Слайд 1Исследовательская работа
«Что в имени твоём»
Автор: Ноздрачёва Екатерина, ученица 4А класса,
МБОУ «Хибинская гимназия», г.Кировск Мурманской области – поменять на цдт
Научный руководитель: Шемякина М.В
Слайд 2 Объект исследования: имена людей.
Предмет исследования: анкетные даны, статистические данные
имён детей и их родителей, книги об именах.
Цель предлагаемого исследования:
изучить возникновение и развитие системы имен на Руси, исследовать, какие имена распространены среди людей трёх поколений.
Слайд 3 Задачи:
1) найти четкое определение понятия «имя», дать характеристику истории русских
имен;
2) выявить, какие мужские и женские имена распространены среди людей трёх поколений: детей, их родителей, бабушек-дедушек;
3) в результате анкетирования выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения, узнать, нравится ли им их имена;
4) Выполнить проект «Мое имя».
Слайд 4 Методы исследования:
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение)
- проведение
социологического опроса
- анализ и синтез
- сравнение; статистические исследования (подсчет, вычисления)
Слайд 5Гипотеза:
Я предполагаю, что для каждой эпохи характерны
свои имена, но есть имена,
которые остаются популярными во все времена.
Слайд 6Три этапа в истории русских имен:
дохристианский,
когда использовались самобытные
имена, созданные на восточнославянской почве средствами древнерусского языка
(Перва, Пятак, Черныш, Беляк, Малыш, Заяц, Бессон, Забава, Кот, Верба и др.)
Слайд 7период после введения христианства на Руси, когда церковь стала насаждать вместе
с христианскими религиозными обрядами иноязычные имена, заимствованные византийской церковью от разных народов древности
(Василий, Елена, Агафон, Павел, Кирилл, Анастасия, Александр и др.)
Слайд 8новый этап, начавшийся после Октябрьской революции и
ознаменовавшийся проникновением в русский именослов большого числа заимствованных имён и активным имятворчеством
(Владлена, Марлен, Донара, Гомер, Воля, Дума, Идея, Искра, Марат, Жанна, Эдуард)
Слайд 9 Имя человека – самый сладостный и самый важный для
него звук в любом языке.
Дейл Карнеги
Слайд 10Ономастика - наука о собственных именах (от греч. ОНОМА- имя)
Слово
ИМЯ произошло от слова «имать», что значит брать.
Слайд 11Задачи исследования:
1) найти четкое определение понятия «имя»,
дать характеристику истории русских имен;
2) в результате анкетирования выяснить, знают ли ребята значение своего имени и историю его происхождения;
3) изучить списки учащихся школы с целью определения частоты употребления имен;
4) проанализировать частоту употребления разных имён.
Слайд 12Что такое имя? Какие бывают имена?
«Имя –
1. Личное название
человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа.
2. Фамилия, семейное название.
3. Личная известность; репутация.
4. Известный, знаменитый человек.
5. Название предмета, явления.
6. В грамматике: разряд склоняемых слов»
Слайд 13 В настоящее время 95% русских людей носят старые, традиционные
календарные русские имена.
При назывании людей важную роль играют:
размер имени;
количество согласных и гласных, их последовательность;
количество слогов
Слайд 14Группа имен, произошедших от имен героев греческих мифов (Аглая, Ираклий, Дионис
– Денис, Венера)
Имена исторических деятелей древности (Филипп, Олимпиада)
Заимствования, имятворчество (Полина, Эльвира, Жанна, Марат, Май, Октябрь)
Слайд 15Статистика имен
Именной состав старых календарей был богат мужскими именами
– около 900. Женских же имён насчитывалось не более 250.
Слайд 17Значительно сократилось общее число используемых традиционных русских имён:
Слайд 18 Наиболее популярные имена в 50-60 годы прошлого века –
Николай, Владимир, Валерий, Анатолий, Александр, Галина, Татьяна, Людмила, Мария.
Во времена рождения наших родителей (примерно 70-80 годы п.в.) – Сергей, Дмитрий, Андрей, Наталья, Ирина, Ольга.
В начале XXI века популярными стали имена – Александр, Владислав, Екатерина, Валерия, Мария.
Слайд 20Знаешь ли ты происхождение и значение своего имени?
Слайд 22 Мы изучили списки учащихся здания №2 начальной школы и
определили, с какой частотой употребляются имена, а также, какие имя встречаются чаще и реже всего
Слайд 23Всего в здании №2 начальной школы 129 девочек
На 1 месте –
имя Екатерина (14 человек)
На 2 месте – имя Мария (12 человек)
На 3 месте – имя Дарья (11 человека)
На 4 месте – имя Анастасия (9 человек)
Слайд 24В здании №2 начальной школы 129 мальчиков.
На 1 месте – имя
Максим (15 человек)
На 2 месте – имя Александр (11 человек)
На 3 месте – имя Никита (10 человек)
На 4 месте – имя Дмитрий (8 человек)
Слайд 25Редкие имена нашей школы:
Мальчики - Мирослав, Степан, Георгий, Омар
Девочки -
Сабрина, Христина, Юлиана.
Слайд 26Выводы:
1) русские личные имена прошли большой путь в
своём развитии;
2) частотность употребления имён в разные времена неодинакова;
3) лидером среди мужских имён учащихся здания №2 МБОУ «СОШ
№11» является имя Максим, его носят 15 мальчиков (12%);
4) лидером среди женских имён учащихся нашей школы является имя
Екатерина, его носят 14 девочек (11%);
Слайд 275) именами-фаворитами в нашей школе стали следующие мужские и
женские имена: Мария, Анастасия, Дарья, Никита, Александр, Дмитрий;
6) при выборе имени ребёнку родители, в основном, руководствуются
тем, нравится или нет имя, красиво ли оно, как сочетается с отчеством по
звучанию, а также родственными связями, случайными факторами;
7) большинство учащихся нашего класса не интересуются историей
происхождения своего имени (73%)