Слайд 1Цель педсовета:
включить педагогов в деятельность по освоению, пониманию, принятию методологических позиций
современного учебного занятия, обеспечивающих повышение качества дополнительного образования детей
Слайд 2Форма проведения: проблемная деловая игра
Цель:
спроектировать современное учебное занятие в деятельностном
подходе;
осознать основные критерии современного (инновационного) учебного занятия в дополнительном образовании детей.
Задачи:
Повысить интерес педагогов к современным технологиям.
Осознание необходимости повышения уровня самообразования.
Слайд 3Что такое инновации в обучении?
Это новые методики преподавания, новые способы организации
содержания образования, методы оценивания образовательного результата.
Существует устойчивое мнение, что инновационный урок или учебное занятие сформировались на основе новых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Слайд 4Это отчасти верно, однако главную роль в развитии учебного занятия нового
типа сыграли изменения в системе образования последних лет.
Во-первых, увеличился объем новой информации.
Во-вторых, изменились условия организации обучения.
В-третьих, изменились требования к профессиональной компетенции педагога, подходы к обучению.
Слайд 5Инновационное учебное занятие – это динамичная, вариативная модель организации обучения и
учения учащихся на определенный период времени.
Педагог стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс
является инновацией.
Изобретательная деятельность педагога на инновационном занятии раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании нетрадиционного хода занятия, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся.
Слайд 6Задание.
В каждой группе вам необходимо выбрать:
организатора;
секретаря с хорошим почерком…
Сформулируйте для себя цель, которой вы хотите достигнуть в ходе нашей работы.
Чтобы вы хотели от педсовета???
Можете обсудить это в группах…
Слайд 7Обсуждение в группах.
Какие пути вы можете предложить для достижения цели
сегодняшнего педсовета?
Какие вопросы надо рассмотреть, чтобы получить все ответы по инновационному учебному занятию?
Слайд 8Повестка дня:
Требования к современному учебному занятию в системе дополнительного образования.
Деятельность
педагога и учащихся на занятии в деятельностном подходе.
Методы и приёмы, позволяющие реализовать подходы к инновационному учебному занятию.
Практикум проведения инновационного учебного занятия по Н.Е. Щурковой.
Самоанализ учебного занятия – эффективный путь к реализации требований к современному занятию.
Слайд 9Как подготовить и провести инновационное учебное занятие в соответствии с требованиями
времени – сейчас это один из самых важных вопросов, которые стоят перед педагогом
Слайд 10Учебное занятие – главная составная часть образовательного процесса в дополнительном образовании
детей.
Ведь качество подготовки учащихся по той или иной дополнительной общеобразовательной программе во многом зависит от уровня подготовки и проведения занятия педагогом.
Каждое занятие должно быть своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
Слайд 11http://cdt.rikt.ru/
Что же такое образовательный процесс в дополнительном образовании, чем он
отличается от школьного образовательного процесса?
Слайд 12Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную
деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.
Слайд 13педагог-новатор
В.Ф. ШАТАЛОВ
«Основная функция педагога дополнительного образования не столько быть
источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в детском коллективе, в которой невозможно не выучиться».
Слайд 14Требования к образовательному процессу в дополнительном образовании:
иметь развивающий характер, т.е. должен
быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов;
быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительские и творческие занятия), так и по содержанию;
основываться на многообразии дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ – модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолого-педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого- педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому и психическому здоровью учащихся;
базироваться на развивающих методах обучения детей;
для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать психолого-педагогическими знаниями;
использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами (в том числе детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья» найти для себя занятие по душе;
основываться на социальном заказе общества;
отражать региональные особенности и традиции.
Слайд 15Предлагаю вам определить одно из важных условий учебного занятия
Главное, что должно
обеспечить занятие - это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта педагогом.
«Комфорт» - в переводе с английского - поддержка, укрепление «Комфорт» – это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.
Слайд 16Игра «Ассоциация».
Каждая группа на каждую букву слова (комфорт) подбирает ассоциативное слово
к современному занятию.
Представитель записывает на плакате.
Время- 1 минута
Слайд 17Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:
изучение нового материала;
применение знаний на
практике, формирование практических умений;
контроль знаний.
В соответствии с этим различаются типы учебных занятий.
Слайд 18Вопрос к участникам: Какие существуют типы учебных занятий в дополнительном образовании
детей?
комбинированные – изложение материала, проверка домашнего задания и пройденного материала, закрепление полученных знаний;
подача нового материала, изучение и усвоение, нового материала;
повторение и усвоение пройденного материала – контрольные и проверочные работы, анализ полученных результатов;
закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков – постановка задачи и самостоятельная работа ребенка под руководством педагога;
применение полученных знаний и навыков, обобщение знаний, умений и навыков – прикладная работа ребенка, использующего на практике приобретенных знаний.
контроль, проверка и оценка знаний, умений и навыков.
Слайд 19Вопрос к участникам: Какие требования Вы считаете необходимо предъявлять к занятиям
в дополнительном образовании?
Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования это:
создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
целесообразное расходование времени занятия;
применение разнообразных современных и инновационных методов и средств обучения;
высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
практическая значимость полученных знаний и умений.
Слайд 20Планирование любого занятия начинается с определения целей и задач конкретного учебного
занятия.
Цель – это предполагаемый результат действий или деятельности человека, на осуществление которых они направлены.
Как правило, определяется не более 1-2 целей занятия
Цели достигают через решение задач.
Задачи должны раскрывать цели, конкретизировать их.
При планировании задач занятия необходимо ставить задачи с учетом возрастных особенностей учащихся данной учебной группы, их учебной подготовленности, воспитанности, развития.
Слайд 21Вопрос к участникам:
Какие задачи мы ставим при планировании любого учебного
занятия?
Образовательные, воспитательные и развивающие.
Работа в группах.
ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.
Время- 2 минуты
Слайд 22Задание для группы (Н)
1 – содействовать в ходе занятия формированию личностных
качеств…,
2 – в целях решения задач трудового обучения и воспитания…,
3 – осуществлять нравственное воспитание, обеспечить изучение вопросов: патриотизма, гуманизма, товарищества, этических норм поведения…,
4 – для решения задач эстетического воспитания…,
5 - для решения задач физического и санитарно-гигиенического воспитания, работоспособности, профилактики утомления…,
5 - формировать правильное отношение к природе.
Воспитательные задачи
Слайд 23Задание для группы (П)
1 – для решения задач развития у детей
умений выделять главное в изучаемом материале (обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или контрольных вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия…,
2 - для решения задачи развития у детей самостоятельности мышления обеспечить в ходе занятия…,
3 – обеспечивая развитие речи обучающихся…,
4 – формировать у учащихся умения преодолевать трудности в учении, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний…,
5 – для развития у детей познавательного интереса…,
6 – в целях развития интеллектуальных способностей, мыслительных умений, переноса знаний и умений в новые ситуации….
Развивающие задачи или задачи развития
Слайд 24/
Задание для группы (А)
1- проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний,
умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих занятиях…,
2- обеспечить усвоение следующих основных задач, входящих в содержание темы занятия…,
3- сформировать, продолжить формирование, закрепить следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу….
Образовательные задачи
Слайд 25Образовательные задачи
конкретизируют, какие знания,
умения и навыки возможно формировать на учебном материале занятия.
Задачи развития учащихся
определяют, какие познавательные способности обучающихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов и т. д.
Воспитательные задачи
описывают, к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале занятия.
Слайд 26В дополнительном образовании в зависимости от решаемых задач с учащимися педагог
работает фронтально, в малых группах, индивидуально.
Поэтому и формы организации учебного процесса педагог использует разные.
Вопрос к участникам.
Какие формы организации учебного процесса Вы знаете?
Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе.
Нетрадиционные формы организации деятельности детей.
Слайд 27Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе.
Слайд 28Нетрадиционные формы организации деятельности детей.
Слайд 29
Работа в группах. Заполнение Опорных таблиц.
Задание группе «Практики». Сравнить
деятельность педагог и учащихся во время проведения традиционного и современного учебного занятия в свете требований современного подхода к обучению. Заполнить таблицу.
Задание группе «Новаторы». Сравнить подходы к традиционному и современному учебному занятию в свете требований современного подхода к обучению. Заполнить таблицу
Задание группе «Аналитики». Заполнить таблицу Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего в инновационном режиме по «новому»
Время- до 3 минут
Слайд 30В основе многообразных форм учебных занятий имеются общие характеристики:
каждое учебное занятие
имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;
любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.
Слайд 31Педагог должен умело выбирать в зависимости от возраста, степени имеющихся знаний
у детей, сложности учебного материала формы работы и применять многообразный арсенал методов мотивации и стимулирования познавательного интереса, методов обучения, контроля и коррекции.
С точки зрения принципа саморазвития методы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с репродуктивных на проблемно-поисковые, развивающие.
Слайд 341 группа методов обучения
(по Ю. К. Бабанскому)
Слайд 352 группа методов обучения
(по Ю. К. Бабанскому)
Слайд 363 группа методов обучения
(по Ю. К. Бабанскому)
Слайд 37В основе многообразных вариантов планирования учебных занятий имеются общие характеристики:
каждое учебное
занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-педагогической деятельности;
любое учебное занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельных взаимосвязанных этапов;
построение учебного занятия осуществляется по определенной логике, зависящей от его цели и типа.
Слайд 38ПЛАН-КОНСПЕКТ традиционного учебного занятия
Дата
Тема занятия
Цель
Задачи:
образовательная
воспитательная
развивающая
Тип занятия
Форма работы
Методы обучения
Оборудование
для педагога
Оборудование для учащихся
Оргмомент. (1-3 мин)
Проверка готовности детей к занятию. Создание психологического настроя на работу. Проверка домашнего задания - творческого, практического (если было), проверка усвоения знаний предыдущего занятия (10-15 мин.)
Изучение нового материала. Сообщение темы, ТБ, вводная беседа, ознакомление с новым материалом (новой техникой, приёмом, упражнением, произведением, вариацией и т.д.). (15-20 мин)
Самостоятельная (практическая) работа учащихся. Закрепление знаний и способов действий. Практические задания. Тренировочные упражнения. Физкультминутка. (30-40 мин)
Итог занятия. Выставка работ, устное подведение результатов работы, выводы, высказывания детей, оценивание, поощрение и т.д. Домашнее задание (если есть). Рефлексия. (10-15 мин)
Слайд 39Работа в группах.
В соответствии с типом учебного занятия определите его
структуру и составьте примерный план-конспект этого учебного занятия.
Вам дана опорная таблица для конструирования современного учебного занятия. Ваша задача – заполнить таблицу в соответствии с типом учебного занятия. Подберите соответствующие эффективные методы, формы и приёмы достижения цели учебного занятия… дополните … свои приемы и способы, которые вы используете в своей практике.
Время- до 3 минут
Слайд 40Представление групп наработанного материала.
Время- до 2 минут
Слайд 43Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могут не иметь
места в зависимости от педагогических целей.
Слайд 44Подведение итогов работы ПЕДСОВЕТА
Так что же для нас современное учебное занятие?
Предлагаем
сформулировать свое видение современного учебного занятия.
Подберите слова, словосочетания к понятию «современное».
Продолжите: современное учебное занятие – это … «например, познание и т.д.».
это занятие-открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.
Слайд 45Новизна современного российского образования требует личностного начала педагога, которое позволяет ему
либо занимать свободное время, наполняя учащихся только знаниями умениями и навыками, либо давать такое учебное занятие, которое развивает понимание этих знаний, умений, навыков, создает условия для порождения их ценностей и смыслов, создание нового собственного продукта деятельности.
Слайд 46http://cdt.rikt.ru/
Решение:
Педагогам при проектировании учебных занятий учитывать современные требования, теоретические и
методологические основы инновационного учебного занятия.
Сроки: Постоянно.
Методистам и педагогам изучить и использовать в работе матрицу анализа и самоанализа учебного занятия с уровневыми показателями оценки.
Срок: В течение 2 полугодия.
3. Издать сборник, разместить на сайте, отправить в журнал «Внешкольник», «Методист», «Дополнительное образование» лучшие учебные занятия по итогам конкурса «Педагогический калейдоскоп».
Ответственные: Пыхова С.Ф., Болотненко Л.Н. сентябрь 2017 г.
4. Организовать в рамках работы опорной площадки взаимопосещение учебных занятий с заполнением матрицы самоанализа с уровневыми показателями оценки с целью выявления уровня сформированности у педагогов умения проектировать современное учебное занятие в контексте обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ.
Сроки: В течение второго полугодия 2016-2017 учебного года. Ответственные руководители СП, методисты.
Слайд 47Каждое современное учебное занятие педагог, реализующий системно-деятельностный подход в обучении, заканчивает
рефлексией.
И нашу проблемную деловую игру мы закончим рефлексией.
Рефлексия
на листе бумаги обведите свою ладошку,
каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение
большой – для меня это важно и интересно …
указательный - я получил конкретные рекомендации…
средний – мне было трудно (сложно)…
безымянный – моя оценка психологической атмосферы…
мизинец – для меня было мало и недостаточно…