкам общения ребенка со сверстниками, педагогами
третий этап
- завершение работы с детьми целевой группы и вывод их из услуги (подведение итогов и достигнутых результатов)
Слайд 15 Компоненты социальной гостиной:
Безопасное пространство
Педагогическая помощь
Психологическая помощь
Досуговая деятельность
Слайд 16РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
социальной гостиной
1 блок – комплексный
(входящая диагностика- всего 18 чел.)
целевой группы
до посещения социальной гостиной – октябрь 2018 г.
Слайд 17Социально-психологическая реабилитация
Обучение методам психологического тренинга
Профориентация, психодиагностика
Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе
Формирование
социально-активной личности
Слайд 18Перспективы развития
1. Разработать целевую программу сопровождения детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации, направленную на психоэмоциональную реабилитацию с использованием инновационных технологий
2. В услугу "Социальная гостиная" ввести дополнительные услуги, обеспечивающие духовный и физический комфорт ребенку, направленные на его личностный рост
3. Расширить сетевое взаимодействие с различными ведомствами, учреждениями, органами государственной власти для достижения общей цели – профилактика социального сиротства!
Слайд 19Вывод:
Все виды творческой деятельности и организация работы в социальной гостиной
Дома творчества, в которые вовлечены ребята из социальной гостиной, благоприятно влияют на повышение адаптационных, коммуникативных способностей, на ликвидацию неких комплексов. Здесь каждому создана ситуация успеха, а значит и личностный рост!