Слайд 1
В голубом поле золотая подкова, обращенная шипами вверх, в средине ее серебряный крест, а над шлемом и короною
смотрящий вправо ястреб, с привязанными к лапе бубенчиками, держит такую же подкову. Иногда та же подкова полагается на груди орла, и герб удерживает то же название Ястржембец.
Слайд 2Ассоциации , вызванные фамильным гербом дворянского рода Циолковских :
«Ястреб» - полёт,
стремление подняться ввысь, известно, что 1885 г. К. Э. Циолковский начал усердно заниматься вопросами воздухоплавания;
Слайд 3 2. «Золотая подкова, обращенная шипами вверх» - устремление к Солнцу,
ведь золотисто-желтый - это символ солнца и божественности, а также символ христианского мученичества, а ведь долгое время имя К. Э. Циолковского оставалось малоизвестным даже в России. Его считали чудаком-фантазёром, мечтателем-идеалистом. Научные заслуги К. Э. Циолковского получили свою истинную оценку только после Великой Октябрьской социалистической революции.
Слайд 43. Копыта, подкованные боевому коню, позволившие преодолеть гору, - это научные
знания, идеи, изобретения
К.Э. Циолковского, позволяющие управлять законами, общими для всей Вселенной. «Основной мотив моей жизни, - говорил К. Э. Циолковский, - не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперёд. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы - может быть, скоро, а может быть, и в отдалённом будущем - дадут обществу горы хлеба и бездну могущества». Эта настойчивость исканий - стремление создавать новое, забота о счастье и прогрессе всего человечества - определяла всё содержание жизни этого замечательного человека.
Слайд 5Что являлось источником творческого вдохновения К.Э. Циолковского? Муза астрономии и звездного
неба Урания держит в руках небесную сферу и олицетворяет принцип познания, священной тяги ко всему высокому и прекрасному, к небу и звездам, но силы для этого движения К.Э. Циолковский брал у земли Калужской.
Слайд 6Воспоминания современников К.Э. Циолковского, связанные с его жизнедеятельности в
Калуге –
городе-кладезе знаний
Слайд 724.09.13.
Брэйн-ринг «Калуга… Космос… Циолковский»
III место
среди учащихся 8-ых классов средних
школ № 1, 11, 16, 25, 30, ГОКШИКО «лицей-интернат «Областной центр образования»
Команда:
Мореев И. 8 «Б»
Лебедев А. 8 «Б»
Кузин А. 8 «Б»
Гайдаров К. 7 «В»
Терешатов Д. 7 «В»
Деменчук Н. 7 «В»
Ефимова А. 7 «В»
Станкевич А. 7 «В»
Слайд 816.09.14. Научные Чтения памяти К.Э. Циолковского
Начиная с 1966 года в Калуге
Государственным музеем истории космонавтики имени К.Э. ЦиолковскогоНачиная с 1966 года в Калуге Государственным музеем истории космонавтики имени К.Э. Циолковского совместно с академическими, научными общественными организациями России ежегодно проводятся Научные Чтения, посвященные разработке научного наследия и развитию идей К.Э. Циолковского.
Участниками этого форума стали и ученики нашей школы:
Терешатов Д. 8 «В»
Бровин Д. 8 «В», которые уже третий год изучают наследия великого ученого, К.Э. Циолковского.
Под рук. Кузнецовой И.И.
Слайд 111.11.13. Городской турнир «Известный и неизвестный Циолковский»
Команда:
Терешатов Д.
Ефимова А.
Гайдаров К.
Деменчук
Н.
7 «В» класс
Среди 25 школ, принимавших участие в турнире,
наша школа, заняла седьмое место из 14 мест.
Слайд 12Л.К. Циолковская «Рядом с отцом»
« Город нам
показался огромным. Такое представление вызывалось отчасти небольшими размерами Боровска, отчасти тем, что наше новое помещение было далеко от вокзала, со стороны которого мы въезжали. Наша квартира была на Георгиевской улице (теперь улица Революции 1905 года), против церкви. Помню, как подъехали к небольшому домику».
Слайд 13М.М. Платонов «Любимый учитель»
«С 1892 года я
учился в Калужском уездном училище, которое находилось на первом этаже двухэтажного каменного дома на Воскресенской улице (ныне улица Софьи Перовской, 12) и занимало 4 классных комнаты, в которых размещались 1,2, 3-й классы и учительская.
Константин Эдуардович преподавал в школе арифметику и геометрию. Ученики его любили, и на уроках всегда было тихо».
Слайд 14Р.И. Георгиевская «Незабываемые встречи»
«Опытов по физике ставилось
много. Иногда, чтобы избежать опроса, мы просили Константина Эдуардовича показать нам опыты. В 5-м классе мы были поражены, когда огромный бумажный аэростат с подвешенной к нему лодочкой поднялся и поплыл по классу».
Слайд 15В.Е. Циолковская «Наша жизнь»
«В 1904 году удалось
даже купить дом на Коровинской улице. В нижнем этаже было только 3 окна, но мы к передней половине пристроили ещё жилое помещение с двумя окнами, большой чулан и сарай. Всё это под железной крышей. Над чуланом сделали пол для застеклённой веранды, а над нижней половиной решили сделать второй этаж – «светёлку». «Светёлка» была заветной мечтой Константина Эдуардовича.
... Из её окон открывался великолепный вид на реку. Константин Эдуардович сделал веранду с 13 окнами. Днём он занимался в комнате, а когда спадал жар, ходил по веранде, напевал и обдумывал свои работы. Из окон был виден багровый закат. Вся мастерская была, как золотая. Он работал на токарном станке, на верстаке, делал модели аэростата, слуховые трубки, большие и маленькие (средние оказались полезными для его слуха). Вся веранда была уставлена моделями из гофрированной жести. Работать ему было очень тяжело, но он не останавливался ни перед какими трудностями.
Жили мы в своём доме 29 лет».
Слайд 17Н.Л. Дмитриев «Необыкновенный лектор»
«...Я и мой товарищ
по университету Владимир Ассонов отправились к нему и дорогой все гадали, какова будет встреча. Добираемся до Коровинской улицы, с промоинами на проезжей дороге.
В самом конце её - серенький домик. Входим и поднимаемся по крутой лестнице вверх в «светёлку». ...
В небольшой комнате стоял самодельный токарный станок, верстак, пресс для гофрирования жести, из которой делались модели дирижаблей, слесарные и другие инструменты...».
Слайд 18Т.Б. Кожевникова «Путёвка в академию»
«После чая мы
с Константином Эдуардовичем поднялись по крутой лестнице и оказались в просторной светлой комнате. В углу - самодельная деревянная кровать, в простенке между двух окон - большой письменный стол, рядом - глубокое кресло, на столе лежал окантованный жестью небольшой лист фанеры, на нём листы бумаги, исписанные формулами. Последние годы, как объяснил Циолковский, ему удобно было работать не за столом, а сидя в кресле и положив на колени этот своеобразный письменный столик».
Слайд 19В.В. Костина «Доброе сердце»
«Вечером Константин Эдуардович выходил
с нами на крышу сарая, куда с террасы вела дверь, которую мы в шутку называли «дверью в космическое пространство». Там он давал нам посмотреть в подзорную трубу на окружающую природу, на ближайшие звёзды».
Слайд 20В.В. Костин «Доброе сердце»
«Лёд на маленьком озерце был
гладким, прозрачным, сквозь него хорошо просматривалось дно, растения, рыбёшки, слово, весь живой подводный мир. Наблюдение этого «подводного царства» для Циолковского и для ребят было не меньшим удовольствием, чем само катание».
Слайд 21А.В. Костин «Любовь и требовательность»
«Лестница в «светёлку»!
Кто из сотен тысяч посетителей домика «калужского звездоплавателя» не запомнил этого крутого «трапа в мир мечты и завоевания космоса!»
Слайд 22А.А. Чеканов «В бору под Калугой»
«В дальнейшем,
посещая бор, Циолковский почти никогда не проходил мимо нашей конторы, чтобы не поинтересоваться, как идёт наша работа по восстановлению насаждений. Обычно он оставлял свой велосипед, а сам уходил в лес. Особенно часто его можно было видеть на участке, где росли одни сосны, в кварталах 17-м и22-м. До настоящего времени я не забываю, такую картину: К.Э. Циолковский сидит на пеньке, как будто к чему-то прислушивается, всматривается вглубь леса и потом что-то записывает в записную книжку...»
Слайд 23М.Н. Лавров «Мы подружились»
«... (К.Э. Циолковский) часто
ходил гулять в Загородный сад и слушать музыку. Музыку он любил с детства. Избегая ходить в гости, бывал, однако, в тех домах, где имелся инструмент и можно было послушать Бетховена, Чайковского».
Слайд 24«В городском саду летом часто была музыка, и я с увлечением
не пропускал ни одного концерта. Становился у самого павильона и так только улавливал все нюансы. Музыкальный слух у меня был и я, что не слышал, через некоторое время воспроизводил своим птичьим пением. Но возникали и самостоятельные мотивы, благодаря настроениям. Я помню, что после чтения «Борьбы миров» у меня возник никогда не слышанный мною мотив, соответствующий гибели человечества и полной безнадежности». (К.Э. Циолковский)
Слайд 25А.П. Ассонов «В те далёкие годы»
«... Летом
на эстраде городского парка иногда играл военный оркестр. Константин Эдуардович очень любил эти дни и часто во время своего отдыха или, когда бывал утомлён школьными занятиями, посещал городской сад. Обычно он садился на скамью в боковой тёмной аллее, недалеко от эстрады, и слушая музыку, предавался своим размышлениям».
Слайд 26С. В. Земблинов «Сквозь рутину и косность»
«Он (К.Э. Циолковский) часто был замкнут, уединялся, чтобы глубже разобраться в мыслях, проверить правильность своих идей и расчётах. Об этом он высказывался неоднократно сам, говоря, что загородные прогулки позволяют ему лучше продумывать свои идеи и расчёты».
Слайд 27А.Л. Чижевский «Памяти учёного»
«Константин Эдуардович не был
сухарём, занятым только расчётами да вычислениями, чуждым слабостям и порывам человека. ... Ничто так не восхищало и так не трогало его, как красота природы. Я вспоминаю наши прогулки по берегу Оки, по Загородному саду или в бору. Сколько и как хорошо он говорил о природе средней полосы России, любовался каждым кустиком, каждым деревом, каждым цветком! Он любил смотреть на небо - то грозовое, в гремящих тучах, то ласковое, с плывущими по небу облаками».
Слайд 28А.П. Ассонов «В те далёкие годы»
1893. «Обычно
наш путь лежал через речку Яченку, мимо старой мельницы, через плотину лугами до городского бора и дальше - по берегу Оки, по тропинкам, через луга, покрытые травой и цветами, через ручей к деревне Аненки и дальше».
Слайд 29Е.В. Тихомирова «Слушая музыку...»
«Придя к нам в
другой раз, Константин Эдуардович снова отрывал от цветка веточки разной величины. С тех пор он не уходил от нас без веточки аспарагуса. Я спросила у отца: «Зачем они нужны дедушке Циолковскому?». Отец ответил, что эти веточки помогают ему строить воздушный корабль. С тех пор, когда я смотрю на аспарагус, мне вспоминается детство и случай, связанный с именем великого учёного».
Слайд 30А.Л. Чижевский «Памяти учёного»
«Он не только любил
природу, но и глубоко понимал её. Любил следить за полётом стрекоз или птиц, восхищался необычайной стройностью их полёта, сложной и в то же время простой конструкцией этих «живых самолётов». Он верил, что человек достигнет такого же совершенства в управлении полётом».
Слайд 31А.П. Ассонов «В те далёкие годы»
«В Яченке
купались. Константин Эдуардович плавал, как рыба, и говорил, что плавать надо волнообразно. Раз в жаркое время мы сидели у ручья около бора и отдыхали, положив велосипеды на траву. Над ручьём летали голубые стрекозы.
- Вот, - сказал он, - смотрите - аэропланы будущего».
Слайд 32Т.Б. Кожевникова «Путёвка в академию»
«- А вот
так, - Циолковский кивком показал на окно, ведущее на застеклённую веранду, - моя мастерская, из неё дверь на крышу. Это моя «обсерватория». Оттуда вот в эту подзорную трубу я наблюдаю небесные светила. Наблюдаю и динамику полёта птиц. Я ведь и авиацией давно занимаюсь».
Слайд 33А.П. Ассонов «В те далёкие годы»
«У меня остались записи (
П.П. Каннига) того времени: «28 апреля 1907 года лазили с Константином Эдуардовичем на крышу через вышку и рассматривали звёзды. ...
Домик около церкви и был тем местом, где сформировались мысли об аэростате, ракете, и где были произведены первые опыты над сопротивлением воздуха. В доме под Балашовой горой (ныне улица Циолковского) эти мысли получили окончательное развитие».
Слайд 34 Е.В. Тихомирова «Слушая музыку...»
«Луна и Марс
особенно интересовали отца. Для того, чтобы любоваться этими светилами, он купил подзорную трубу».
Слайд 35З.М. Казаков «В большую авиацию»
«Кто-то из нас
робко попросил рассказать о полётах в космос. Циолковский улыбнулся и стал увлечённо говорить о том, как медленно будет осваиваться Вселенная. сначала ракеты будут только подниматься в верхние слои атмосферы, потом люди запустят спутники Земли, а там уже легче будет летать и в "пояса астероидов". Это я особенно чётко запомнил. рассказывал он о том, что будет человек испытывать на Луне, где притяжение в 6 раз меньше, чем на Земле».
Слайд 36С.В. Самойлович «Радушие и приветливость»
«- Так это
же замечательное дело! - воскликнул Константин Эдуардович. - Фруктовый сад на улицах города! Чудесно! а я мечтаю о фруктовых садах в небесном пространстве ...»
Слайд 37Что же помогало, сопутствовало творениям К.Э. Циолковского? С полной уверенностью можно
сказать, что силы великому учёному давала калужская земля. Думаю, что это, в частности, такие внешние факторы, как
-опыты, проводимые им в различных учебных заведениях, где он преподавал;
-калужская природа: Ока, сосновый бор, Загородный сад;
-наблюдения за полётами птиц, стрекоз, поведением рыб, траекторией падения листьев;
-музыка, которую он с удовольствием слушал, пение птиц;
-архитектура Калуги, в том числе и её прекрасные церкви, которые по форме так напоминают космические корабли.
Слайд 38В.П. Глушко "Переписка с великим учителем"
"Стоя в
задумчивости в кабинете Циолковского, я вдруг представил себе, как в числе других писем он вскрывает и моё. И вспомнил последнюю фразу одного из своих писем, посланных в Калугу в 1923 году: "Желаю Вам всего лучшего и чтобы Вы жили до бесконечности ..."
Бесконечность, бессмертие будет всегда окружать имя отца космонавтики".