Слайд 1Приёмы формирования метапредметных УУД
в обучении и развитии
младших школьников
Работа учителя
начальных классов
Прокопьевой Ирины Алексеевны
Слайд 3Коммуникативные УУД
Сотрудничество - его планирование с учителем и сверстниками:
определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Разрешение конфликтов - выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Коммуникация - умение достаточно точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, построение речевых высказываний;
Владение речью (монологической и диалогической её формами)
в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Слайд 4
Личностные УУД
Самоопределение - это осознание личностью своей позиции,
которая формируется внутри координат системы отношений (формирование Я-концепции, самооценка)
Смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, т.е. между результатом учения и тем, что побуждает деятельность,
ради чего она осуществляется (мотивационная сфера)
Нравственно-этическая ориентация – оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор (моральное сознание и поведение)
Слайд 5
Регулятивные УУД
Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности: Целеполагание
как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; Составление плана и последовательности действий; Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона; Коррекция - внесение дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
Оценка - выделение и осознание учащимся того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Слайд 6Познавательные УУД
Постановка и решение проблем
Общеучебные - поиск
информации, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задачи, осознание и производство речевого высказывания.
Построение модели - преобразование объекта из чувственной формы в знаково-символическую, преобразование модели с целью выделения общих законов.
Логические универсальные действия: анализ, причинно-следственные связи, подведение итогов.
Слайд 8 Актуальность
Чтобы быть конкурентноспособным, ученику нужно освоить
4 компетенции:
1 -
Коллективизм – умение работать в команде (от пары до группы),
2 - Коммуникативность – умение воспринимать мнение собеседника и транслировать своё собственное при толерантном общении,
3 - Критическое мышление – умение производить продуктивные логические операции при анализе ситуации,
4 - Креативность – умение творчески мыслить, привносить идеи.
Слайд 9Особенность метапредметных УУД
Овладение умением работать с информацией, овладение умениями
участвовать в совместной деятельности.
Главная задача - научить учащегося работать самостоятельно без помощи взрослого, определять задачу и находить пути её решения.
В совместной деятельности научить принимать цели, распределять роли, осуществлять само- и взаимоконтроль, быть готовыми толерантно разрешать конфликты.
Слайд 15 Четвёртый лишний
Упражнения на развитие зоркости.
Можно проводить
тренировочные упражнения, начиная с букварного периода. Материалом для этих упражнений служат изучаемые буквы, слоги, слова, подбираемые из текста Букваря, например:
Какая буква, слог, слово лишние?
1) а, у, р, о;
2) ма, ра, ны, са;
3) ба, бу, бы, бя;
4) речка, ручей, ручка, ручеек;
Слайд 16 Плюсы применения приёмов критического мышления в системе
Приёмы
позволяют увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика,
добиться усвоения материала всеми участниками деятельности,
решить воспитательные и развивающие задачи. Учитель - организатор самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся,
с возможностью совершенствования процесса обучения, целостного развития личности учащихся.
Слайд 17Методические приёмы – носители творческой составляющей
Слайд 22 З – Х - У
«Знаю, хочу узнать, узнал».
Д. Огле
Cпособ графической организации, структурирования материала.
1 шаг: До знакомства с текстом вы самостоятельно или в группе заполняете первый и второй столбики таблицы
«Знаю» «Хочу узнать» « Узнал »
2 шаг: По ходу знакомства с текстом заполняете третий столбик.
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.
"Знаю" "Хочу узнать" "Узнал "
При чтении текста полезно проводить сравнительный анализ различных явлений и понятий.
Дополнять можно еще двумя графами для заполнения:
"Источники информации" "Что осталось нераскрытым?"
Такие сравнительные таблицы могут стать основанием для дискуссии.
Слайд 26 Прием «Попс - формула»
Умение аргументировать свою точку
зрения.
П - позиция «Я считаю, что...».
О - объяснение (обоснование) «Потому что..».
П - пример «Я могу это доказать на примере..».
С - следствие (суждение) «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что...».
Слайд 28Систематизация приёмов
по формированию УУД
Умение систематизировать и анализировать информацию
на всех стадиях ее усвоения:
Кластеры. Таблица «Инсерт». Стратегия «Фиш боун».
Умение формулировать и решать проблемы:
Стратегия «Фишбоун». Стратегия «Идеал».
Умение интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного: Синквейн. Кластеры. Эссе.
Умения в области и само- и взаимооценки: Лист взаимооценки. Сводная таблица. Парная письменная взаимооценка.
Умение планировать собственную учебную деятельность.
«Верные-неверные утверждения».«Верите ли вы?». Кластеры. Коммуникативные умения:
Приемы парной и групповой работы: «Зигзаг», таблицы (стратегии решения проблем и многие другие).
Слайд 31 Спасибо за внимание!
Простой – Что помогают формировать приёмы? (УУД)
Уточняющий
– Какие именно УУД? (Познавательные, Коммуникативные, Регулятивные)
Интерпретация – Благодаря чему эти приёмы действенны? (Активно вовлекают учеников в творческую деятельность)
Творческий – Какие из приёмов вы бы особо отметили? (Помогающие графически оформлять ход рассуждений)
Оценочный – По каким критериям можно судить об их эффективности? (По результатам усвоения информации – через диагностики)
Практический – Какие достижения самые заметные? (Развитие речи и выстраивание цепочки логических рассуждений)