Слайд 1Психологические аспекты современного занятия
Презентацию составила:
Л.Ф. Боровик
Методист МБУ ДО ИЦТ
2017г.
Слайд 2Аспект – точка зрения, взгляд на что-нибудь.
Ожегов
Если традиционной
целью занятия было научить, передать знания и умения по тому или иному предмету, то отныне цель становится более глобальной — помочь ребёнку овладеть сложной наукой жизни, приобрести компетентности в разных её сферах.
Слайд 3Психологическая составляющая занятия базируется
на принципах:
Занятие проводят не ради самого занятия, а ради того, чтобы влиять на личность учащегося (формировать интеллектуальные способности, познавательную мотивацию обучения, волевые, моральные черты и пр.).
Изменения в структуре личности происходят только тогда, когда учащийся действует по внутреннему побуждению, а отсюда вывод: педагогу необходимо стимулировать познавательную активность и интересы учащихся.
Центральный компонент любого занятия — организация познавательной деятельности учащихся, где ведущими познавательными процессами являются понятийное, абстрактное мышление и познавательная мотивация.
Успех обучения зависит не только от внешних факторов (содержание, методика, мастерство педагога и т. д.), но и от внутренних условий, то есть индивидуально-психологических особенностей учащихся.
Слайд 4 Личностно ориентированный подход к организации занятия ставит перед педагогом
три задачи:
1. найти адекватные педагогические технологии, обеспечивающие эффективность передачи знаний;
2. обеспечить качество усвоения этих знаний;
3. учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Слайд 5ВНИМАНИЕ НА УРОКЕ
Для организации внимания школьников на уроке учителю рекомендовано:
задать хороший темп работы учащихся;
обеспечить чёткость и краткость объяснений, которые даются до работы и не повторяются в ходе выполнения задания учащимися;
обеспечить максимальную опору на активизацию умственной деятельности детей;
применять разнообразные виды и формы работы на уроке;
обеспечить включённость в работу всех учащихся группы.
Слайд 6Чтобы восприятие учебного материала имело организованный и осознанный характер, педагог должен
использовать:
вступительное слово (сформировать цель и сообщить план урока перед его началом);
соответствующую инструкцию (например, перед демонстрацией опыта или просмотром видеосюжета акцентировать внимание на важнейших моментах, провести инструктаж перед самостоятельной работой и т. д.);
схемы, таблицы, картины;
разъяснения, уточнения высказываний, новых научных терминов или редко употребляемых слов;
напоминания или объяснения фактов, имеющих отношение к исследуемому материалу.
Слайд 7УСВОЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Для активизации процессов мышления в ходе овладения новой информацией
рекомендуется:
постоянно формулировать перед учащимися проблему;
давать больше заданий, предусматривающих сравнение, обобщение, систематизацию;
использовать письменную речь, способствующую развитию мышления;
предлагать участвовать в дискуссиях;
использовать нестандартные задачи и задания.
Слайд 8ЗАПОМИНАНИЕ ИНФОРМАЦИИ
В психологии выделяются три вида
памяти в зависимости от механизмов образования и хранения следов.
1) Сенсорная (мгновенная) память Служит для приёма и хранения информации, поступающей на сенсорный вход человека. Поступившая информация хранится в неперекодированном знаково-символическом регистре. В сенсорной памяти происходят первичная обработка поступающей информации, её фильтрация, сканирование, после чего часть отобранной информации поступает для последующей переработки в кратковременную и долговременную память.
2) Кратковременная память Информация переводится из сенсорной памяти в кратковременную, если она имеет смысл,
определённое значение для получателя.
Операционные преобразования в
кратковременной памяти человека являются
элементами целенаправленных и мотивационных
действий, сознательно контролируемых субъектом.
3) Долговременная память Информация, переведенная в долговременную память,
должна быть осмысленной и системной, что обеспечит
лучшее её воспроизведение. Необходимо повторение с
установкой на её последующее использование.
Слайд 9МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Качество нашей работы зависит от
того, какую цель мы перед собой ставим, какие принципы вынуждают нас выполнять определённую работу. Это — мотив нашей деятельности.
Мотив — это переживание чего-либо личностно значимого для индивида.
Обучение детей, их психическое развитие, воспитание, невозможно осуществлять без мотивации школьников на учебную деятельность. Сейчас ни для кого не секрет, что успеваемость школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться.
Слайд 10ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Если учитывать то, что коллектив творческого объединения
неоднороден по своим способностям, желанию учиться и индивидуальным особенностям, целесообразными становятся:
дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении путём разделения творческого объединения на динамические группы по уровню развития учащихся;
перераспределение времени усвоения материала в зависимости от уровня развития учащихся группы;
усложнение или упрощение содержания учебного материала;
дифференцированная помощь учащимся в ходе восприятия новых знаний, формирования практических умений и навыков.
Слайд 11основные направления индивидуального подхода
Слайд 12 Эффективность организации занятия
зависит как от объективных
факторов, так и от субъективных, к которым относятся типологические особенности нервной системы. Как известно, среди основных свойств нервной системы выделяют силу и подвижность, которые наиболее заметно влияют на обучение личности обучающегося.
Слайд 13 Учащиеся со слабой нервной системой
Они отличаются невысокой
работоспособностью в отношении посторонних раздражителей (то есть он часто отвлекается), быстрой утомляемостью во время изучения сложного материала либо в случае возрастания степени важности выполняемой работы, высокой чувствительностью. Такому ученику нужно больше времени для настройки на определённую деятельность.
Для того чтобы предупредить неусвояемость на занятии у таких детей, педагогу необходимо знать те виды учебных ситуаций, которые усложняют деятельность учащихся со слабой нервной
системой.
Слайд 14виды учебных ситуаций, которые усложняют деятельность учащихся со слабой нервной системой.
длительная напряжённая работа, поскольку такой учащийся быстро утомляется, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает учебный материал;
ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения (самостоятельная, контрольная) работа, особенно если на неё отводится ограниченное время;
ситуация, когда педагог в быстром темпе задаёт вопросы и ставит учащегося в положение немедленного ответа;
работа в шумной обстановке;
ситуация, когда нужно на занятии усвоить большой по объёму материал;
работа после неудачного ответа, оценённого негативно.
Слайд 15 Для того чтобы помочь преодолеть трудности учащимся со
слабой нервной системой, необходимо соблюдение со стороны педагога некоторых правил:
не ставить учащегося в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;
возможно, чтобы ответ был в письменной форме;
не заставлять таких учащихся отвечать новый материал на этом занятии;
в минимальной степени отвлекать учащегося, стараться не переключать его внимание;
поощрением повышать уверенность в своих силах;
осторожно оценивать неудачи учащегося.
Слайд 16Организуя современное занятие, необходимо:
формировать не только знания и навыки, но
и активную жизненную позицию, опыт правильного поведения;
учитывать учебные возможности разного возраста, склонности, интересы, уровень сформированности детского коллектива;
развивать внимание, восприятие, память, мышление, воображение, язык, эмоционально-волевые качества;
выбирать рациональный темп занятия, обеспечивающий успешное выполнение поставленных задач;
использовать оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения;
стимулировать познавательные интересы учащихся, формировать познавательную мотивацию и сознательное отношение к обучению;
сочетание разных форм работы на занятии с групповыми и индивидуальными;
осуществление дифференцированного подхода к учащимся с разноуровневой подготовкой;
помнить, что обучение и воспитание зависят как от внешних факторов (содержания занятия, методики преподавания, мастерства
педагога и пр.), так и от внутренних условий: индивидуально-психологических особенностей учащихся,
уровня умственного развития, отношения к обучению,
особенности самоорганизации учебных способностей.
Слайд 17Учащиеся с инертной нервной системой
Учащегося с инертной нервной
системой характеризует замедленное протекание нервных процессов. Ему нужно определённое время для настраивания на деятельность, на то, чтобы собраться с мыслями. Таким учащимся трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, быстро выполнять работу и т. д.
Рассмотрим ситуации, в которых возникают затруднения у инертных учащихся:
предложение заданий, разнообразных по содержанию и способам работы;
изложение материала в высоком темпе;
требование быстрого переключения внимания с одного вида работы на другой;
оценивание уровня усвоения материала с начала знакомства с ним;
выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.
Слайд 18 В работе с учащимися с инертной нервной системой со
стороны преподавателя необходимо соблюдение следующих правил:
не требовать немедленного включения в работу, потому что их активность в выполнении нового задания возрастает постепенно;
не следует проводить их опрос в начале занятия, поскольку они с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации;
в момент выполнения заданий не надо переключать их внимание на что-то другое.
Слайд 19 Знание основных общих законов функционирования психических процессов и особенностей
личностного развития учащихся укажет педагогам пути рациональной организации учебной деятельности, обеспечит высокую эффективность усвоения знаний детьми.
Для лучшей организации педагогами учебной деятельности на занятии с учётом его психологической составляющей, а также рефлексивного анализа
своей дидактической
компетентности им совместно с практическим психологом
необходимо проводить
психологический анализ занятия.
Слайд 20ПРИЁМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЗНАЧИМОМУ ЗАПОМИНАНИЮ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА:
чёткое понимание учащимися того, что
именно нужно запомнить, усвоить, в каком объёме, на какой срок и с какой целью;
в ходе организации запоминания учебного материала опора на интересы, учебные мотивы учащихся;
многократное представление материала или длительная экспозиция, позволяющая многократно его повторять;
заучивать материал рекомендуется медленно для облегчения его осмысления и активации умственных действий;
пытаться придавать материалу для запоминания эмоциональную окраску;
включать запоминаемый материал в практическую деятельность;
использовать систематическое повторение путём практической деятельности;
организовывать самостоятельную работу с
учебным материалом (смысловой анализ,
составление плана рассказа, систематизация
материала и т. д.);
для облегчения запоминания материала, который трудно запоминать, использовать приёмы мнемотехники.
Слайд 21СХЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА ЗАНЯТИИ
Организация самостоятельной постановки задач
учащимися.
Организация действий по планированию и решению задач учащимися.
Объяснение содержания и цели задачи, чтобы учащиеся понимали их значимость.
Постановка проблемных ситуаций.
Указание учащимся на необходимость искать новые пути решения задач.
Способствовать успешному выполнению учебных действий школьниками, учитывая их возможности.
Формирование у учащихся активного, неравнодушного отношения к знаниям. Если содержание обучения строится не как готовые знания, а как система задач для учащихся, если обучающихся подталкивать к самостоятельным выводам и суждениям, то у них складывается достаточно устойчивая внутренняя мотивация обучения.