Слайд 1Правила безопасности
Методика обучения
Слайд 2Вступление
Изучение правил безопасности - неотъемлемый компонент учебно-тренировочного процесса.
Формировать знания
правил безопасности и овладевать ими поначалу рекомендуется в облегченных условиях, лучше всего в однодневных выходах, постепенно переходя к многодневным пешим и лыжным походам и альпинистским восхождениям.
Первоначальные сведения о безопасном хождении в горах, соблюдении при этом определенных правил необходимо дать будущим спортсменам в раннем возрасте.
Слайд 3Цель
Повышение эффективности занятий спортивным туризмом, а также горным туризмом и альпинизмом,
свести к минимуму несчастные случаи.
Слайд 4Обучение
Обучение правилам безопасности проводится в форме специально организуемых теоретических и
практических занятий в рамках учебно-тренировочной работы, во время туристских походов и слетов, альпинистских восхождений, независимо от того, организуются они с познавательными или спортивными целями.
Особенно полезны теоретическо-практические занятия, позволяющие сочетать теоретические познания с практической проверкой их при восхождении, - например, изучение правила о трех точках опоры и др.
Слайд 5Методы
объяснение
описание
показ
наблюдение
упражнение
Слайд 6
Объяснение правил безопасности производится предварительно в форме лекции или беседы
в населенном пункте, на туристской базе или в альпинистском лагере. Здесь основное средство - само слово.
Главная цель объяснения - с помощью второй сигнальной системы сформировать у туристов и альпинистов понятия сущности правил, необходимости их изучения и соблюдения в интересах безопасности. При этом особенно запоминаются и оказывают воздействие на человека примеры из практики восхождений, когда несоблюдение того или иного правила привело или могло привести к несчастью. Полезен также анализ несчастных случаев с указанием нарушений правил безопасности.
Слайд 7
Показ
Сущность состоит в наглядной демонстрации инструктором или другим специалистом фотографий,
рисунков, схем, фильмов. Вместе с описанием показ дает представление об опасности и методах, которые при соблюдении правил позволяют ее устранить.
Например, если на фотографии видны перекрытые лавиной следы группы в самой опасной части склона, обучаемые наглядно увидят случай нарушения правил безопасности.
Слайд 8
Наблюдение
Метод используется предпочтительно в горных условиях и осуществляется группой обучаемых.
При этом внимание людей должно быть обращено на соблюдение отдельных правил безопасности и на некоторые опасные ситуации и способы выхода из них.
Кроме того, наблюдения на конкретном склоне можно сочетать с разбором других вариантов его преодоления. Это можно делать и во время кратких остановок на отдых в туристских походах и альпинистских восхождениях.
Слайд 9
Упражнения
Предполагают непосредственное практическое участие туристов и альпинистов в действиях,
которые требуют соблюдения определенных правил безопасности.
Обучаемые теоретически знают обычно, что нужно делать, но, оказавшись в горах, при необходимости действовать в конкретных условиях испытывают затруднения.
Чтобы избежать этого, нужны тренировки.
Упражнения выполняются как на специально организованных занятиях, во время туристских походов и альпинистских восхождений, так и со спортивными целями.
Слайд 10
На занятиях рекомендуется:
а) обращать внимание обучаемых на определенные опасности, указывая,
как можно их избежать;
б) критически подходить к нарушителям правил безопасности; каждый случай нарушения должен стать предметом обсуждения в группе;
в) инструктору пояснять свои действия до или после их выполнения в связи с безопасностью;
г) помнить, что поведение инструктора во время движения в горах оставляет глубокий след в сознании молодых участников. И если его действия противоречили правилам безопасности, у молодых туристов и альпинистов может создаться и закрепиться неправильное представление об опасностях и противодействиях им.
Слайд 11Вывод
Изучение правил безопасности в общих чертах можно осуществить в довольно непродолжительное
время. Труднее научить спортсменов правильно оценивать непрерывно меняющиеся условия в горах и реагировать на них. Много времени требует приобретение знаний и навыков быстрого и правильного подхода к отдельным опасностям и ситуациям.