Слайд 1Экскурсионная работа школьников как вид исследовательской деятельности в системе дополнительного образования
МБУ
ДО ДЭБЦ г.Ростова-на-Дону
Составил: педагог МБУ ДО ДЭБЦ
Акимова Е.Л.
2018 г.
Слайд 2Деятельность учащихся по созданию экскурсий представляется одним из перспективных видов исследовательской
работы в системе дополнительного образования школьников.
Целью этой работы является создание условий для освоения школьниками историко-культурного наследия своей Родины, воспитание чувства патриотизма, уважение к историческому прошлому, желание беречь и охранять культурные ценности, созданные нашими предками.
Слайд 3Задачами такой работы являются историко-культурное просвещение, эстетическое и патриотическое воспитание, экологическое
образование и даже более утилитарные, такие как сбор гербаря или составляение коллекции горных пород.
Слайд 4В качестве исследовательской работы создание экскурсии требует:
Наличие задачи, решение которой осуществляется
в результате научного поиска;
Познавательной, практической или теоретической значимости результатов такого поиска;
Самостоятельной деятельности учащихся под руководством педагога;
Использование комплекса исследовательских методов.
Слайд 5Составление экскурсии можно осуществить в 4 последовательных этапа:
Подготовка экскурсии
Составление текста экскурсии
Составление
технологической карты
Составление «портфеля экскурсовода»
Слайд 6Подготовка экскурсии.
Создание экскурсии начинается с выбора ее темы. В зависимости от
темы определяются цели и задачи экскурсии.
Слайд 7Далее следует стадия поиска, отбора и анализа материала и составления списка
литературы. Затем выбираются объекты показа, которые должны раскрывать тему экскурсии. На каждый объект следует составить карточку с полными сведениями о нем.
Собранные в процессе поиска данные служат основой для составления краткой летописи событий, о которых идет речь в экскурсии. Их необходимо расположить в хронологическом порядке. Летопись событий послужит для составления контрольного текста экскурсии.
Слайд 8Исходя из внутренней связи и последовательности событий, составляется маршрут экскурсии с
остановками перед объектами показа.
Составление текста экскурсии.
Текст экскурсии делится на контрольный и индивидуальный.
В контрольном тексте информация располагается в хронологическом порядке. В нем кратко сообщаются только основные факты по теме.
Слайд 9В индивидуальном тексте фактический материал излагается в той последовательности, в которой
осуществляется показ экскурсионных объектов.
Это готовый текст для рассказа экскурсовода, который ведется от первого лица
Слайд 10Составление технологической карты.
Технологическая карта экскурсии состоит из титульного листа, схемы маршрута
и маршрутного листа.
В титульном листе обозначается название экскурсии, ее тема, вид (пешеходная, автобусная, комбинированная), состав экскурсантов, протяженность маршрута в километрах и продолжительность экскурсии в часах.
Схема маршрута может быть составлена на карте города или плане, где отмечается начальная и конечная точки экскурсии и остановки на маршруте.
Слайд 11Маршрутный лист
Название экскурсии:
Образовательное учреждение:
Разработчик маршрута:
Экскурсовод:
Таблица
Слайд 124. «Портфель экскурсовода».
«Портфель экскурсовода» - условное название комплекта наглядных пособий, используемых
в ходе проведения экскурсии. Их назначение – максимально дополнить и восстановить недостающие звенья зрительного ряда. Например, если объекты показа дошли до нас в измененном виде или не сохранились, то фотографии, чертежи, рисунки помогут восстановить их первоначальный вид.
Слайд 13Подготовка экскурсовода
В процессе всей подготовительной деятельности по составлению экскурсии юный экскурсовод
овладевал навыками самостоятельной работы с научной литературой, учился анализировать, находить внутреннюю связь между событиями, сопоставлять факты, оформлять результаты исследований и поиска в виде описаний, таблиц, схем. Дальнейшее его обучение связано с выходом на экскурсионный маршрут, где он учится применять знания на практике, не теряться, услышав неожиданный вопрос, использовать для иллюстрации тех или иных фактов и положений объекты показа, чертежи, фотографии и схемы из «портфеля экскурсовода». Задача педагога – научить школьника не только владеть материалом, но и рассказывать эмоционально, красочно.
Доброжелательность, коммуникабельность, грамотное владение речью – основа успеха экскурсии и экскурсовода.
Слайд 14Заключение
Создание экскурсии и экскурсионная деятельность школьников позволяет им лично участвовать в
познании прошлого и настоящего родного края, в охране культурно-исторического наследия, в повышении образовательного и культурного уровня, своего и своих будущих экскурсантов; это интересный и перспективный вид исследовательской деятельности детей в области гуманитарных наук, воспитывающий чувства патриотизма и гражданственности, уважения и бережного отношения к культурным богатствам Родины.