Слайд 1Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Детская художественная школа города Гатчины»
История развития перспективы
Презентация к уроку рисунка подготовлена
преподавателем изобразительного искусства
Измайловой Е.В.
Г.
2015г.
Слайд 2Перспектива – наука о законах и приемах изображения объектов трехмерного мира
на двухмерной плоскости Она является основой реалистического рисунка. Перспектива позволяет передать структуру объемного объекта изображения и его положение в пространстве, способствует грамотному ведению рисунка и построению композиции.
Слово «перспектива происходит от франц. perspective, лат. perspicio, что означает – «ясно вижу».
Слайд 3Построение фигуры человека в перспективе
Слайд 4История развития перспективы
Изобразительное искусство появилось на самых ранних этапах развития человеческого
общества. Перспектива появилась не сразу
Слайд 5В период первобытного общества основной целью человека была добыча пищи, главным
образом, охотой, что получило отражение в изобразительном творчестве древних людей в виде наскальных графических и живописных рисунков ритуального или магического назначения.
Самые ранние наскальные рисунки были обнаружены в конце 19 века (1879 год) на севере Испании в пещере Альтамира. Их относят к периоду Палеолита (10-20 тыс. лет до н.э.). Для них характерна точность передачи пропорций, движения, характера и анатомических особенностей изображаемых животных.
Слайд 6Однако, композиция и перспектива в этих рисунках отсутствует.
Слайд 7В эпоху Мезолита появляются сцены охоты. Изображения приобретают графический условный характер,
появляется композиция, но перспектива продолжает отсутствовать.
Слайд 8Искусство Древних цивилизаций (Шумера, Аккада, Вавилона, Древнего Египта), тоже лишено понятия
перспективы. Художника интересует не положение фигур относительно друг друга, а их положение в системе иерархии.
Слайд 9Древний Египет. Плита фараона Нармера,
Аменхотеп IV и Нефертити , возносящие
около 3000 до н.э. моления Атону, около 1417-1400 до н..
Слайд 10В античном искусстве получает развитие предметная перспектива
Слайд 11Греческий храм не был собранием верующих, он был жилищем бога; его
пространство было тесно и ограничено, потому что оно служило не многим, а одному. Поэтому греческий храм имел два фасада, т.е. две точки зрения, в нем отрицалось понятие интерьера.
Слайд 12Как таковой интерьер отсутствовал и в живописи. Внутреннее пространство помещения изображалось
в форме ящика, трехгранной ниши или разреза дома без крыши как на «Альдобрандинской свадьбе».
На фреске отчетливо видно, что художника интересует не само пространство, а предмет или фигура в пространстве. Поэтому греческую перспективу называют еше рельефной или наружной. Но и такая перспектива была шагом вперед в освоении пространства.
Слайд 13Однако, интерес к познанию окружающего мира способствовал стремлению отразить трехмерное пространство
на плоскости, что привело к появлению некоторых понятий линейной перспективы еше в период Античности
Слайд 14Древнегреческий математик Евклид (III в. до н. э.) в труде «Оптика»
описал отдельные приемы построения в линейной перспективе. Римский архитектор Витрувий (I в. до н. э.) рассмотрел ряд задач по построению перспективных изображений в труде «Десять книг об архитектуре».
Таким образом, в период античности зарождается понятие линейной перспективы с одной точкой схода, и несколькими точками схода на одной вертикальной прямой (рыбья кость).
Слайд 15Ап. Лука пишет образ Богоматери
В
период средневековья на первый план выступают идеологические ценности. Бог основа всего. Мир строится от него к людям. Это дает толчок к развитию обратной перспективы, когда предметы увеличиваются по мере удаления.
Слайд 16Главенство духа над плотью диктует написание бесплотных фигур. Идеологией объясняется направленность
персонажей на зрителя.
Слайд 17Эпоха Возрождения (XIV – XVI вв.), пришедшая на смену Средневековью, сыграла
огромное значение в развитии культуры европейских стран. Интерес к личности человека и его деятельности привел к возрождению античности. Человек становится венцом творенья. Он прекрасен духовно и физически. Поэтому искусство обращает особое внимание на человека, осваивая сферу эмоций, движения и пространства, в котором он живет. Огромный и прекрасный мир приобретает глубину.
Слайд 18Поэтому именно в эпоху Возрождения окончательно формируется понятие линейной перспективы. Существует
мнение, что создателем прямой линейной перспективы, когда точка схода находится в картинной плоскости, был итальянский архитектор Филиппо Брунелески. Перспектива эпохи Возрождения умозрительна. Но она позволяет реалистично изображать конкретный эпизод окружающего мира.
Слайд 19Значительный вклад в изучение перспективы внесли такие выдающиеся художники, как Леонардо
да Винчи и Альбрехт Дюрер.
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта
Леонардо да Винчи.
Автопортрет
Слайд 20Альбрехт Дюрер. Меланхолия
Альбрехт Дюрер. Автопортрет
Слайд 21В последующие столетия перспектива из области науки о зрении переместилась в
область геометрии и развивалась в дальнейшем не художниками, а математиками и архитекторами.