Презентация, доклад Исследование представлений о картине (образе) мира у детей Дунаева Е.Н. Артек

Содержание

А каковы представления о картине мира у детей? Процесс становления детских представлений об окружающем мире давно интересовал ученых-психологов. Еще в 20-е годы XX века П.П. Блонский посвятил этому специальное исследование. Специфику восприятия детьми окружающего мира, а

Слайд 1Исследование представлений о картине (образе) мира у школьников в рамках занятий

студии «Фитодизайн. Сухцветы» ЦДО и ДТ ФГБОУ «МДЦ «Артек»


Огромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Каждый человек должен пытаться познать этот мир и осознать свое место в нем. Чтобы познать мир, мы из частных знаний о явлениях и закономерностях природы пытаемся создать общее - научную картину мира.

Картину мира можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы - от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности.


Каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира.

Исследование представлений о картине (образе) мира у школьников в рамках занятий студии «Фитодизайн. Сухцветы» ЦДО и ДТ

Слайд 2А каковы представления о картине мира у детей?
Процесс становления детских

представлений об окружающем мире давно интересовал ученых-психологов.
Еще в 20-е годы XX века
П.П. Блонский посвятил этому специальное исследование.

Специфику восприятия детьми окружающего мира, а затем его понимания анализировали такие выдающиеся психологи
как Дж.Брунер, Ж.Пиаже, Б.Инельдер, а в отечественной науке - Н.А.Менчинская, И.М.Соловьев, Е.В.Субботский.




А каковы представления о картине мира у детей? Процесс становления детских представлений об окружающем мире давно интересовал

Слайд 3 Представления об окружающем мире ложатся в основу миропонимания и мировоззрения.

Представления об окружающем мире ложатся в основу миропонимания и мировоззрения.

Слайд 4Детская картина мира
Детская картина мира - совокупность знаний, представлений, смыслов,

реализуемых в образно-визуальных моделях, образующих собой систему графических и смысловых значений
(В.В. Абраменкова)


Представления о картине мира – это одна из важных психологических характеристик, отражающих психическое развитие ребенка.

Детская картина мира Детская картина мира - совокупность знаний, представлений, смыслов, реализуемых в образно-визуальных моделях, образующих собой

Слайд 5Гипотезы и теории картины мира
Актуальность проблемы. В настоящее время психологи

недостаточно имеют сведений об индивидуально-типических особенностях представлений о картине мира (образе мира) у младших школьников и подростков. Полноценные представления об окружающем мире чрезвычайно важны для успешной социализации. Их можно отнести к числу ключевых компетенций ребенка.

Объект исследования: представления о картине (образе) мира у младших школьников и подростков, отдыхающих в ФГБОУ «МДЦ «Артек».
Предмет исследования: особенности представлений об окружающем мире у младших школьников и подростков, занимающихся на занятиях студии «Фитодизайн. Сухоцветы» ЦДО и ДТ ФГБОУ «МДЦ «Артек».

Основная цель исследования: выявить и описать особенности представлений о картине мира у детей младшего и подросткового возраста.

Гипотезы и теории картины мира 	Актуальность проблемы. В настоящее время психологи недостаточно имеют сведений об индивидуально-типических особенностях

Слайд 6ГИПОТЕЗА: свои представления о картине мира дети младшего школьного и подросткового

возраста изображают различно.


УЧАСТНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
60 детей - артековцев – обучающихся, приехавших на отдых в МДЦ «Артек». Они были объединены в две группы по 30 человек:
первая группа – это кружковцы младшего возраста (9 – 10 лет),
вторая группа – это подростки (14 – 15 лет).
В каждой группе по 15 мальчиков и 15 девочек.


ГИПОТЕЗА: свои представления о картине мира дети младшего школьного и подросткового возраста изображают различно. 	УЧАСТНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ: 60

Слайд 7Задачи исследования
1. Провести теоретический анализ проблемы представлений о картине (образе)

мира.
2. Осуществить диагностику особенностей представлений у младших школьников и подростков при их нормальном интеллектуальном развитии.
3. Разработать рекомендации для улучшения представлений об окружающем мире у младших школьников и подростков.

Методы:
- теоретические методы (теоретический анализ предмета и проблемы исследования,
теоретическое обобщение результатов исследования);
эмпирические методы (наблюдение, эвристическая беседа, констатирующий
эксперимент, рисуночный тест Тарасова С. В. «Образ мира», метод математической
обработки полученных результатов).

Задачи исследования  1. Провести теоретический анализ проблемы представлений о картине (образе) мира. 2. Осуществить диагностику особенностей

Слайд 8Организация и база исследования
Период проведения исследования:
июнь – сентябрь 2018 г.

на базе ЦДО и ДТ ФГБОУ «МДЦ «Артек».
Обследовались дети 4 и 8 классов (из разных регионов Российской Федерации).
На I - этапе изучалась философская и психологическая литература.
На II - этапе было обследовано 60 детей с нормальным интеллектуальным развитием.
Получены результаты рисуночного теста Тарасова С.В.
«Образ мира»;
проведен качественный и количественный анализ рисунков, продуктов творческой деятельности детей.
Организация и база исследования Период проведения исследования:июнь – сентябрь 2018 г. на базе ЦДО и ДТ ФГБОУ

Слайд 9С 60-х годов XX века в отечественной психологии развивается концепция Картины

мира, предложенная выдающимся отечественным психологом
Алексеем Николаевичем Леонтьевым:
это отражение мира в сознании человека, непосредственно включенное в его взаимодействие с ним. Образ мира складывается у субъекта в результате его взаимодействия с миром объектным, выступает как интегратор следов взаимодействия человека с объективной реальностью.

Каждый человек, в том числе и ребенок, обладает целостным представлением о мире.
Основу построения картины (образа) мира составляет не только восприятие окружающей действительности, осмысление связей и отношений между ее объектами и явлениями, но и те знания о мире, которые транслируются ребенку и усваиваются им.

С 60-х годов XX века в отечественной психологии развивается концепция Картины мира, предложенная выдающимся отечественным психологом Алексеем

Слайд 10Многообразие образов мира
Согласно А. Аксеновой
картина мира у ребёнка –

субъекториентированная и мироориентированная, где основное значение приобретают субъективные личностные смыслы, выражающиеся в различных символах в графических моделях

М. Г. Ковтунович полагал, что любая картина мира, которых у человека может быть несколько - это, прежде всего, «знаниевая» система.

А.А.Бодалев утверждал, что на специфику картины мира влияет взросление ребенка, его социально-психологическое окружение, а также характеристики окружающей среды и образ жизни.

Многообразие образов мира 	Согласно А. Аксеновой картина мира у ребёнка – субъекториентированная и мироориентированная, где основное значение

Слайд 11 В научной школе швейцарского психолога Жана Пиаже считали, что картина

мира возникает для ребенка на стадии сенсомоторного интеллекта, когда он начинает разграничивать объект и действие с ним.

Познание мира происходит в действии. На этой стадии происходит первичное накопление представлений.

На дооперациональной стадии дети, начиная объяснять окружающий мир, обнаруживают специфические особенности представлений.
Это обозначается как когнитивные искажения.

Они связаны с тем, что внешний мир действует не непосредственно, а опосредуется через внутреннюю позицию ребенка, т.е. специфику его восприятия и мышления.

В научной школе швейцарского психолога Жана Пиаже считали, что картина мира возникает для ребенка на стадии

Слайд 12Период подростничества

Период подростничества не зря называют вторым рождением ребенка.
Если

что-то в детстве было упущено, то сейчас самое подходящее время, чтобы оптимально организовать свою жизнь, узнать себя и обрести свои ценности, изменить свои представления о картине мира, поставить цели и зародить мечту.

Нужно постоянно и терпеливо учить ребенка анализировать конкретные ситуации, принимать решения, совершать выборы.

Подростку необходимо испробовать и разные среды общения, посещая интересующие его внешкольные занятия, учебные курсы, спортивные секции и соревнования, студии, кружки и т. д.

Период подростничества Период подростничества не зря называют вторым рождением ребенка. Если что-то в детстве было упущено, то

Слайд 13В исследованиях Л. И. Божович, Л.С. Выготского, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна,

Г.А. Цукерман установлено, что в младшем школьном возрасте интенсивно формируются интеллектуальные, нравственные и социальные качества в процессе постижения окружающего мира: природы, человеческих отношений, деятельности людей.

Психолого-педагогическими особенностями младшего школьника в освоении окружающего мира являются эмоциональность, любознательность, развития мышления и познавательного интереса.

Младшие школьники

Младший школьник чрезвычайно сензитивен к искусству, природе, отношению взрослых, что является своеобразной детской одаренностью (Н. С. Лейтес)

В исследованиях Л. И. Божович, Л.С. Выготского, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Г.А. Цукерман установлено, что в младшем

Слайд 14Описание исследования
«Ребёнок должен чувствовать себя в гармонии и единении с

окружающим миром»
(Б. Т. Лихачёв)
В международном детском центре «Артек» в течение десятилетий созданы условия для гармонизация детской картины мира.



Экскурсии и участие в занятиях студии «Фитодизайн. Сухоцветы» в центре дополнительного образования и детского творчества способствуют более глубокому и тонкому пониманию детьми уникальности природы парков МДЦ «Артек», растительного мира Крыма, формированию образной картины мира, бережному отношению к её неповторимой красоте и разнообразию. На втором занятии студии детям предлагалось простым карандашом в течение 5 минут нарисовать на листе А-4 своё представление о картине (образе) мира.

Описание исследования «Ребёнок должен чувствовать себя в гармонии и единении с окружающим миром» (Б. Т. Лихачёв) В

Слайд 15В психологическом исследовании представлений о картине мира,
с помощью проективной рисуночной

методики Тарасова С. В. «Картина мира», принимали участие 60 детей, младшего и подросткового возраста, отдыхающие в МДЦ «Артек» и занимающиеся на занятиях студии «Фитодизайн. Сухоцветы» с июня по сентябрь 2018 года.

Методика С.В.Тарасова
позволяет выделить
5 основных видов картины мира человека:
планетарная картина мира (космические звезды и др.);

2) пейзажная картина мира;

3) непосредственное окружение (дома, люди, машины);

4) опосредованная (метафорическая) картина мира (символы, знаки, аббревиатуры, сказочные герои и др.);

5) план, схема (как правило, представлены улицы и дома, изображенные с верху, могут изображаться люди, животные, деревья, небольших размеров).

В психологическом исследовании представлений о картине мира, с помощью проективной рисуночной методики Тарасова С. В. «Картина мира»,

Слайд 16 Проективная методика Тарасова С.В. "Образ мира"
Основной шаг проведения нашего исследования

связан с рассмотрением такого способа организации картины мира ребенка, как рисунок.
Испытуемые легко понимали инструкцию, с интересом включались в деятельность, работали самостоятельно, не прекращали выполнения задания до его завершения.

Проективная методика Тарасова С.В.

Слайд 17ВЫВОДЫ
Особенность этой методики состоит в том, что ребенок представляет пространство листа

бумаги, как пространство Мира, который должен быть определенным образом организован для того, чтобы туда можно было поселить персонажей или предметы окружающего мира.
ВЫВОДЫ	Особенность этой методики состоит в том, что ребенок представляет пространство листа бумаги, как пространство Мира, который должен

Слайд 18 Фризовая композиция рисунка
Для ребенка важно, чтобы была реализована в каком-либо

виде идея почвы под ногами, опоры, на которой все держится, и идея неба, верха, находящегося как крыша надо всем.
А между небом и землёй чаще всего размещаются ребенком персонажи или пейзажи.
Такая композиция называется ленточной или фризовой.
Для нас важно, что фризовая композиция является первой попыткой ребенка построить систему пространственных координат, которая организует картину мира, создаваемого им на листе бумаги.
В этом мире главным структурообразующим принципом является вертикаль - разделение листа на верхнюю часть, середину и низ.
Это древнейший в истории человечества принцип символической организации пространства.
Фризовая композиция рисунка	Для ребенка важно, чтобы была реализована в каком-либо виде идея почвы под ногами, опоры,

Слайд 19ВЫВОДЫ: в результате проведенного исследования как и предполагалось, у ребят младшего

школьного возраста и подростков картины мира кардинально отличаются.
В рисунках подростков есть место целым космическим галактикам.
Один объединяющий момент рисунков младших школьников – акцент на радостное восприятие окружающей природы, изобилие цветов, деревьев, солнечных лучей.
Каждый рисунок уникален.
ВЫВОДЫ: в результате проведенного исследования как и предполагалось, у ребят младшего школьного возраста и подростков картины мира

Слайд 20 Каждый человек может познавать лишь

некоторую часть объективного мира действительности, включающую часть окружающей природы и «близких Других», которую мы будем называть объективной жизненной ситуацией. Ее отображение в сознании человека в соответствии с его индивидуальными особенностями восприятия и мышления будем называть индивидуальной картиной мира, которая принадлежит сознанию субъекта, является основой его мировоззрения и важнейшей психологической предпосылкой деятельности (С.Л. Рубинштейн).

ПРИЛОЖЕНИЕ1
Результаты исследования представлений о картине мира у школьников младшего и подросткового возраста

Каждый человек может познавать лишь некоторую часть объективного мира действительности, включающую

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть