Презентация, доклад к занятию на тему Бронхиальная астма

Содержание

(Мороз)Бронхиальная астма – хроническое рецидивирующее воспалительное заболевание дыхательных путей, основным патогенетическим механизмом которого служит гиперреактивность бронхов, обусловленная воспалением, а основным клиническим проявлением – приступ удушья (преимущественно экспираторного характера) вследствие бронхоспазма, гиперсекреции слизи и отёка слизистой оболочка

Слайд 1Бронхиальная астма
Цикл: Сестринское дело. Профессиональная переподготовка

Преподаватель : Алексеева Н.В.
Подготовили: Мороз А.Ю.
Кубачева

Д.Б.
Ковзик Е.В.
Белова Л.В.
Акимова И.И.
Глуховский Ю.Н.
2018 год

Бронхиальная астма Цикл: Сестринское дело. Профессиональная переподготовкаПреподаватель : Алексеева Н.В.Подготовили: Мороз А.Ю.Кубачева Д.Б.Ковзик Е.В.Белова Л.В.Акимова И.И.Глуховский Ю.Н.2018

Слайд 2(Мороз)
Бронхиальная астма – хроническое рецидивирующее воспалительное заболевание дыхательных путей, основным патогенетическим

механизмом которого служит гиперреактивность бронхов, обусловленная воспалением, а основным клиническим проявлением – приступ удушья (преимущественно экспираторного характера) вследствие бронхоспазма, гиперсекреции слизи и отёка слизистой оболочка бронхов.
(Мороз)Бронхиальная астма – хроническое рецидивирующее воспалительное заболевание дыхательных путей, основным патогенетическим механизмом которого служит гиперреактивность бронхов, обусловленная

Слайд 5Клиническая картина

(Кубачева)

При бронхиальной астме наблюдаются:
Шумное, свистящее дыхание
Одышка с удлиненным выдохом
Кашель (особенно по ночам)
Ощущение сдавления грудной клетки
Беспокойство, чувство страха
Сердцебиение, потливость.
Приступу удушья может предшествовать зуд в носоглотке, першение в горле, чихание, заложенность носа или ринорея.

Клиническая картина

Слайд 6Классификация бронхиальной астмы по степени тяжести

Классификация бронхиальной астмы по степени тяжести

Слайд 7Сестринский процесс при бронхиальной астме

Сестринский процесс при бронхиальной астме

Слайд 9 Проблемы пациента между приступами (Ковзик)


Тяжелая болезнь вносит коррективы в жизнь взрослых и детей. Из-за риска приступов удушья и собственно этих приступов у них возникает множество физиологических и социально-психологических проблем.
К физиологическим можно отнести:
ограничения в еде (доказана роль пищевых аллергенов в развитии бронхиальной астмы);
нарушение дыхания (оно выражается в одышке и приступах удушья);
нарушения сна (ночные приступы мешают многим астматическим больным нормально спать);
ограничения физической активности (часто приступы возникают во время физической нагрузки).
К социально-психологическим можно отнести:
подавленное состояние из-за болезни;
страх перед следующим приступом;
ограниченное общение (преградами для полноценного общения у детей и взрослых, больных астмой, являются одышка, усиливающаяся во время разговора, приступы удушья в ответ на сильные эмоции, вызванные общением, возможность аллергической реакции на запах духов собеседника, прочее);
ограничение трудоспособности (астматикам противопоказаны работы, сопряженные с контактами с потенциальными аллергенами и вредными веществами, а также такие, которые требуют значительных физических усилий или эмоционального перенапряжения);
депрессия из-за невозможности самореализоваться;
уход в болезнь (больной живет от приступа до приступа, просит помощь даже тогда, когда она ему не нужна, считает, что из-за недуга сам абсолютно не в состоянии о себе позаботиться, что ему нужен постоянный уход со стороны окружающих, прочее).

Проблемы пациента между приступами 		(Ковзик)         										Тяжелая болезнь вносит

Слайд 10Сестринский план ухода за больным
Сестринский процесс при бронхиальной астме, в рамках

ухода за больным, направлен на оказание ему помощи в решении выявленных у него при сборе информации физиологических проблем, а также стабилизацию его психологического состояния. Медсестра осуществляет следующие действия:
1. Информирует больного. Медсестра проводит с пациентом беседу с целью предоставить ему максимально полную, доступную информацию о заболевании. Она может порекомендовать ему соответствующую литературу, обучающие фильмы, например, «Жизнь с астмой».
2. Обучает правильной технике дыхания.
Правильное дыхание играет первостепенную роль в профилактике новых приступов удушья. Здесь необходимо научить взрослых и детей:
в спокойном состоянии и при отсутствии физической нагрузки вдыхать и выдыхать воздух;
делать небольшие паузы между выдохом и последующим вдохом;
дышать полной грудью.
Сестринский план ухода за больнымСестринский процесс при бронхиальной астме, в рамках ухода за больным, направлен на оказание

Слайд 113. Учит осуществлять самоконтроль над своим состоянием и пользоваться пикфлуометром. Пикфлуометр –

это компактный аппарат, используя который, больной бронхиальной астмой сможет самостоятельно определить функцию внешнего дыхания. Этот прибор выдает два показателя выдоха – его пиковую и максимальную скорость. Регулярное использование пикфлуометра играет важную роль в определении приближения очередного приступа удушья, а также того, насколько эффективной была оказанная медицинская помощь. Если измерения показывают прогрессирующее возрастание скорости выдоха, можно сделать вывод, что помощь была адекватной, лечение произвело эффект.

Если бронхиальная астма обостряется, бронхиальный просвет сужается, скорость выдоха уменьшается. В данном случае есть шанс забить тревогу еще до того, как приступ случился, и предпринять меры по его предотвращению.

3. Учит осуществлять самоконтроль над своим состоянием и пользоваться пикфлуометром.  Пикфлуометр – это компактный аппарат, используя

Слайд 12
4. Дает рекомендации касательно диетического питания.

Медсестра должна побеседовать с

пациентом на тему питания при бронхиальной астме, рассказать ему, какую роль в ухудшении его состояния может сыграть употребление продуктов, являющихся аллергенами.

Важно настроить больного на то, что некоторые ограничения на продукты питания вовсе не означают, что он не сможет в полной мере удовлетворять свои потребности в еде. Его питание по-прежнему достаточное и разнообразное.

5.Учит купировать приступы удушья, помогает избавиться от страха смерти во время них.

Часто больной боится, что может умереть во время приступа удушья, так как помощь ему не будет оказана или будет оказана поздно. Душевное волнение лишь усиливает и продлевает приступ. Роль медицинской сестры – объяснить больному, что именно от его поведения во многом зависит то, как быстро и успешно его состояние стабилизируется. Она должна объяснить ему необходимость взять себя в руки, научить, каким образом он может помочь себе сам (расстегнуть воротник, обеспечить себе доступ свежего воздуха, расслабиться). Она показывает ему, как пользоваться карманным ингалятором, чтобы купировать приступ.
4. Дает рекомендации касательно диетического питания.Медсестра должна побеседовать с пациентом на тему питания при бронхиальной

Слайд 13Техники ингаляции
Закрытый рот
Открытый рот

Техники ингаляцииЗакрытый ротОткрытый рот

Слайд 14Неправильное
и правильное
расположение ингалятора

Неправильное и правильное расположение ингалятора

Слайд 15Особенности ухода за пациентом:
Обеспечить соблюдение режима;
Своевременно проветривавать и осуществлять влажную уборку

помещения;
Соблюдать гипоаллергенную диету;
Регулярно проводить наблюдение и фиксировать их в специальном журнале;
Следить за ЧСС, артериальным давлением, температурой, цветом кожных покровов, частотой дыхания;
Обучить пользоваться карманным ингалятором;
Выполнять дыхательную гимнастику;
Провести беседы с пациентом и его родственниками о важности выполнения рекомендаций лечащего врача, о регулярности влажных уборок, соблюдении диеты, о вреде курения;
Особенности ухода за пациентом:Обеспечить соблюдение режима;Своевременно проветривавать и осуществлять влажную уборку помещения;Соблюдать гипоаллергенную диету;Регулярно проводить наблюдение и

Слайд 16Стандарт диагностики бронхиальной астмы (Белова)
Приступы пароксизмального удушья, кашля и «свистящего» дыхания
Наличие

бронхиальной астмы у кровных родственников
Наличие полипоза носа, вазомоторного ринита, пищевой или лекарственной аллергии
Уменьшение обструктивных нарушений функции внешнего дыхания болеее чем на 25% после применения адреномиметиков
Эозинофилы, спирали Куршмана и кристаллы Шарко-Лейдена в мокроте
Эозинофилия крови


Стандарт диагностики бронхиальной астмы 		(Белова)Приступы пароксизмального удушья, кашля и «свистящего» дыханияНаличие бронхиальной астмы у кровных родственниковНаличие полипоза

Слайд 17Техника забора мокроты
Мокроту собирают после сильного кашля в стерильную посуду. Забор

желательно осуществлять утром до еды, перед этим следует прополоскать рот теплой кипяченой водой (без дезинфицирующих средств)
Мокроту следует доставить в лабораторию сразу же, но не позднее чем через 2 часа
При отсутствии адекватного кашля отделение мокроты можно стимулировать ингаляцией изотонического раствора хлорида натрия или муколитических средств
Техника забора мокротыМокроту собирают после сильного кашля в стерильную посуду. Забор желательно осуществлять утром до еды, перед

Слайд 18Бронхоскопия
это метод непосредственного осмотра и оценки состояния слизистых трахеобронхиального дерева: трахеи

и бронхов при помощи специального прибора — бронхофиброскопа или жесткого дыхательного бронхоскопа

Предварительные исследования


рентгенография легких,
ЭКГ (электрокардиограмма),
анализы крови (общий, на ВИЧ, гепатиты, сифилис),
коагулограмма (кровь на свертываемость)

Бронхоскопияэто метод непосредственного осмотра и оценки состояния слизистых трахеобронхиального дерева: трахеи и бронхов при помощи специального прибора

Слайд 19Ужин должен быть не меньше, чем за 8 часов до процедуры;

В

день исследования запрещается курение
(фактор, повышающий риск осложнений);

Бронхоскопия проводится строго на голодный желудок;

Утром сделать очистительную клизму (профилактика непроизвольного опорожнения кишечника вследствие повышения внутрибрюшного давления);

Непосредственно перед манипуляцией рекомендуется опорожнить мочевой пузырь.

Если необходимо, то врач назначит легкие успокоительные средства и в день процедуры. Больным бронхиальной астмой необходимо иметь при себе ингалятор.

Непосредственная подготовка
к бронхоскопии

Ужин должен быть не меньше, чем за 8 часов до процедуры;В день исследования запрещается курение 	(фактор, повышающий

Слайд 20«Золотой стандарт» диагностики – пикфлоуметрия
(измерение объемной скорости выдоха).
Дает возможность

определения обратимости бронхиальной обструкции, оценить тяжесть течения заболевания и эффективность лечения.


Метод безопасен, не требует сложного оборудования, прост для самостоятельного применения

Способ проведения

В сидячем положении, после нескольких спокойных вдохов и выдохов необходимо сделать глубокий вдох, плотно обхватить губами мундштук, который надо держать параллельно поверхности пола и сделать максимально быстрый выдох. Через 2-3 минуты следует повторить и записать максимальное из двух значений

«Золотой стандарт» диагностики – пикфлоуметрия (измерение объемной скорости выдоха). Дает возможность определения обратимости бронхиальной обструкции, оценить тяжесть

Слайд 21Препараты для лечения бронхиальной астмы (Акимова)
Базисная (противовоспалительная) терапия
Глюкокортикоиды: уменьшают отек и гиперсекрецию

слизи (системные-преднизолон, гидрокортизон. Ингаляционные - будесонид, бекотид, флунизолид, фликсотид. Комбинированные - серетид (флутиказон + сальметерол), симбикорт (будесонид+ формотерол)
Антилейкотриеновые препараты: снижение выраженности воспаления, симптомов, частоту обострений (зафирлукаст, монтелукаст, пранлукаст; зилеутон)
Пролонгированные бета2-адреномиметики: расслабление гладкой мускулатуры бронхов, повышение дренажной функции, подавление секреции медиаторов воспаления (формотерол, сальметерол, индакатерол)
Пролонгированные ксантины: активизируют функцию мерцательного эпителия, стимулируют дыхание, уменьшают утомление дыхательной мускулатуры (теолэк, теотард)
Кромоны: тормозят выделение медиаторов воспаления. Предупреждают бронхоспазм, вызванный физической нагрузкой, аллергенами (кромогликат натрия, недокромил натрия; комбинированный - дитек)
Антитела к Ig E (омализумаб)

Симптоматическая (купирование приступов) терапия

Бета2- адреномиметики короткого действия (фенотерод, сальбутамол, тербуталин)
Ксантины короткого действия (теофиллин)
Глюкокортикоиды
Ингаляционные М-холиноблокаторы ( ипратропия бромид – атровент, окситропия бромид, тиотропия бромид; комбинирован: беродуал)

Вспомогательные ЛП:


Муколитики (ацетилцистеин, бромгексин, 
амброксол)
Мукорегуляторы (карбоцистеин)
Мукокинетики ( корень алтея (настой), лист мать-и-мачехи (настой), мукалтин, трава термопсиса (настой, экстракт сухой), корень девясила (отвар).


Препараты для лечения бронхиальной астмы			(Акимова)Базисная (противовоспалительная) терапияГлюкокортикоиды: уменьшают отек и гиперсекрецию слизи (системные-преднизолон, гидрокортизон. Ингаляционные - будесонид,

Слайд 22Ступенчатая терапия бронхиальной астмы
ИГКС – ингаляционные глюкокортикостероиды
АЛТР - антилейкотриеновые препараты
ДДБА

- длительного действия бета2-адреномиметики
КДБА - короткого действия бета2-адреномиметики
ПГКС - пероральные глюкокортикостероиды

Можно увеличивать объем терапии до улучшения контроля и уменьшать объем терапии до минимального, поддерживающего контроля.

Ступенчатая терапия бронхиальной астмы ИГКС – ингаляционные глюкокортикостероидыАЛТР - антилейкотриеновые препаратыДДБА - длительного действия бета2-адреномиметикиКДБА - короткого

Слайд 23Рекомендации по физическим нагрузкам: (Глуховский)
Все физические нагрузки и упражнения надо выполнять

по рекомендации лечащего врача, т.к. они носят индивидуальный характер.
Лицам, страдающим аллергической бронхиальной астмой - необходимо избегать физических упражнений:
в запыленных помещениях, в закрытых бассейнах, где используют дезсредства с резкими запахами;
на открытой местности, в период нахождения в воздухе большого количества пыльцы;
в сухих климатических условиях, а также в условии пониженных температур;
в период заболевания вирусными инфекциями и т.п.

Рекомендации по физическим нагрузкам: 	(Глуховский)Все физические нагрузки и упражнения надо выполнять по рекомендации лечащего врача, т.к. они

Слайд 24Рекомендации по питанию:
При бронхиальной астме разрешено потреблять в пищу такие продукты:
мясо

и рыба нежирных сортов;
овощи и фрукты, а также сухофрукты;
молочные продукты;
крупы и макаронные изделия;
чай;
Рекомендации по питанию:При бронхиальной астме разрешено потреблять в пищу такие продукты:мясо и рыба нежирных сортов; овощи и

Слайд 25Нельзя при бронхиальной астме
Употреблять продукты питания, которые провоцируют аллергические реакции :
пищевые

добавки;
жирные наваристые бульоны;
приправы, особенно острые;
копчености, сыр;
яйца;
орехи;
цитрусовые;
шоколад и кофе;
газированные напитки и алкоголь;
Употребление соли и сахара должно быть в строго ограниченном количестве;

Нельзя при бронхиальной астмеУпотреблять продукты питания, которые провоцируют аллергические реакции :пищевые добавки; жирные наваристые бульоны; приправы, особенно

Слайд 26 Важно научиться правильному дыханию. Оно помогает не только в профилактических целях,

но и способствует успокоению во время приступов. Нужно чередовать неглубокие вдохи и усиленные выдохи. Гимнастика поможет укрепить дыхательные мышцы и диафрагму, расширить просвет легких. Укрепит сердечно-сосудистую систему и улучшает состояние человека в целом. Основной рекомендацией является регулярность проведения дыхательных упражнений.
Важно научиться правильному дыханию.  Оно помогает не только в профилактических целях,  но и

Слайд 27Источники информации
Дж. Мерта. Справочник врача общей практики
. Москва., Практика, 1998

г.
Руководство по первичной медико-санитарной помощи
Москва, ГЭОТАР-медиа, 2006 г.

Ресурсы сети Интернет:
http://jmedic.ru/astma/sestrinskij-process.html
https://studbooks.net/1866861/meditsina/sestrinskiy_protsess_bronhialnoy_astme
https://bronhialnaya-astma.com/reabilitatsiya-i-profilaktika/tseli-zadachi-i-osobennosti-sestrinskogo-protsessa-pri-bronhialnoj-astme#i-10
www.astma03.ru


Источники информацииДж. Мерта. Справочник врача общей практики . 	Москва., Практика, 1998 г. Руководство по первичной медико-санитарной помощи

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть