Слайд 1Русские композиторы -сказочники
Автор: Данелян А.Г.
Педагог доп.образования “ЦРТДиЮ” г.Новошахтинск
Занятие по
теме :
Слайд 2Актуальность :
Потребность в формировании у обучающихся основ культурно-эстетического сознания . А
так же в воспитании гражданственности, любви к своей Родине , своему народу .
Цель занятия:
Анализ музыкальных произведений, использующих в основе сюжета или создании образа персонажей русских сказок.
Повышение качества воспитания, обучения и развития ребенка через создание условий для приобщения к ценностям отечественного музыкального наследия
Слайд 3Задачи:
1. Узнать о различных воплощениях сюжетов русских сказок в музыкальных произведениях;
2.
Определить специфику музыкальных приемов создания сказочных персонажей;
4. На сюжетных музыкальных произведениях показать, что добро побеждает зло.
5. Понимать художественную выразительность музыки, особенности её языка.
6. Сформировать у детей устойчивый интерес к слушанию музыки, выработать навыки грамотного, вдумчивого прослушивания музыкального произведения.
7. Пробуждать у детей желание самостоятельно прослушивания музыки.
8. Воспитывать патриотические чувства, гордость за отечество, в котором мы живём.
Слайд 4Сказка… Её причудливый мир, в котором вымысел так естественно сплетается с
реальностью, всегда привлекал русских композиторов. Сказку завещал русской музыке Михаил Иванович Глинка в своей опере «Руслан и Людмила».
Слайд 5Невиданные чудеса раскрылись перед слушателями в этой опере. Тут и русская
, и «пряная» восточная фантастика : причудливый марш колдуна Черномора, томные хоры таинственных дев, увлекающих спутников своим пением в зачарованные сады Наины, баллада кудесника Финна, который постиг все премудрости волшебства.
Глинка обратился к сюжету «Руслана и Людмилы» ещё при жизни Пушкина, но завершил работу над оперой лишь в 1842 году, которая на сцене Большого театра столичного Петербурга прошла в течение сезона 34 раза.
Слайд 11И после Глинки многие русские композиторы рисовали в своей музыке «дива
дивные». Ночной шабаш ведьм и расходившейся «нечисти» изобразил М. Мусоргский в оркестровой пьесе «Ночь на Лысой горе». К. Лядов создал яркие симфонические поэмы «Кикимора»., «Баба – Яга», «Волшебное озеро».
Слайд 12И всё-таки ни один из русских музыкантов не отдал сказке столько
жара души, сколько Николай Александрович Римский – Корсаков. Её поэтичным, красочным языком он рассказал он о высоких и прекрасных человеческих чувствах, о великой силе искусства, нарисовал ярчайшие картины природы. Все сказочные произведения Римского-Корсакова – оперы, симфонические сюиты – полны особой одухотворенности. В них та высшая красота и спокойная мудрость, которая покоряет нас и в народных сказках. Композитор увлекся сказкой еще в начале своего творческого пути. После двухлетнего кругосветного плавания он написал симфоническую картину «Садко». Позже Римский-Корсаков вновь обратился к этой теме и создал оперу «Садко» (1896г.).
Слайд 13Опера-былина «Садко» воспевает великую силу искусства. Рожденный щедрой народной фантазией образ
вдохновенного гусляра Садко, который покоряет своим волшебным мастерством не только людей, но и стихийные силы природы, возникает в
музыке оперы. Композитор включил в свою оперу фантастическую картину подводного мира из сюиты «Садко».Снова заиграл, переливаясь радужными красками «окиян-море синее». А рядом с Морским царем, золотыми рыбками и чудищами подводными появилась новая сказочная героиня – Морская царевна Волхова с неземными серебристыми
переливами звонкого голоса и по-земному
глубокими чувствами. Её преданная
любовь помогает Садко совершить подвиг.
Слайд 17Опера «Снегурочка» (1881г.) по пьесе Островского – вот где вовсю развернулся
дар Римского – Корсакова музыканта – сказочника. Здесь оживают и предстают в фантастическом облике могучие силы природы. Суровыми, холодными звучаниями обрисован повелитель снежных метелей и лютой стужи Мороз, пришедший из русской народной сказки. Рядом с ним – красавица Весна, Весна –Красна, увенчанная яркими цветами. Теплую, певучую, пленительную музыку подарил Весне композитор.
Слайд 18Обаятельна и поэтична юная героиня оперы, дочь Мороза и Весны –
Снегурочка. В этом пленительном образе композитор воспел силу и красоту любви. И ещё один замечательный персонаж есть в опере – юный пастушок с древнерусским именем Лель. Его задушевные песни, затейливые наигрыши на свирели очаровывают Снегурочку и всех берендеев. Образом Леля композитор как бы говорит нам: прекрасно истинное искусство и безгранична власть его над человеком.
Виктор Васнецов «Снегурочка»
Слайд 24Вот уже около двухсот лет живет бессмертная пушкинская «Сказка о царе
Салтане». Стихи эти словно сами просятся на музыку, Римский - Корсаков написал оперу в 1899 году . Языком музыки он рассказал об удивительных приключениях царевича Гвидона и его матушки, рассказал о городе Леденце на пустынном прежде острове, о прекрасной Царевне - Лебеди и обо многих других чудесах.
Слайд 33«Небылица в лицах», как назвал композитор свою оперу-сказку «Золотой петушок» (1905),
- злая карикатура на самодержавие. Римский-Корсаков писал, что постарается в своей опере «осрамить окончательно» царя Додона. И композитор с блеском выполнил это намерение. Музыка, рисующая Додона, - тяжеловесная, с нарочито грубыми звучаниями. Пытаясь понравиться Шамаханской царице, незадачливый царь поет ей неуклюжие куплеты на мотив детской песенки «Чижик-пыжик», на глазах у собственного войска пляшет, повязавшись платочком. Столь же никчёмны, бестолковы и ленивы, как сам Додон, и его сыновья-царевичи, и бояре. Опера «Золотой петушок – один из шедевров композитора. В ней соединились политическая острота замысла, остроумное музыкальное решение, выразительность, характеристичность вокальных партий, яркость оркестровки.
Слайд 38Борьба добра и зла, представленная в наивных образах сказок, всегда привлекала
П. И. Чайковского. Очарованный сценарием «Спящей красавицы», композитор начал писать музыку к балету в 1888 году. Имея дело с фантастическим сюжетом французской сказки, Чайковский не использовал непосредственно русские народные темы, но песенность, богатое цветение широко напевных мелодий, свободный характер музыкального развития в сочетании с мерностью танца – все это вносит национально-русскую струю в «Спящую красавицу». Отличительной чертой музыки «Спящей красавицы» является богатство и красочность оркестрового звучания.
Слайд 43По своему общему идейному смыслу «Щелкунчик» (1892г.) Чайковского имеет много общего
с другими его балетами: здесь тот же основной мотив преодоления «злых чар» победоносной силой любви и человечности. Недоброе, враждебное человеку олицетворено в образах таинственного фокусника Дроссельмейера, совы на часах и мышиного царства. Им противопоставлен мир детской души,— еще робкой, пугливой, но именно потому особенно трогательной в своей сердечности и инстинктивном стремлении к добру. Нежная преданность Клары побеждает колдовство Дроссельмейера, освобождает из плена прекрасного юношу Щелкунчика, утверждает свет и радость.
Слайд 50Второе действие балета представляет
собой разросшийся до грандиозных размеров
финальный праздничный
дивертисмент.
Его основная часть — пестрая галерея характерных танцев, где проявилось неистощимое воображение и блестящее мастерство Чайковского. Каждая из характерных миниатюр этой сюиты —
новая, своеобразная находка в области инструментовки. «Знойное» и томное звучание струнных в восточном танце,
пронзительно свистящая мелодия флейты пикколо в игрушечном «китайском» танце, тающие хрустальные аккорды челесты в
вариации феи Драже, — все это составляет неповторимую оригинальность и особенную прелесть партитуры «Щелкунчика».
Слайд 51Сюжет популярной сказки Шарля Перро
получил широкое отражение в мировой музыке.
Сергея Прокофьева в «Золушке» (1944г.) привлекла возможность воспеть лучшие стороны человеческого характера: благородство, скромность, чистоту, искренность, трепетное ожидание счастья. В центре внимания композитора – образ Золушки, который предопределил весь характер музыки балета. Музыкальная характеристика Золушки многогранна: грустная, минорная мелодия сменяется светлой, распевной, веселой, мажорной. Чувство любви в балете раскрывается в светлых, безоблачных тонах без сложных драматических коллизий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Борисов, Л. «Золотой петушок» [Текст] / Л. Борисов. – Л. : Детгиз, 1960. – 80 с.
Василенко, С. Балеты Прокофьева [Текст] / С. Василенко. – М., Л. : Музыка, 1965. – 75 с.
Катонова С. Балеты Прокофьева [Текст] / С. Катонова. – М. : Советский композитор, 1962. – 29 с.
Кацман, К. Мальчиш – Кибальчиш [Ноты] / К. Кацман. – М. : Советский композитор, 1976. – 151 с.
Лейтес , Р.Музыкальные сказки Шахерезады [Текст] / Р. Лейтес. – М. : Музыка, 1968. – 39 с.
П. И.Чайковский [Текст] / Сост. П.Е.Вайдман. – М. : Музыка, 1978. – 202 с.
Прокофьев, С. Золушка [Ноты] / С. Прокофье. – Л. : музыка, 1981. – 191 с.
Сказка в творчестве Н. А. Римского – Корсакова [Текст] / Ред. Т. Коровина. – М. : Музыка, 1987. – 93 с.
Чайковский, П. Спящая красавица / П. Чайковский. – М. : Музыка, 1976. -285 с.
Чайковский, П. Щелкунчик / П. Чайковский. – Л. : Музыка, 1982. – 160 с.