Слайд 1МЕТОДИЧЕСКАЯ
МАСТЕРСКАЯ «ДИАЛОГ»
ПРАКТИКУМ для педагогов
Интерактивно об интерактивном
Слайд 2Интерактивные учебные занятия
учебные занятия, которые строятся на субъект-субъектных отношениях и
межличностном взаимодействии всех участников образовательного процесса в процессе работы над общей учебной темой (учитель – учащиеся).
Слайд 3интерактивные методы
это методы, позволяющие учится взаимодействовать между собой;
Интерактивное обучение
– обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.
Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.
Слайд 4Задачи интерактивной модели обучения
пробуждение у учащихся интереса;
эффективное усвоение
учебного материала;
самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
установление взаимодействия между учащимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
формирование у учащихся собственного мнения и отношения.
Слайд 5
Главный признак интерактивного метода – получение обратной связи от обучающихся в процессе
всего занятия, на каждом его этапе.
Оптимальным является сочетание 60% интерактивных и 40% традиционных форм работы.
Слайд 6Методы интерактивного обучения
«Интервью»
Аквариум, Дума
Аукцион
Броуновское движение
Бумеранг
Горячий стул, Задай вопрос
Деловая, театрализованная, ролевая игра.
Дерево
решений, Древо познаний
Дискуссия (Эстафета, Вертушка, Прогрессивная, Мозаика, Ток-шоу, Шкала мнений, Вопрос-ответ, Обсуждение вполголоса, Клиника, Лабиринт, Разговор по кругу и др)
Жужжащие группы
Игра «Кто я»
Из уст в уста, Общий шум
Интерактивная экскурсия, Музей
Кейс-стади
Ковер идей
Колесо, Карусель
Круги по воде, Алфавит
Круглый стол
Кубик БЛУМА (ромашка БЛУМА)
Лекция с заведомой ошибкой
Линия взглядов
Линия мнений
Ловцы мнений
Метод опережающего обучения
Метод проектов
Мозговой штурм
Найди ошибки
Погружение
ПОПС-формула
Прогулка по галерее
Пятилистник, Синквейн
Снежный ком
Сорбонка
Творческая лаборатория
Три предложения
Устный диафильм
Четыре угла, Автобусная остановка, Меняющаяся стоянка
И др.
Слайд 7ПЯТИЛИСТНИК, СИНКВЕЙН
Проведение:
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный
материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка - это слово-резюме, синоним, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.
Например,
Дорога.
Широкая, извилистая.
Ведёт, бежит, поворачивает.
По извилистой дорожке бегут ребята.
Шоссе.
Составить синквейн: ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Слайд 8ПОПС-формула
Ценность - позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по
изученной теме.
В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие
следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Использование интерактивных методов обучения в дополнительном образовании
Слайд 9Ковер идей через Кубик БЛУМА
Ковер идей: постановка задачи, обсуждение-выполнение в мини-группах,
демонстрация результатов (оформление в виде общего ковра), общее обсуждение, выбор окончательного варианта.
Б. Блум считал, что одной из основных задач образования является обучение решению проблем, с которыми придется столкнуться в жизни и умению применять полученные знания на практике к широкому кругу проблем. Одним из главных принципов - эффективность инструментов в руках педагога, как при обучении обучающихся решению проблем, так и при оценке результатов обучения.
Эти идеи реализованы в кубике Блума. У него 6 граней. На которых написаны слова (начало вопроса), побуждающие к репродуктивной деятельности, выявлению причинно-следственных связей, практическому применению, на активизацию мыслительной деятельности (анализу).
Возможны два режима использования данного приёма.
1. Учитель задаёт соответствующие вопросы.
2. Ученики формулируют вопросы.
Слайд 10Кубик БЛУМА
Назови
Почему
Объясни
Предложи
Придумай
Поделись
Слайд 11Меняющаяся стоянка, Бумеранг
Педагог определяет количество обсуждаемых вопросов темы (оптимально 4-5).
Участники разбиваются
на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по «автобусным остановкам». На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме.
Педагог ставит задачу группам – записать на листе основные моменты темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке.
Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал.
После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. Комментируя согласие или не согласие с записями.
В завершении педагог резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Слайд 121 группа Синквейн
2 группа ПОПС-формула
3 группа Ковер идей
Вопросы:
Как должно быть?
Как на
самом деле?
Что для этого должно быть сделано?
Слайд 13Метод подведения итогов Ресторан
Цель
Выяснить, получить обратную связь от учеников от прошедшего
занятия.
Директор ресторана просит посетителей ответить на несколько вопросов:
• Я съел бы еще этого…
• Больше всего мне понравилось…
• Я почти переварил…
• Я переел…
• Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и размещают на стенд, комментируя.
Слайд 14
Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему
учили.
А. Эйнштейн
Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Диккенс Ч.