Слайд 1Презентация к классному часу
Сергей Васильевич Рахманинов
(к 145-летию со дня
рождения)
Преподаватель по классу фортепиано: Симонова Татьяна Сергеевна
Слайд 3Биография
Сергей Васильевич Рахманинов родился 1 апреля 1873 года
Дед его, Аркадий Александрович,
был пианистом-любителем и композитором. Несколько его сочинений было издано в 18-м столетии.
Отец композитора, Василий Аркадьевич, происходил из дворян Тамбовской губернии, был человеком исключительной музыкальной одарённости.
Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) - дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П. И. Бутакова, была первым педагогом по фортепиано, хотя, по воспоминаниям самого композитора, уроки доставляли ему «большое неудовольствие».
Слайд 4Биография
Осенью 1882 года, при поддержке своей учительницы музыки А. Д. Орнатской, Рахманинов поступил
на младшее отделение Санкт-Петербургской
консерватории в класс В. В. Демянского.
Осенью 1885 года Рахманинов был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н. С. Звереву.
Слайд 5Биография
Рахманинов в 18 лет блестяще завершил занятия по
классу фортепиано. А через год, в 1892 году, когда он окончил Московскую консерваторию по классу сочинения, его наградили большой золотой медалью за выдающиеся исполнительские и композиторские успехи.
В возрасте 20 лет, из-за нехватки денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года - дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова
Слайд 6Биография
В 1901 году Рахманинов закончил свой Второй фортепианный концерт.
Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре.
После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906 г.), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции.
В1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая, как пианист и дирижёр. Также, в 1909 году был написан Третий фортепианный концерт.
Слайд 7Биография
Вскоре после революции 1917 года в России Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим
из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной (урождённой Сатиной, из рода Рюриковичей, утративших княжеский титул) и дочерьми покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Хёэбергом
Слайд 8Биография
1 ноября 1918 года вместе с семьёй
отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. В течение жизни за рубежом (1918 - 1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.
Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение - Симфонические танцы.
В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.
Слайд 9Биография
Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной
болезнью (меланома). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти.
Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния США, не дожив три дня до своего 70-го дня рождения. Похоронен на кладбище Kensico Cemetery.
Слайд 10Биография
Великий русский композитор умер, а музыка
его осталась с нами. По счастью, не только в нотах, но и на грампластинках,
DVD дисках запечатлевших его собственное, неповторимо прекрасное исполнение.
Слайд 11Творчество
Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято
называть «серебряным веком». Его принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889 - 1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900 - 1909 и 1910 - 1917) и поздний (1918 - 1941).
Слайд 12Творчество
Ранний период
Начинался под знаком позднего романтизма,
усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние пьесы). Однако уже в Трио ре-минор (1893), написанном в год смерти Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций романтизма (Чайковский), «кучкистов», древнерусской церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки. Это произведение - один из первых в мировой музыке примеров
полистилистики.
Слайд 14Творчество
Период зрелости
Период зрелости отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля,
основанного на интонационном багаже знаменного распева, русской песенности и стиля позднего европейского романтизма. Центральное произведение этого периода - грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К. Бальмонта (1913). Тематика этого произведения характерна для искусства символизма, для данного этапа русского искусства и творчества Рахманинова: в нём символически воплощены различные периоды человеческой жизни, подводящей к неизбежной смерти.
Слайд 16Творчество
Поздний (зарубежный) период
Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава
самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки - и джаза, древнерусского знаменного распева - и «ресторанной» эстрады 1930-х гг., виртуозного стиля XIX века - и жёсткой токкатности
авангарда. В самой разнородности стилистических предпосылок заключён философский смысл - абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом.
Слайд 17Творчество
Поздний (зарубежный) период
Слайд 18Значение композиторского творчества
Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и
стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем - Русским национальным стилем. Он обогатил фонд русской и мировой музыки интонационным багажом древнерусского знаменного распева.
Слайд 19Значение исполнительского творчества
Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и
школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются:
глубокая содержательность исполнения;
внимание к интонационному богатству музыки;
«пение на фортепиано» - имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации.
Слайд 20Годы жизни С. В. Рахманинова совпали с периодом величайших исторических потрясений,
сказавшихся и на его собственном жизненном и творческом пути, одновременно блистательном и трагическом. Он был свидетелем двух мировых войн и трёх русских революций. Он приветствовал крушение русского самодержавия, но не принял Октябрь. Прожив почти половину жизни за рубежом, Рахманинов до конца дней чувствовал себя русским человеком. Его миссию в истории мирового искусства нельзя определить и оценить иначе как миссию певца России.
Слайд 21Памятник С.В. Рахманинову в Великом Новгороде
Слайд 22Литература
http://www.rachmaninov.tmb.ru/bio.html – Биография С.В. Рахманинова
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%85%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2 – Биография С.В. Рахманинова
http://personface.ru/photo/68.html
- фото С.В. Рахманинова
http://rakhmaninoff.nov.ru/hist.htm - историческая справка
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4361146 – Рахманинов. Полное собрание Концертов для фортепиано, Рапсодия на тему Паганини