Слайд 2Отгадайте загадку
Не куст, а с листочками,
Не рубаха, а сшита,
Не человек, а
рассказывает?
(Книга)
Слайд 3Что такое книга?
Книга – произведение печати в виде сброшюрованных, переплетенных листов
бумаги с каким-нибудь текстом.
Слайд 4Но книга в таком её понимании возникла не сразу. У неё
было немало прообразов в древности.
Слайд 5УЗЕЛКОВОЕ ПИСЬМО
До появления письменности человек пользовался другими способами передачи информации. Один
из них узелковое письмо.
Слайд 6У перуанских индейцев было узелковое письмо — кипу. Это толстая веревка,
к которой в виде бахромы подвязывались разноцветные шнуры разной длины и толщины.
Узлы на шнурках завязывались простые, двойные, тройные и располагались они то на конце шнурка, то почти у самой веревки.
Слайд 7В кипу каждая деталь имела большое значение. Чем ближе к веревке-основе
находился узелок на шнурке, тем важнее сообщение, которое он несет. У каждого цветного узелка был свой смысл: красный узел обозначал войну, белый — мир, зеленый — хлеб, черный — смерть. Неокрашенные узлы обозначали числа: простые узлы — десятки, двойные — сотни, тройные — тысячи.
Слайд 8Письмо в картинках
На смену узелковому письму, которое было очень трудно читать,
пришло письмо в картинках
Слайд 9 Сначала люди
рисовали то, что хотели передать
или запомнить.
Слайд 10Нужно было рассказать об охоте – рисовали диких зверей, человеческие фигурки
с копьём, направленные на дичь.
Слайд 12ИЕРОГЛИФЫ
В Египте на каменных плитах позднее появились надписи - иероглифы.
Слайд 14В древнем Китае писали ИЕРОГЛИФАМИ.
Для этого использовали черную быстросохнущую
краску и бамбук, а позднее - бумагу. Записи вели сверху вниз, слева направо.
Слайд 15КЛИНОПИСЬ
Из древней страны Ассирии дошли до нас книги, написанные тростниковыми палочками
на глиняных плитках, которые потом обжигали в печах, как горшки.
Слайд 16Писец чертил свои знаки на мягкой глиняной плитке заострённой палочкой. Плитки
заполняли ровными и мелкими строчками клинописи. Каждая «книга» состояла из нескольких десятков и даже сотен плиток, как наша книга из многих страниц. Книги нумеровали и на каждой проставляли название.
Слайд 17КНИГИ - ЛЕНТЫ
Придумали такие книги
древние египтяне.
Слайд 18Листы в книге – ленте скреплялись между собой по краям и
сворачивались в рулон. Текст наносился только на одну сторону листа. В качестве писчего материала использовался папирус, шелк, тончайшая кожа. Первые свитки появились в Египте в III в. до нашей эры.
Слайд 19 ПАПИРУС изготавливали из речного тростника с высоким и толстым
стволом. Середину его разрезали на полосы, сушили и превращали в гладкие листы. На них писали, потом листы склеивали и получалась книга в виде длинного свитка. После чтения его сворачивали в трубку и прятали в особый футляр.
Слайд 20Восковые книги были изобретены ещё во времена древних римлян.
Слайд 21Выглядела восковая книга так: несколько табличек – дощечек, аккуратно выструганных в
середине, скреплялись шнурками через дырочки. Выемку каждой дощечки заполняли воском.
Слайд 23Восковые книги
В греческих школах ученики писали на восковых дощечках. Учились только
мальчики. Для письма использовали дощечки, покрытые воском и СТИЛЬ - металлическую палочку с заострённым концом. Ею ученики выцарапывали буквы на воске. Другой конец стиля был тупой; им стирали написанное.
Слайд 25Книги из пергамента
В древнем городе Пергаме научились выделывать из кожи животных
особый материал – ПЕРГАМЕНТ. Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Каждая четвертушка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивались, и получалась, книга, на листах которой можно было писать и рисовать.
Слайд 26БЕРЕСТЯНАЯ КНИГА
На Руси книги берут своё начало от берестяных грамот.
Изготавливались
такие книги на бересте – верхнем слое коры березы.
Письменным прибором служила бронзовая палочка–ПИСАЛО.
Слайд 27Берестяные книги возникли на Руси в 11 веке. Буквы на бересте
процарапывались острым железным стержнем. Надписи на берестяных книгах выполнялись кириллицей.
Слайд 29КНИГИ ИЗ БУМАГИ
1800 лет назад в Китае изобрели бумагу:
старые тряпки расщепляли
на волокна,
варили,
добавляли клей,
выливали на сетки из конского волоса или медной проволоки.
Слайд 30Сначала на бумаге писали только то, что должно было храниться недолго.
В средние века книги размножались путем переписывания.
Месяцы и годы уходили на то, чтобы написать или переписать толстую книгу
да еще украсить ее рисунками.
Слайд 31КНИГИ ИЗ БУМАГИ
Много лет книгу по-прежнему сшивали из отдельных тетрадей и
одевали в твердый переплет или в мягкую обложку.
Бумажные фабрики, или, как их тогда называли, «бумажные мельницы», появились в Европе, в Германии, во Франции, в Италии – в XIII веке.
На Русь бумагу завезли итальянские купцы, приезжавшие в Новгород.
Слайд 32 Первопечатником в нашей стране стал Иван Федоров, который в 1564
году (450 лет назад) в Москве выпустил первую русскую книгу «Апостол».
Слайд 33Изобретатель первого печатного станка – Иоган Гутенберг.
Он же придумал и
литеры – металлические буквы и цифры, а также матрицы – особые формочки для отливки литер.
Печатный станок
Слайд 34Царь Иван Грозный повелел открыть типографию в Москве.
Слайд 35Типографии
С помощью печатного станка можно было быстро размножить книгу в
сотнях и даже тысячах экземпляров.
Сейчас на месте открытия первой типографии стоит памятник первопечатнику Ивану Федорову, а в Историческом музее хранится и сама первая книга и модель печатного станка, на котором ее отпечатали.
Слайд 36Современные типографии
В настоящее время используются современные печатные станки, выпускающие огромное количество
высококачественных цветных и черно – белых копий книг, брошюр, учебников, журналов.
Слайд 38Электронная книга
название группы компактных планшетных компьютерных устройств, предназначенных для отображения текстовой информации, представленной
в электронном виде.
Слайд 39 С момента изобретения электронной книги прошло совсем немного времени.
Ее преимущества над бумажной версией очевидны: размер электронной книги настолько удобен, что позволяет везде брать с собой.
Слайд 41Бумажные книги, конечно, останутся. Есть читатели, которые ценят в книге текст,
а кому – то нравятся альбомы для разглядывания иллюстраций.
Слайд 42Библиотечный урок подготовила библиотекарь МБОУ СОШ № 65
г. Новосибирска
Спирина Наталия
Владимировна