Слайд 1Организация проектной деятельности педагога дополнительного образования
Подготовила: Емельянова Е.С.
Методист ГАУ ДО РБ
«РЦХТТ «Созвездие»
Слайд 2Китайская пословица
Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне - и я
запомню,
Вовлеки меня – и я запомню на всю жизнь.
Слайд 3Проект
- это самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый
результат:
- В основе ее лежит проблема.
Для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях,
Результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Это полный, завершенный цикл продуктивной деятельности, как отдельного человека (ребенка), так и группы, или организации.
Слайд 4Метод проектов
это новый подход к организации обучения, при котором познание строится
не на запоминании отобранной информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка.
Слайд 5Немного из истории
Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, впервые заговорил о «Методе
проектов»
Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965 г.),ввел и обосновал термин «проект» разработал «проектную систему обучения»
С.Т. Шацкий 1905 г. – внедрял метод проектов в образовательный процесс в России
Россия 1931 год- Постановлением ЦК ВКП(б)
метод проектов был осужден, а его использование
– запрещено.
Слайд 6«… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», А.
Эйнштейн;
«… творчество - разновидность поисковой активности», В. С. Ротенберг
«на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания», К.Н. Вентцель.
Слайд 7Метод проектов
совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную
проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов.
Слайд 8Суть метода проектов
стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой
суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний.
Слайд 9Задачи применения проектной деятельности
• умение самостоятельно конструировать свои знания;
• развитие познавательных,
творческих навыков учащихся;
• умение ориентироваться в информационном пространстве;
• развитие критического мышления.
Слайд 10В процессе работы над учебным проектом учащиеся:
учатся самостоятельно представлять имеющиеся у
них знания и умения в новой ситуации;
видеть новые проблемы в знакомой ситуации;
распознавать структуру объекта и его новые функции;
самостоятельно комбинировать известные способы деятельности в новые;
находить различные способы решения проблемы и альтернативные доказательства на основе известных способов деятельности.
Слайд 11Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании
происходит развитие творческого мышления как
обязательного условия реализации проектной деятельности;
качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку, учиться, направлять его познавательную деятельность;
вводятся элементы исследовательской деятельности;
формируются личностные качества у детей, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, развивается умение работать в коллективе, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды);
происходит включение учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).
Слайд 126 «П» проекта
проблема
проектирование (планирование)
поиск информации
продукт
презентация
портфолио
Слайд 13Проект
с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего
творческого потенциала.
Проектная деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими обучающимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
с точки зрения педагога — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
проблематизации;
целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
самоанализу и рефлексии;
представление результатов своей деятельности и хода работы;
презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования;
поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Слайд 14Виды проекта
Исследовательские
Творческие
Игровые
Информационные
Практико-ориентированные
Индивидуальные.
Слайд 15Классификация проектов
По количеству участников
По характеру контактов
По продолжительности
Индивидуальные
Групповые
Краткосрочные (до 1 недели)
Среднесрочные (1-4
недели)
Долгосрочные
(4 недели – 1 год)
Внутриклассные
Внутришкольные
Региональные
Международные
Слайд 16Этапы работы над проектом
Поисково-исследовательский (подготовительный)
Технологический (практический)
Заключительный
Слайд 17Поисково-исследовательский проект (подготовительный):
Краткая формулировка задачи. Поиск и анализ проблемы или темы
предложенного проекта (объекта проектной деятельности).
Сбор, изучение, исследование и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов, других источников, проработка оптимальной идеи.
Планирование проектной деятельности
Слайд 18Технологический проект (практический):
Составление конструкторской и технологической документации.
Выполнение запланированных занятий, упражнений и
технологических операций, необходимых для реализации проекта.
Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.
Внесение, при необходимости, изменений в конструкцию и технологию.
Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.
Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.
Слайд 19Заключительный:
- Оценка качества реализации проекта.
- Анализ результатов выполнения темы проекта (объекта
проектной деятельности), испытание его на практике, защита (презентация).
- Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках.
Слайд 20План работы педагога по подготовке проекта:
Определить цель проекта, его тип.
Наметить основные
задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.
Определить состав участников проекта. Осуществить поиск возможных партнеров (школа, библиотека, театр и др.).
Составить план-схему (с указанием сроков и результатов).
Подобрать материал и средства для реализации проекта (наглядный материал, аудио, видео и др.)
Предложить домашние задания родителям и детям.
Реализовать проект.
Представить итоговый продукт совместной деятельности (мероприятие, праздник, выставка, презентация, зарисовки и др.)
Проанализировать результат. Организовать рефлексию (самоанализ, сравнение результата с целями, оценка перспектив развития проекта).
Слайд 21Условиядля успешной реализации проектной деятельности:
Учёт интересов ребёнка.
Деятельность без принуждения.
Тематика из близкого
окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного творчества с ребёнком.
Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.
Совместное с педагогом достижение цели.
Слайд 22Модель 3-х вопросов
Что я знаю?
Что еще хочу узнать?
Как узнать?
Слайд 23Спасибо за внимание!
Творческих успехов!