Слайд 1ТОГБОУ «Горельская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Педагогический
проект
«Гражданином быть обязан!»
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара - туман,
Песок - из мельчайших песчинок
Россия - из россиян.(В. Крючков)
Учитель истории и обществознания:
Светлана Станиславна Саяпина
Слайд 2 Актуальность
В Законе РФ «Об
образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», ФГОС подчеркнута значимость и актуальность патриотического воспитания, определены место и роль воспитания патриотизма у российских граждан. Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Дети с ОВЗ плохо ориентированы во многих вопросах, имеют скудный жизненный опыт, особо нуждаются в помощи и защите.
Слайд 3 Проблема проекта
Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе. Общая идейная направленность в воспитании обучающихся остается такой же как и для массовой школы. Однако особенности развития ребенка с ОВЗ не могут не учитываться при решении школой воспитательных задач. Уровень решения воспитательных задач будет иным, более элементарным. Обратившись к историческим примерам, можно воспитать необходимые качества в учениках для дальнейшей социальной адаптации.
Слайд 4 Гипотеза проекта
У детей с ОВЗ возможно формирование гражданско-патриотического воспитания, если совместная деятельность будет носить целенаправленный и педагогически управляемый характер, внеклассные формы работы будут обеспечены педагогической технологией, основаны на принципах личностно-ориентированного подхода, в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников, их зоной ближайшего развития, учетом нарушений в развитии.
Слайд 5 Новизна проекта
Проект «Гражданином быть обязан» позволил преодолеть замкнутость интернатной среды от окружающего мира; объединить работу учителя, психолога, логопеда, воспитателя, медработника, социального педагога. Новизна исследования в том, что выявлены особенности гражданско-патриотического воспитания подростков в условиях коррекционной школы VIII вида. В ходе реализации проекта формируется умения и отношения, которые и будут являться оценкой готовности их к социально-трудовой адаптации.
Слайд 6 Цель проекта:
разработать и реализовать проект гражданско-патриотического
воспитания подростков в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида. Определить наиболее эффективные педагогические условия воспитания детей с ОВЗ как патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Слайд 7 Задачи проекта:
Охарактеризовать теоретический
подход к проблеме гражданско-патриотического воспитания подростков в коррекционной школе VIII вида.
Выявить психолого-педагогические особенности подростков в специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Выявить особенности системы гражданско-патриотического воспитания подростков специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Выявить результативность проектной деятельности в рамках гражданско-патриотического воспитания в условиях
школы-интерната VIII вида.
исследования
Методы исследования подбирались в соответствии с целью, задачами и гипотезой проекта. Применялись как теоретические методы (анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования), так и эмпирические методы (изучение психолого-педагогической и медицинской документации на детей, изучение опыта педагогов по формированию гражданско-правового, патриотического воспитания в различных видах деятельности, наблюдение за детьми, контроль проводимого исследования, оценка результатов).
Организация исследования
I (09-12.2011г.) изучение и анализ материалов по проблеме исследования. Некоторые аспекты содержания и организации гражданско-патриотического воспитания детей с нарушениями развития отражены в исследованиях Л.С. Выготского, А.С. Белкина, Г.М. Дульнева, Т.И. Пороцкой и других.
II (01.2012г.–02.2013г.) проведение и анализ результатов эксперимента, выявление уровня воспитанности, создание практической модели педагогической технологии, проверка эффективности.
III (03-05.2013г.) анализ эффективности экспериментальной работы, количественный и качественный анализ результатов исследования, выводы.
Методическое оснащение
проекта
1. Рабочая программа по курсу «История и культура Тамбовского края» для 10 классов школы VIII вида.
2. Гражданско-правовая подпрограмма воспитательной работы в школе-интернате.
3. Рабочая программа кружка «Колесо истории» для 6 -8 классов школы VIII вида.
Слайд 11
Участники проекта
Соц.
педагог
Воспитатель
Логопед
Учитель
Психолог
Педагог-
организатор
Мед.
работник
Слайд 12
Механизм реализации проекта
Формирование
гражданско-правового, патриотического
воспитания
Учет особенностей
личности каждого воспитанника
Учебно-урочная
деятельность
Внеурочная и внеклассная
деятельность
Дополнительное
образование
Слайд 13
Ожидаемые результаты
В процессе реализации направления по гражданско-правовому
воспитанию обучающихся к моменту окончания школы должны быть:
-заложена основа для формирования системы гражданско-патриотического воспитания;
-способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, поселения, района, Родины;
-чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
-повыситься мотивация к изучению ряда предметов (история, чтение);
-установление партнерских отношений с общественными организациями.
Слайд 15Основной этап
Открытый урок в 7 классе
Слайд 16Внеурочная и внеклассная деятельность
Правовая викторина
Слайд 17Внеурочная и внеклассная деятельность
Стенгазета.
Предметная неделя.
Слайд 18Дополнительное образование
Экскурсии по городу
Конкурс рисунков членов кружка «Колесо истории»
Слайд 19Конкурс рисунков к 20-летию Конституции РФ
Экскурсия в краеведческий музей
Слайд 20
Динамика развития
У детей произошли заметные изменения: улучшились коммуникативные
навыки, снизилась агрессия, стали доброжелательней, в положительную сторону меняется уровень межличностных отношений, посещают библиотеку, занимаются в спортивных секциях, кружках, принимают активное участие в художественной самодеятельности, соблюдают санитарно-гигиенические правила.
Дети уважают свою малую Родину, знают и соблюдают школьные правила, осознают ответственность за свои поступки, знают свои права и обязанности, готовятся к выполнению своего гражданского долга, умеют работать и действовать самостоятельно и в коллективе, знают и соблюдают правила поведения в общественных местах, умеют оказывать и принимать помощь, формируется национальное самосознание, учатся преодолевать барьер в общении, владеют нормами этикета в ситуациях учебного и бытового общения.
Слайд 21
Уровень тревожности, воспитанности и образовательные показатели
Слайд 22
Анализ достигнутых результатов
Эффективность собственной деятельности считаю достаточной. Работа,
направленная на формирование гражданско-правового, патриотического воспитания осуществлялась в правильном направлении, так как имеет положительные результаты.
Педагогический проект «Гражданином быть обязан!» не требует больших материальных затрат. Для реализации проекта имеются предметные кабинеты, компьютерный класс с выходом в интернет, библиотека, спортивный зал и площадка, телевизоры, DVD-приставки, аппаратура для проведения праздников, видеокамера и цифровой аппарат. Всегда есть возможность организовать пешеходную, выездную экскурсию. Школа-интернат связана и открыта для сотрудничества со многими общественными и государственными учреждениями.
Слайд 23Выводы
Результатом реализации педагогического проекта считаю динамику
продвижения обучающихся:
- соответствующий возрасту уровень сформированности социальных компетенций адаптации в обществе;
- повышение интереса к истории Отечества;
- повышение эффективности патриотической работы;
- формирование гражданской грамотности у обучающихся;
- внедрение новых форм и методов работы по данному направлению;
- повышение чувства гордости у подрастающего поколения за свою малую Родину.
Слайд 25Используемые ресурсы
1. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе
– интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005.
2. Л.И. Акатов. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы:Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 368 с.
3. А.Р. Маллер. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей.М: АРКТИ, 2006 .72с : ил. (Коррекционная педагогика) .
4. Стеблева Е.А. (ред.) Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. - М.: Полиграф-сервис, 1998.
5. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе интернате, детском доме. Москва, АРКТИ 2006г.
6. Шипицина Л.М. (ред.) Человек и общество: Программы по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта. Вып. 2. - СПб.: Образование, 1996.
7. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. Ф-тов пед. ин-тов под ред. В.В.Воронковой
8. http://fictionbook.ru; http://festival.1september.ru; http://pedsovet.org