Слайд 1Речевая агрессия среди школьников или некоторые тайны слов
Семенова Елизавета, ученица 3
класса МОБУ «ООШ №3»
Руководитель: Нерощина Н. В., пдо «ООДТДМ им. Поляничко»
Учитель: Ибрагимова Л.С.
Слайд 2 Наша жизнь – это ежедневное общение с родителями,
взрослыми, друзьями. Часто мы становимся свидетелями разных видов общения. Поэтому легко заметить, что в нашей среде заметно усилилось использование слов сниженной стилистической окраски.
Даже содержательный разговор много теряет, если речь собеседника засорена грубыми, неуместными словами. Очень обидно, что многие наши друзья не могут выразить свою мысль связно, без сквернословия. Нередко можно услышать: «Ну, что вылупился, козёл? (как вариант баран, овца) Почему баран? Как он может вылупиться? Это же противоестественно.
Интерес к данной теме был вызван следующими факторами:
- все слова имеют значение и часто несут дополнительный смысл;
- есть слова, которые нам приятно слышать, на другие мы реагируем с обидой;
- взрослые и дети употребляют огромное количество обидных слов, не задумываясь об их значении. А многие добрые слова в речи не используют.
Слайд 3Цель исследования:
доказать, что обидные слова несут дополнительную смысловую нагрузку, и грубость
отрицательно влияет не только на других, но и на нас самих.
Слайд 4Задачи:
Изучить литературу по теме.
Изучить историю появления некоторых обидных слов.
Выявить факторы, влияющие
на речевую культуру школьников.
Провести анкетирование среди детей и взрослых на предмет использования грубых, обидных слов, опрос родителей.
Выяснить причину употребления обидных слов.
Провести эксперимент по использованию в речи добрых слов.
Создать буклет «Полезные советы и рекомендации при общении»
Слайд 5 Гипотеза исследования – исследование привлечёт внимание к данной проблеме, и дети
будут более бережно обращаться со словами, щадить чувства других.
Методы исследования: наблюдение, работа со словарём, анкетирование, эксперимент, опрос.
Практическая значимость работы состоит в том, что её результаты помогут нам в жизни. Работа будет формировать терпимое отношение друг к другу.
Слайд 6В гостях у слова или из истории некоторых слов
Слайд 7 Как реагировать, если тебя называют «идиотом», «лохом», «дураком»? Подобные обращения
становятся нормой. Они являются не только оскорбительными, но и вызывают вспышки агрессии. Я задумалась: почему люди используют в своей речи обидные слова, и, можно ли исправить ситуацию?
Слайд 8Анкетирование
Дурак
Идиот («политэс» «идиатэс»)
Лох
Слайд 12 Из опроса можно сделать вывод: речевая агрессия существует.
Она оказывает негативное влияние на ребёнка. Но часть родителей остаётся в стороне от проблем ребёнка. Мы можем подтвердить это и своими собственными примерами, так как нам не нравится слышать в свой адрес разные обидные слова, и мы всегда очень переживаем и не знаем, как поступить в данной ситуации.
Слайд 13Обидные слова существуют в нашей жизни, и отношение к ним совершенно
разное.
Мы обратились к родителям с просьбой рассказать, что они думают о речевой агрессии среди детей. 70% опрошенных обеспокоены тем, как говорят их дети. Однако 30% считают, что в нашем жестоком мире по-другому не выжить. Кто же из взрослых прав? Мы решили развеять некоторые мифы взрослых о данной проблеме, опираясь на исследования психологов и небольшой собственный опыт.
Слайд 14 Вот бы было здорово обходиться в речи без
обидных слов! Мы часто говорим об этом на классных часах. Но многие ребята по - прежнему обзываются и обижают друг друга. Тогда учитель подсказал, а умные книги помогли нам узнать, что есть такие слова, которые приятно слышать каждому и их огромное количество. Так появилась идея провести эксперимент по поиску добрых слов. Мы предложили обсудить следующие вопросы:
Какие добрые слова ты слышишь или говоришь сам чаще всего?
Что нужно делать для того, чтобы люди поменьше говорили друг другу обидные слова?
Для того, чтобы проверить уровень использования одноклассниками добрых слов, мы записывали их в специальном уголке. Чаще всего ребята писали такие слова, как: спасибо, пожалуйста, здравствуй, до свидания, дружба. А так же: поздравляю, молодец, выздоравливай. Таких слов оказалось около 30.
А мы, посмотрев словари, выяснили, что в русском языке более 500 добрых слов. А мы ничего о них не знаем!
Чтобы исправить ситуацию, мы решили пополнить свой словарный запас. Все одноклассники и родители поддержали нас, и мы начали составлять альбом нашего класса «Добро в твоём сердце!». В этот альбом мы стали собирать слова, советы, пословицы, поговорки по теме, афоризмы известных людей, стихи и сказки собственного сочинения.
Также вместе с ребятами мы составили буклет «Полезные советы и рекомендации при общении». Надеюсь, что эта информация поможет избежать конфликтных ситуаций.
Слайд 18Заключение
Итак, использование разных обидных слов ведёт к напряжённым отношениям между
людьми. Подводя итоги, можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась – исследование привлекло внимание к данной проблеме, конфликты не исчезли, но их стало меньше.
Одноклассники стали бережнее относится к словам. Это подтверждает также и проведённое анкетирование. Таким образом, представленные в работе исследования позволяют сделать следующие выводы:
Некоторые обидные слова были раньше довольно безобидными словами, а оскорбительный смысл приобрели в современное время.
Источником формирования речевой культуры является семья, сверстники, старшеклассники.
Как показало анкетирование, дети используют обидные слова, потому что слышат их вокруг себя, а произносят их, часто не вникая в смысл слова.
Самый эффективный способ общения – обращение по имени….
Дарите всем только прекрасные слова!
Слайд 19Список используемых источников:
Большой энциклопедический словарь (Языкознание). М., 1998.
Они И. Спасибо,
пожалуйста, здравствуйте. JT.: Лениздат, Социально- коммерческая фирма «Человек», 1999.
Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1995.
Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1985.
Русские пословицы и поговорки: под ред. В. П. Аникина; (составители: Ф. М. Селиванов, Б. П. Кирдан, В. П. Аникин). М.: Художественная литература, 1988.