Слайд 1ЛЕТОПИСЬ ШКОЛЫ
С 1930 года на побережье Гыданской губы началось благоустройство посёлка
на Черном мысу. Для перевозки грузов имелось несколько лошадей. Построили небольшой поселок, 6-7 зданий, школу, медпункт. После зимы, в первый же учебный год занятия были прерваны. Бревенчатые постройки сильно пострадали от шторма, поэтому селение перенесли на другое место.
Первым и последним учителем этой школы был Рубцов А. Ф. Около Черного мыса ненцы не хотели обживаться. Для новой школы было выбрано новое место – устье реки Гыда.
В документах ОКРОНО имеется схема «Рост школ по Ямало-Ненецкому округу», в которой значится начальная школа в Гыдоямо открыта в 1933 году.
В Государственном Архиве Ямало-Ненецкого автономного округа сохранилась отчетность за 1933 год. «Всего учащихся было в Гыде и в школе на Черном мысу 40 человек». Своего помещения у школы тогда еще не было.
Слайд 2Это было… 1934г
В самой отдаленной школе Севера работали замечательные, мужественные люди.
Они не боялись трудностей. В стране идет ликвидация неграмотности.
С 1934 по 1939 год заведующей Гыдоямской школой- интернатом работает Кинзерская В.И. Сколько сил и энергии отдала эта женщина, чтобы неграмотные ненцы приводили своих детей в школу! Добивалась, чтобы они получили хотя бы начальное образование.
В отчете ОКРОНО за 1935 г. приводятся сведения о состоянии школ округа. На 01 июля 1935 г. упоминается школа – интернат в Гыдоямо .«Всего 2 класса. Учащихся 16 человек: из них- 12 русских, 4 ненца».
В 1935 г. строится здание для 4-х комплектной школы.
Слайд 3
Шёл 1936 год. Существование посёлка и школы, началось после прибытия парохода
«Анастас Микоян», который привез 4 домика и 4 лошади. Школу перенесли в помещение культбазы, т.к. переправить «старое здание» с Чёрного мыса не удалось. Дом был неприспособленным, тесным для учебных занятий. Посещать школу получили возможность не более 60 человек, которые жили поблизости.
Леонид Филимонович Киселев возглавил школу-интернат на далеком Гыданском полуострове.
Сохранился акт обследования Гыданской начальной школы – интерната от 18.12.1939 года. В акте отмечалось, что школа помещается в здание рыбоучастка. До 1 октября здание было занято под общежитие для рабочих, что уроки ведутся в две смены, а дети спят по 2-3 человека. Постоянно ведется работа с родителями, для чего было осуществлено 7 выездов в тундру для вербовки учащихся в школу. После проведения массовой работы в тундре, некоторые родители сами привозили детей в школу.
Это был… 1939г
Слайд 4Ненэй’ луца’
В акте записано и то, что заведующий школой Киселев Л.Ф.
и учитель Рубцов А.Ф. в ущерб учебно-воспитательной работе занимались, хозяйственными делами: сами пилили и кололи дрова, топили печи, закупали продукты.
Плохо обстояло дело с питанием, кухня была мала, не было кладовой, посуды не хватало. Также скачки в расходах на питание объясняются тем, что продукты покупались по разным ценам. Наибольший расход в декабре, вызван желанием заведующего школой Киселева Л.Ф. получше накормить детей, чтобы они с каникул все приехали на занятия.
Это был первый акт обследования одной из далеких школ бескрайнего Севера.
Низкий поклон памяти Киселева Л.Ф. (позднее погибшего на фронте) и учителя Рубцова А.Ф., первых учителей в далекой Гыде. Они были настоящими учителями, из тех первых русских, которых помнят старики и до сих пор называют их ненэй’ луца’ – настоящие русские.
1939г – 1945г
В 1939 году привезли материал для строительства новой школы. По проекту это здание должно было вмещать 50 учащихся, здесь же должен был быть и новый интернат.
Новая школа была построена в 1940 году. Количество учащихся в последний предвоенный год составляло уже 90 человек.
В военные годы заведующей школой была Арова Надежда Васильевна. Трудно пришлось гыданским школьникам в годы Великой Отечественной войны (1941- 1945). В школе остро не хватало бумаги, письменных принадлежностей, постельного белья и кроватей, мебели. Одевались в то, что им давали родители, занимались при керосиновых лампах. Школа испытывала недостаток в угле и дровах. Из-за мин, которые плавали в Обской губе, в посёлок почти не заходили суда с товарами, продуктами, топливом.
Слайд 6«Все для фронта, все для победы!»
- главный девиз
тех, кто нес на плечах тяжесть тыла.
Учительство земли Ямальской горячо верило, что «враг будет разбит, победа будет за нами! Наша школа с начала войны была семилетней. В ней было несколько учебно-строевых отделений, которые изучали военно-санитарное дело. Учителя проводили политинформации, на утренних зарядках сообщали сводки информбюро, доклады и лекции о Красной Армии.
Они воспитывали чувство патриотизма на всех уроках. Так учительница начальных классов Вокуева Антонина Анисимовна, рассказала о войне 1812 года, связала ее с Отечественной войной 1941 года; показывала всенародный характер обеих войн, широкий размах патриотического движения.
Учащиеся нашей школы весенние и летние месяцы занимались рыбодобычей, вили веревки, собирали металлолом. Три школьные команды занимались сбором грибов, ягод, для колхоза заготавливали сено. Учителя и жители поселка развернули компанию по сбору денежных средств и облигаций в Фонд Обороны и Красной Армии. Только в Тазовском районе было собрано 144000 рублей наличных денег и сдано 150 облигаций.
Было принято активное участие в сборе денежных средств и облигаций в фонд строительства авиаэскадрильи «Омский комсомолец», боевого самолета «Ямальский комсомолец». В этом и есть частица труда, теплоты, заботы и участия учителей и учащихся гыдоямской школы.
Труд учителей и учащихся нашей и других школ получил высокую оценку. На окружную Доску Почета занесены имена директоров и учителей. Среди них есть и Арова Надежда Васильевна, директор Гыдоямской школы.
Особой наградой – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» – отмечена Вокуева Антонина Анисимовна, учительница начальных классов Гыдоямской школы
Слайд 7
… Основную работу по организации помощи фронту проводила культбаза. По тундре
кочевал Красный чум. Заведующим его был Харючи Николай Максимович. Три года он кочевал с Красным чумом по бескрайним просторам тундры. Рассказывал о событиях на фронте, помогал добывать рыбу, пушнину. Когда он тяжело заболел, вместо нее отправили русскую девушку Гурьянову Наталью Ивановну.
В 1944 г. заведующей Гыданским Красным чумом в отдаленном участке Тазовского района для проведения агитационно-массовой работы была направлена Наталья Ивановна. Она всю свою жизнь связала с этим народом. Вышла замуж за тундровика Яптунай Алексея, родила шестерых детей. Её усилиями образовательное учреждение становится одним из лучших в Советском Союзе.
Уже в первые послевоенные годы было сделано все возможное для того, чтобы дети школьного возраста учились. Школа была переполнена, но энтузиазм учителей и большое желание учащихся получить образование помогали преодолеть трудности.
В 80-х годах Наталья Ивановна напишет: «Уехать из этого отдаленного края, где сплошная неграмотность, незнание русского языка, культурная отсталость, где ещё мешали колхозному строительству шаманы, я не могла…». В этих словах ключ к пониманию смысла всей её жизни - готовность самопожертвованию ради людей.
Это был… 1945г
Слайд 8Мать тундры
На 1947 -1948 учебный год собраны были все дети тундры.
Всего прибыло 162 учащихся. В помещении школы-интерната было тесно, негде стало размещаться. Спать ложились по 3-4 человека на одну кровать. Переполнены были и классы, но учеба продолжалась.
С 1948 года Наталья Ивановна работает учителем начальных классов, заведующей Гыданским интернатом и почти 33 года была заместителем председателя Гыдоямского сельского Совета. Смысл всей ее жизни — просветить, поднять тундру, открыть детям путь к знаниям. Она несла людям добро, помогала каждому, не отказывая ни в чем, за это ее называли «Матерью тундры».
За безупречный труд в просвещении и заслуги в области народного образования Наталии Ивановне присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР» и вручен орден «Трудового Красного Знамени».
29 декабря 2000 года Гыданской школе - интернату было присвоено имя Наталии Ивановны Яптунай.
Слайд 9Это было… 1960г
В 1960 году в школу прибыло 190 учащихся.
Приходилось выискивать новые возможности для их размещения. Гыданский колхоз «Заря» выделил несколько жилых домиков под школу. Затем было отпущено 700 тысяч рублей для строительства двух зданий под интернат. Учитывая , острую необходимость в быстрейшем окончании строительства, было принято решение, чтобы каждый житель отработал на стройке по 30 рабочих часов. Работали и дети: выносили мусор, расчищали сугробы снега, выполняли другие работы.
В 1961 году сдано в эксплуатацию здание интерната № 1. Школа, по-прежнему, испытывала трудности с размещением детей, т.к. с каждым годом их прибывало все больше и больше.
Слайд 10Это было… 1962 - 1963г
А в 1962 году было пущено
в эксплуатацию здание интерната №2. Во всех зданиях было печное отопление. Интернаты работали на самообслуживании. Директор школы: Бровко В.И.
Важным в истории школы был 1963 год, когда школу реорганизовали в десятилетку.
Гыданские школьные работники делят исторический период школы на два этапа: до постройки котельной и после. Раньше школа и здание интерната были на печном отоплении. В не отапливаемом доме жить невозможно, тем более учиться. Печей было много, а значит, нужно было много дров. В безлесной Гыде дрова привозные. Привезти бревна во время короткой навигации – тоже еще не решение проблемы. Их потом нужно пилить и колоть.
Слайд 11
Работники школы не могли одни справиться с хозяйственными делами. Школьники были
разбиты на бригады. Старшие могли выполнять тяжелую работу. Младшим детям поручали также ответственное дело. Все это отнимало время, но ребята были приучены к труду с самого маленького возраста.
Трудности ежегодно возникали с подвозкой воды и продуктов. Свой транспорт (две лошади ) не обеспечивали выполнения и половины всех работ, особенно в период осенних дождей. Летом на реке устанавливали насос и проводили временный водопровод во все помещения, но он действовал только до морозов. Кульбаза подарила школе жеребенка. Таким образом, «живой транспорт» увеличился. Особенно трудно было обращаться с углем, который стали завозить в качестве топлива. Приходилось все помещения школы мыть вдвое чаще: дети всюду разносили уголь на ногах.
Так постепенно налаживалось хозяйство школы, которая считалась одной из лучших школ округа.
Слайд 12Это было… 1966г
Проходили годы…Выпускники школы находили свои дороги жизни, а школа
продолжала жить, улучшая свой быт. Одним таким торжественным днем, стал день, когда запустили котлы центрального отопления. Все беды и тяготы первого этапа школьной жизни стали потихоньку забываться. Была перевернута страница старой эпохи, пришел черед, более интересной и цивилизованной жизни…
К началу 1966 года, когда было сдано паровое отопление, которое делалось руками бригады ленинградских студентов политехнического института. Был сдан и третий корпус интерната. В одном крыле был оборудован спортивный зал и пионерская комната. Теперь в каждом корпусе располагалось от 100 до 120 человек. Заложено новое здание столовой, т.к. старое не справлялось с таким количеством детей.
С 1966 года пионерская дружина школы получила право носить имя Олега Кошевого. Директор школы Бровко В.И., а с ноября Дыков Виктор Фёдорович.
Слайд 14
С 1971 года школа становится средней. Дети учатся в новом здании.
Успеваемость учащихся школы повышается, работают кружки по интересам, восстанавливаются факультативы. Наиболее популярным является факультатив по математике – руководитель Елена Борисовна Шамкова. В каждом классе созданы посты взаимопомощи. Секретарь ученической комсомольской организации – Яндо Валера; председатель совета дружины - Яптунай Меда. Директор школы- Котов Александр Петрович.
В 70-е и 80-е годы в нашей школе работали талантливые педагоги: Яндо Лидия Александровна, Юрецкая Галина Васильевна, Дорохова Зинаида Ивановна, Скорилкин Владимир Кузьмич, Скорилкина Лариса Серапионовна, Секацкий Александр Павлович, Прожирова Татьяна Ивановна, Антоненко Александр Евгеньевич, Сульженко Евгения Михайловна, Моисеенко Любовь Кузьминична, Соболь Татьяна Михайловна и многие другие.
Слайд 15
Плавание «школьного корабля» не было бы удачным, если бы, не его
капитаны-директора. Первыми руководителями школы были Кинзерская В.И., Рубцов А. Ф., Киселев Леонид Филимонович, Арова Надежда Васильевна и другие.
Начиная с 1962г. их было несколько.
1962-1965- Коплан Юрий Яковлевич. В это время школе присвоен статус средней с 1963г.
1965-1967- Бровко Владимир Иванович. В период его работы в школе изменилось многое. Появилось первое паровое отопление, зарождается ученическое самоуправление.
1967-1971- Дыков Виктор Фёдорович. За время его деятельности в школе построены новые корпуса, оборудован спортивный зал, появляется первая пионерская дружина.
1972-1973- Котов Алесандр Петрович. Открывается новая школа, та которая мы сейчас работаем и учимся, а также 1971год – это год первого выпуска средней школы.
1973-1976 –снова возвращается на должность директора школы Дыков Виктор Федорович. Начиная с 1971 года школа – интернат развивается во всём: в учебном процессе, в организации внеклассной работы. Огромное количество выпускников поступают в высшие и средние специальные учебные заведения страны. Даже по радио, в газетах и журналах говорят и пишут о том, что Гыданская средняя школа-интернат - одна из лучших школ Российской Федерации.
Слайд 16
1973 год. Школа становится всё лучше и лучше. Почти все работы
делаются руками учащихся – побелка классов, ремонт мебели.
1974 год. Сдана новая столовая, а «старую» отдали под мастерскую. Впервые в школе работает танцевальный кружок – руководитель Дорохова Зинаида Яковлевна - добрая, отзывчивая женщина, за что и любили её дети.
1975-1976 год. Школа имеет уже 24 класса, в которых занимается 586 учащихся, а проживает в интернате 504 учащихся. Впервые в школе был создан стенд «Ими гордится школа».
1977 год. Директор школы – Фролова Нина Алексеевна. Открыт школьный хор учителей.
1984 год. Директор школы - Вороненко Григорий Петрович. Улучшилась материально-техническая база школы.
1989 год. Директор школы - Моисеенко Любовь Кузминична. Личностно-ориентированное обучение является важным этапом школы.
2007 год. Директор школы – Хорольский Сергей Александрович. Внедряются классы ФГОС.
С 2012 год. Директор школы – Севастеева Оксана Вячеславовна. Открыты кадетские классы.
Слайд 17
Выпускники нашей школы
успешно учатся в высших и средних учебных заведениях Санкт-Петербурга, Тюмени, Салехарда и Тобольска. Большинство из них возвращается работать в родной посёлок, не прерывая тем самым преемственности поколений.
С 1971 года более одной тысячи человек называют себя выпускниками Гыданской средней школы-интерната.
Среди них есть выпускники, которые составляют «золотой фонд» нашей школы и мы по праву можем ими гордиться.
Есть выпускники, которые закончили школу с одной «4» в аттестате: Котова Наталья Алексеевна (1973 г.), Ешков Игорь Владимирович (1985г.), Абдуллина Александра Тахировна (1990 г.), Сэротэтто Анатолий Олегович (1999г.).
Три выпускника закончили школу с «серебряными» медалями: Колеганова Оксана, Медведева Екатерина, Медведев Андрей.
Два выпускника МКОУ ГШИ имени Н.И. Яптунай получили «золотые» медали: Матвиенко Анастасия (2017 г.), Севастеева Наталья (2018 г.)
Слайд 18
С 1994 года на работу в школу начинают прибывать учителя с
«большой земли», с большим опытом работы, но самое главное сохраняется преемственность, т.к. рядом вновь с молодыми специалистами работают старейшины школы – Нечитайлова Надежда Афанасьевна, Печерина Мария Николаевна, Завьялова Евгения Михайловна.
1996 год. Ознаменовался аттестацией школы, которая прошла успешно. Но есть и проблемы. Многие учащиеся спят вторыми, а учителя и директор живут в приспособленных, под жилье помещениях.
1997 год. Произведен ремонт школы и одного спального корпуса. Завезена новая мебель, кабинеты и игровые полностью оборудованы. В каждой игровой комнате есть телевизор.
1998-1999 год. Закончен ремонт всех корпусов. Сдан новый спальный корпус. Заложены 2 дома для учителей и новая мастерская.
Слайд 19
За весь период истории школы сменилось много учителей, которые заслуживают самых
теплых слов благодарности. Многие из них добились больших успехов в области педагогики и удостоены высоких наград.
За неустанный труд и преданность своему делу награждена орденом 2 степени «За заслуги перед Отечеством» - Сэротэтто Галина Пияковна.
Звание «Отличник народного просвещения» было присвоено Моисеенко Любовь Кузьминичне, Завьяловой Евгении Михайловне, Мукминову Раилу Вакиловичу.
Соболь Татьяне Михайловне присвоено звание «Почетный работник народного образования»
На сегодня в школе из 83 педагогов имеют знаки трудового отличия: Печерина Мария Николаевна, Яр Валентина Николаевна, Ермолаева Ирина Ипатьевна, Салиндер Любовь Николаевна - «Грамота министерства образования РФ».
Кубрина Надежда Васильевна - «Почетный работник народного образования».
Слободянюк Татьяна Александровна – «Почетный работник общего образования». РФ».
Слайд 20Более 35 лет работают и продолжают работать в Гыданской школе: Печерина
Мария Николаевна, Бурика Екатерина Григорьевна, Яндо Елена Енакиевна, Лапсуй Варвара Енаковна, Яр Татьяна Павловна, Семяшкина Ульяна Егоровна, Яр Валентина Нюдиковна.
2000 год. 7 семей учителей и работников школы заселяется в новые квартиры, а школьная спортивная команда успешно выступила на школьной спартакиаде в п. Тазовский. Возрождается военно-спортивная игра «Зарница».
3 декабря 2015год. Забита первая свая под новую школу. Торжественно проходит забивка первой сваи под учебный корпус Гыданской школы –интерната на 720 мест.
Слайд 212017г
С о1 июля 2017 г. директор Гыданской школы- интернат среднего общего
образования имени Натальи Ивановны Яптунай - Слободянюк Татьяна Александровна.
В школе учатся 620 учащихся, с которыми работают 83 учителя и воспитателя.
Есть кабинет информационных технологий, имеются компьютеры, интерактивные доски, видео и цветные телевизоры. Школьная жизнь бьет ключом: работают спортивные секции, кружки. Творчески работающий коллектив воспитывает большую армию учеников. Ребята участвуют в различных школьных праздниках, проводятся вечера и викторины, готовят концерты.
Привычным делом стало для ребят участие во многих районных мероприятиях, олимпиадах, научно-практических конференциях, слетах, КВН, участвуют во всероссийских и международных конкурсах. История школы продолжается и не остановится никогда.
Новая жизнь, новые требования, новая страница…