Слайд 1Коллекция Московского Кремля
Один из самых старейших и богатых музеев Московского Кремля
- Оружейная палата, обладающая замечательным собранием памятников декоративно-прикладного искусства.
Среди них - произведения знаменитой фирмы Фаберже.
Гордость коллекции - десять императорских пасхальных яиц с сюрпризами, которые являются вершиной творческого вдохновения и отточенного мастерства целой плеяды выдающихся ювелиров и художников под руководством Карла Фаберже, которого в начале XX столетия в Париже признали Мэтром - одним из лучших ювелиров современности.
Слайд 2Ювелирные яйца
Фаберже
Карл Фаберже и его талантливая команда художников, ювелиров, камнерезов,
скульпторов-модельщиков и миниатюристов сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до беспримерного и непревзойденного уровня изящества, мастерства и творческой фантазии.
Всего, с 1885 по 1917 год по заказу императоров Александра III и Николая II было создано около 56 пасхальных шедевров (точная цифра неизвестна).
Яйца отличались небывалой роскошью, удивительной фантазией, непревзойденным совершенством проработки деталей, виртуозным сочетанием самых разных приемов. Никогда не повторяясь, они особенно впечатляли сюрпризами, содержащимися в них.
"Ваше Величество будет довольно" - такой ответ обычно давал Фаберже на вопрос о сюжете очередного яйца.
Слайд 3Яйцо "Московский Кремль", 1904-1906
Это пасхальное яйцо было сделано в память пребывания
царя с царицей в Первопрестольной златоглавой столице во время празднования Пасхи в 1903 году, что с энтузиазмом было воспринято всем русским обществом и, в особенности, москвичами.
Выполняя это необычайное по замыслу произведение, мастера фирмы Фаберже стремились создать образ древнего Кремля - одновременно величественного и сказочно - нарядного. Перед нами своеобразная, виртуозная вариация на тему кремлевской архитектуры.
Слайд 4Яйцо "300-летие дома Романовых", 1913
Яйцо, выполненное к трехсотлетию дома Романовых,
украшено восемнадцатью миниатюрными портретами представителей царствовавшей династии.
Внутри яйца укреплен вращающийся стальной вороненый глобус, на котором дважды помещено золотое накладное изображение Северного полушария: на одном - цветным золотом обозначена территория России в границах 1613 г., на другом - в границах 1913 г.
Слайд 5Яйцо с миниатюрой на мольберте, 1916
Стальное яйцо создано в годы первой
мировой войны - тяжелого времени и для России, и для царской семьи. Поэтому его облик строг, а декор официален и суховат. Яйцо украшено золотой императорской короной и накладными изображениями герба Российской империи, св. Георгия Победоносца, даты "1916" и монограммой императрицы Александры Федоровны. Подставка для яйца выполнена в виде четырех снарядов, укрепленных на постаменте из нефрита.
Слайд 6Яйцо с моделью Александровского дворца, 1908
Нефритовое яйцо, состоящее из двух
соединенных шарниром частей, украшено пятью миниатюрными акварельными портретами детей Николая II, обрамленными алмазами. Яйцо инкрустировано золотом и драгоценными камнями. Над портретами помещены начальные буквы имен детей, выложенные алмазами.
Модель Александровского дворца выполнена из золота и серебра, окна дворца - из горного хрусталя, кровля перекрыта светло-зеленой эмалью. Модель укреплена на золотом столике с гравированной надписью "ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ДВОРЕЦ".
Слайд 7Яйцо с моделью крейсера "Память Азова", 1891
Яйцо, состоящее из двух
частей, соединенных шарниром, декорировано накладным узором золотых завитков с бриллиантами. Замок-кнопка украшен рубином и двумя бриллиантами.
На корме крейсера резная надпись: "АЗОВ". На этом броненосном корабле цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) в 1890-1891 годах совершил путешествие на Восток., во время которого он подвергся нападению японского самурая - фанатика в городе Оцу и чудом остался жив. Плавание закончилось во Владивостоке, где цесаревич и наследник престола положил начало строительству Транссибирской железной дороги.
Слайд 8Яйцо с моделью памятника Александру III, 1910
Яйцо из горного хрусталя состоит
из двух частей.
Вверху яйцо украшено накладной платиновой сеткой, усыпанной мелкими алмазами, с двух сторон - платиновыми консолями, над которыми помещены фигурки геральдических двуглавых орлов.
В яйцо вкладывается золотая модель памятника Александру III на высоком прямоугольном постаменте из ляпис-лазури. Модель воспроизводит памятник работы скульптора П.Трубецкого, воздвигнутый на Знаменской площади Петербурга около Николаевского вокзала согласно рескрипту Николая II в память о своем отце.
Слайд 9Яйцо с моделью сибирского поезда, 1900
Это пасхальное яйцо - характерный
образец памятного подарочного изделия, созданного на фирме в честь важного исторического события - строительства Транссибирской магистрали, вдохновленного императором Александром III и продолженного в царствование Николая II.
Дорога соединила европейскую и азиатскую части России, крупнейшие промышленные города с военным портом Владивостоком, что дало толчок к интенсивному развитию обширной Сибирской окраины.
Слайд 10Яйцо с моделью яхты "Штандарт", 1909
Яйцо из горного хрусталя состоит
из двух частей, соединенных шарниром.
Внутри яйца находится золотая модель яхты "Штандарт", укрепленная на имитирующей воду волнистой пластине из горного хрусталя, фотографически точно воспроизводящая внешний вид и оснастку царской яхты вплоть до развевающегося на мачте императорского штандарта, крошечных шлюпок и вращающегося золотого руля. Это была любимая яхта Николая II, на которой семья царя проводила много времени в шхерах Финского залива, пока яхта не потерпела крушение в прибрежных шхерах.
Слайд 11Яйцо-клевер, 1902
Ажурное яйцо с крышкой на шарнире выполнено из золотых сканых
листьев клевера.
Сюрприз утрачен. Но сотрудникам музея удалось найти уникальный архивный документ, из которого следует, что внутри был укреплен драгоценный четырехлистник с 4-мя миниатюрами. Вероятно, на лепестках сюрприза были изображены портреты царских дочерей (Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии), следовательно он являлся символом счастливого брака Николая II и императрицы Александры Федоровны, символом соединения двух любящих людей. По поверью считалось, что найти четырехлепестковый клевер было большой редкостью и удачей
Слайд 12Яйцо-часы, 1899
Это пасхальное яйцо, сделанное в виде старинных французских часов в
стиле ЛюдовикаXVI, является своеобразным овеществленным признанием НиколаяII в любви своей жене.
Часы имеют белый эмалевый циферблат, вращающийся по горизонтали, и неподвижно закрепленную стрелку, усыпанную алмазами. Она имеет вид стрелы Амура, выпущенной из лука, и окружена факелами, чье пламя превращается в пышные растительные завитки. Вместе с букетом лилий, "прорастающих" сквозь венок роз из разноцветного золота, они символизируют добродетельное пламя семейной любви.
Слайд 17Пасхальные сувениры
Елены Егоровой
Слайд 18Пасхальные сувениры
Елены Егоровой
Слайд 19Пасхальные сувениры
Елены Егоровой
Слайд 20Пасхальные сувениры
Елены Егоровой
Слайд 21Пасхальные сувениры
Елены Егоровой