Слайд 1МОУ Барановская средняя школа
Образовательная программа дополнительного образования детей «Культура и язык
мордовского народа»
Руководитель: Казакова Ольга Ивановна
Слайд 2Актуальность
Программа актуальна, так как реализация данного образовательного компонента предполагает расширение образовательного
кругозора обучающихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.
Практический результат обученности заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке, обеспечивающих основные познавательно-коммуникативные потребности обучающихся.
Слайд 3Цель программы
Пробудить у детей интерес и стремление к общению на эрзянском
языке.
Создавать настрой для дальнейшего его изучения.
Воспитывать детей в духе уважения к мордовскому народу, его истории и культуре.
Слайд 4Задачи программы
Научить школьников воспринимать и понимать эрзянскую речь на слух, говорить
и читать по-эрзянски в пределах доступной им тематики, предусмотренной программой.
Формировать у детей навыки коммуникативного общения с учётом программного материала.
Ознакомить обучающихся с устно-поэтическим творчеством мордовского народа, с его традициями и обычаями, культурой.
Слайд 5Формы и методы работы
Образовательная программа «Культура и язык мордовского народа» предназначена
для организации обучения детей мордвы-эрзи, не владеющих родным языком, а также детей других национальностей. Обучение предлагается вести на основе коммуникативно деятельностного подхода, при котором учитель придумывает и организует разнообразные игровые ситуации, которые приближают ребёнка к восприятию языка в повседневной жизни.
Слайд 6Программа составлена на основе:
Е.В. Вальчук. Программа по изучению эрзянского языка в
русскоязычных школах. Министерство образования Мордовии, утверждена Министерством образования Республики Мордовия. Саранск, мордовско-книжное издательство, 2014 г.
Слайд 7Срок реализации программы: 1 год
Участники программы: учащиеся 8 – 12 лет
Занятия
проводятся: 2 раза в неделю по 1 часу, 68 часов в год
Слайд 8Занятия могут проходить по следующей схеме:
организационный момент;
повторение пройденного материала;
изучение новой
темы;
индивидуальная работа;
оценка и проверка качества работы школьников.
Слайд 9Ожидаемые результаты
Усвоить словарь и весь языковой материал, предназначенный на первый год
обучения;
Правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения эрзянского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;
Понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объёме программы;
Уметь отвечать на вопросы одним словом или предложением, самому задавать вопросы. Вести небольшой диалог;
Называть своё имя и спрашивать имена других. Понимать обращённую к нему речь в рамках предусмотренного языкового материала;
Давать краткое описание предмета, явления, указывать наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер…;
Рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;
Составить небольшой рассказ из 3-5 предложений по картинке или воображаемой ситуации;
Усвоить несколько произведений из усно-поэтического творчества мордовского народа: 1-2 песенки, 1-2 считалки, 4-5 загадок, сказку и воспроизводить их наизусть.
Слайд 10Разделы программы
Моя школа
Я и моя семья
Мои друзья
Мой дом
Я и моё здоровье
Мир
вокруг меня
Наши друзья животные
Моя малая Родина
Слайд 13Диплом лауреата межрегионального конкурса творческих работ «Родной язык моей семьи» -
Казакова Анна, 5 класс 2008 год
Районный конкурс творческих работ «Родной язык – народной мудрости родник», 2 место – Костина Екатерина, 6 класс 2008 год
Фестиваль национальных культур, в номинации «Традиции моего народа» 1 место – коллектив «Баягине» 2009 год
Фестиваль мордовской культуры 3 место 2010 год
Этнографический фестиваль, 2 место в номинации «Вокальное пение». 2018 год
Слайд 14Проведение обрядовых праздников, участие в фестивалях национальных культур