Слайд 1Иоганн Фридрих Гербарт
4 мая 1776 – Одденбург
18 августа 1841 – Геттинген
Немецкий философ,
психолог,
педагог.
один из основателей научной педагогики
Слайд 2Школа / традиция:
немецкая классическая философия
Направление:
философия, психология,
педагогика
Значительные идеи:
воспитывающее обучение,
теория авторитарного воспитания
Оказавшие влияние:
Кант, Парменид
Слайд 3Родился в Ольденбурге. Образование: сначала в латинской классической школе, а затем в Йенском университете.
С 1802 года работал в Гёттингенском и Кёнигсбергском
университетах в
должности профессора.
Развернул широкую педагогическую
деятельность:
Читал лекции по психологии и педагогике,
Руководил семинарией для подготовки учителей.
Слайд 4Психологические идеи.
Основоположник эмпирической психологии в Германии.
Сторонник ассоциативной психологии, ее предмет:
факты и явления
сознания.
Для превращения Психологии в науку – необходимо применение математики, для объяснения статики и динамики представлений, которые по Гербарту являются элементами сознания.
Слайд 5 По Гербарту, ТРИ ОБЛАСТИ СОЗНАНИЯ:
ясность сознания
область сознания
область бессознательного
Между ними нежесткие границы – пороги.
Термин «вытеснение» ,примененный Гербартом для обозначения перехода представления в область бессознательного, широко использовался в психоанализе.
Слайд 6
Гербарт выделил условия перехода представлений
из бессознательного в сознание:
Сила самого
представления и количество связей данного представления с прошлым опытом (процесс «поддержки» представления со стороны прошлого опыта Гербарт называл апперцепцией.)
Слайд 7Педагогика – наука об искусстве воспитания,
Которая укрепляет и отстаивает
существующий строй.
Цель воспитания – формирование добродетельного человека, который умеет приспосабливаться к существующим отношениям и уважает установленный правопорядок. Она достигается развитием многосторонности интересов и созданием нравственного характера, которым руководит
5 нравственных идей:
внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости.
Слайд 8Задачи нравственного воспитания:
Удерживать воспитанника
Определять воспитанника
Устанавливать четкие правила поведения
Не давать основания для
того, чтобы воспитанник усомнился в истине
Волновать душу ребенка волнением и порицанием
Отсутствует трудовое воспитание – воспитать мыслителя, а не деятеля.
Слайд 9Ввел в педагогику понятие
«воспитывающее обучение».
Оно не должно отделять сообщение знаний от пробуждения умственной самодеятельности обучающегося.
Душевная жизнь, как единое целое.
Метод обучения должен основываться на психологических началах, так как развитие личности совершается изнутри.
Именно в этом направлении все его дидактические поиски.
Слайд 10Идеи в области обучения.
Задачи обучения:
Развитие у детей многостороннего интереса, с которым
связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения.
Высоко ценил изучение литературы, истории, древних языков, математики.
Слайд 11
Задачи управления детьми:
Дисциплинирование детей,
Упорядочение их поступков и желаний,
Подавление дикой резвости
ребенка.
Типы школ:
Элементарная, городская, гимназия.
Основа обучения – интерес. Виды интересов:
эмпирический, умозрительный, эстетический, социальный, религиозный.
Слайд 12
Методы управления детьми:
Основные - угроза, надзор, приказание, запреты,
наказания, телесные наказания.
Вспомогательные – авторитет, любовь.
Виды обучения:
Описательное – выявить опыт ребенка и дополнить его.
Аналитическое – исправить и усовершенствовать мысли ученика.
Синтетическое – построение стройной системы мысли.
Слайд 13
Ступени обучения:
1. Ясность — углубление в состоянии покоя. У ученика мобилизовано
внимание. Происходит введение нового материала;
2. Ассоциация — углубление в состояние движения. Дети ожидают. Происходит установление связи между старым и новым;
3. Система — поиск выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Дети ищут — обобщают, делают выводы, определяют;
4. Метод — осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Дети применяют знания и умения.
Гербарт отмечал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Искусство воспитания приобретается в повседневной педагогической деятельности.
Слайд 14
Гербарт явился основоположником формальной эстетики.
Прекрасное, по И.
Ф. Гербарту, заключается в формальных взаимоотношениях симметрии, пропорций, ритма, гармонии, которые и являются источником эстетического удовольствия.
Эстетические идеи И. Ф. Гербарта были развиты
Э. Гансликом, А. Риглем, Г. Т. Фехнером.
Слайд 15 Труды:
Общая педагогика, выведенная из целей воспитания (1806)
Психология как наука,
вновь обоснованная на опыте, метафизике и математике (1824)
Письма о приложении психологии к педагогике (1831)
Учебник психологии (1816)
Очерк лекций по педагогике (1835) Сочинения в русском переводе
Психология. СПб., 1875.
Избранные педагогические сочинения. Т.1. М., 1940
Слайд 16Конец. Спасибо за внимание.
Работу выполнили: