Слайд 1Активизация
Проектной деятельности
на начальном этапе
Как одно из условий
эффективного
профобучения.
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Центра парикмахерского искусства «ВИЗАВИ» Полонская И.В.
Слайд 2Не существует сколько-нибудь достоверных тестов
на одарённость, кроме тех, которые проявляются в
результате
активного участия хотя бы в самой
маленькой исследовательской работе
А.Н.Колмогоров
Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Главная задача семьи и дополнительного образования состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Слайд 3Потребность в исследовательском поиске у подростка обусловлена биологически, почти каждый ребёнок
рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие подростка разворачивалось как процесс саморазвития.
Поэтому приоритетным направлением системы дополнительного профобучения, по моему мнению, является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Главная задача данного направления – дать возможность подростку развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей.
Проведение исследований я рассматриваю как особое направление в работе, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности обучаемых, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков.
Эту работу я провожу индивидуально с каждым ребёнком.
Представлю систему организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Слайд 4Начиная с первого курса, в своей работе использую специальные игры и
занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность подростка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных заданий.
Первый этап-это тренировочные занятия, дающие возможность познакомить каждого обучаемого с техникой выполнения индивидуального или группового задания.
С первых дней занятий в центре мы рассматриваем методы и формы выполнения полученных заданий, т. е. откуда можно получить информацию. Это спросить у педагога или мастера- универсала, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д. Моя задача подвести обучающихся к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. На данном этапе я выступаю в роли консультанта-помощника.
Впоследствии, уже во второй четверти первого курса, провожу урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так,чтобы получилось портфолио. Определив последовательность работы, начинаем оформлять портфолио на материале, собранном заранее.
Слайд 5Предлагаю задания для развития умения и навыков, которые применяю на практике.
Задание: выполнение прически из элементов плетения.
Одно из самых важных свойств в выполнении задания– способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект выполнения с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.
Вслед за выяснением задания идёт поиск его решения. Поэтому далее учимся самостоятельно применять полученные навыки. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость.
Я готовлю обучающихся к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё может интересовать тебя в этой области? Что ещё ты можешь предложить или сделать?
Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению подростка.
Слайд 6Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед обучающимися
какой-нибудь видеофильм по теме. Рассматриваем вместе этот фильм внимательно и спокойно. Затем предлагаю вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем модель по памяти.
Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.
С обучающимися учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с выполнением заданий на моделях.
Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта портфолио.
Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Под моим руководством составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта.
Слайд 7Темы, которые мы используем в своей работе, можно определить в три
основные группы:
Практические - ориентированные на разработку предлагаемых заданий;
теоретические - ориентированные на работу по изучению и обобщению материалов, содержащихся в различных источниках;
эмпирические - проведение собственных экспериментов.
Я помню: тема должна заинтересовать и увлечь подростка.
С её выбором не стоит затягивать. Большинство подростков, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.
Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе.
Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям, решение её должно быть полезно участникам исследования. При совпадении интересов у нескольких обучаемых организовываю мини-группы. Индивидуально, или в сформировавшейся паре, или в мини-группе формулируются возможные темы будущей работы. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.
Слайд 8На всех этапах работы мы, педагоги, должны ясно осознавать, что основной
ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение подростком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя.
Первым можно считать то, что создаёт подросток своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Оба эти результата хорошо видны во время защиты обучаемыми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.
К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, сносок, оформление приложений. Во введении чётко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты проделанной работы. В заключении нужно сделать выводы, которые должны быть краткими и чёткими, соответствовать целям, задачам, а также предоставить обзор используемой литературы.
Слайд 9Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения. О
выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты подростки учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
Выполненные работы рецензируются на методических объединениях, где обучаемый может получить совет для улучшения работы. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри.
В его состав входят: администратор , педагог центра и учащиеся, приглашенные мастера салона-партнера, родители.
В работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структура и логика работы, стиль изложения, ответы на вопросы. Время представления проекта не более 5-7 минут. Кроме того, отмечаются работы по номинациям: за самый интересный эксперимент, за самую оригинальную тему, за самое яркое выступление, за самое научное исследование и т. д.
Презентация работ становится праздником для обучающихся, на котором они получают оценку своего труда. Обучаемые, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в городских научно-практических конференциях.
Слайд 10Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:
усвоение
алгоритма исследования способствует формированию профессионального мировоззрения обучающихся;
значительно расширяется кругозор подростков в предлагаемых областях;
вооружает обучающихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
формирует социальный опыт в труде и общении;
способствует профессиональному роступедагога центра, расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, даёт возможность лучше узнать обучающихся, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональный основе с коллегами, родителями обучающихся.
Слайд 11Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская тактика подростка -
это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие подростков, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.
Наблюдения за обучающимися показывает, что процент подростков, у которых данные умения сформированы или частично сформированы, увеличивается по всем исследуемым модулям.
Это говорит о том, что описанная методика работы активизирует профессиональную деятельность обучаемых.
Слайд 12Литература
Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы. Журнал «Директор школы».
- М: «Сентябрь»,2002, №2.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Журнал «Директор школы». - М: «Сентябрь»,2003, №8.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. Журнал «Директор школы». - М: «Сентябрь»,1998, №7.
Темиртау, 2011г.