Презентация, доклад на тему Педагогический проект Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде

Содержание

Титульный лист. Краткая аннотация проекта Обоснование необходимости проекта.Цели и задачи проекта Основное содержание проекта Ресурсы Партнеры.Целевая аудитория План реализации проекта Ожидаемые результаты и социальный эффект Перспективы дальнейшего развития проекта Литература.Содержание  

Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛЯНТОРСКИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Россия, ХМАО-Югра, Тюменская область,

Сургутский район, город Лянтор Педагогический проект «Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде»


Автор: Иноземцева Олеся Евгеньевна, педагог дополнительного образования, образование высшее, Иркутский государственный лингвистический университет, французский язык, дошкольная педагогика и психология, учитель французского языка, воспитатель дошкольного учреждения, 1995 год, квалификационная категория: первая

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  «ЛЯНТОРСКИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Россия, ХМАО-Югра, Тюменская область, Сургутский район, город

Слайд 2
Титульный лист.
Краткая аннотация проекта
Обоснование необходимости проекта.
Цели и задачи проекта
Основное

содержание проекта
Ресурсы
Партнеры.
Целевая аудитория
План реализации проекта
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Перспективы дальнейшего развития проекта
Литература.


Содержание  

Титульный лист. Краткая аннотация проекта Обоснование необходимости проекта.Цели и задачи проекта				Основное содержание проекта Ресурсы Партнеры.Целевая аудитория План

Слайд 3 Развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот процесс оказывает влияние,

помимо родителей, окружающая среда и система социальных отношений, в которую с раннего детства включается ребенок. Подросток, жизнедеятельность которого протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной национальной культуры, а общение в социальной среде и обучение в образовательном учреждении с каждой из культур составляет, с одной стороны, его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности и толерантности. В подростковом возрасте повышается избирательность, активность в выборе предпочитаемой среды общения. Таким образом, данный возрастной период является оптимальным для развития толерантного сознания, формирования толерантного поведения.

II. Аннотация проекта

Развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот процесс оказывает влияние, помимо родителей, окружающая среда и система

Слайд 4 В процессе работы мы часто наблюдаем несформированность толерантности у подростков. Извечные

житейские неурядицы, стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия, царящая с экранов телевизоров - далеко не все причины интолерантности у ребенка. Мы не сможем полностью устранить все эти причины, но вот не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение и активную преобразующую позицию ребенка к миру, мы обязаны.  Поэтому, развитие толерантности в системе образования становится объективной потребностью современного общества.
Данный инновационный опыт направлен на выполнение социально-образовательного заказа, проводимого политикой в области образования. Актуальность и востребованность инновационного педагогического опыта в реальной педагогической практике подтверждена наличием практической потребности в целенаправленной разработке средств и обеспечении условий формирования толерантности у всех обучающихся.
В процессе работы мы часто наблюдаем несформированность толерантности у подростков. Извечные житейские неурядицы, стремительный темп жизни, социальные

Слайд 5 Вопросы толерантного поведения чрезвычайно актуальны, как для всего

нашего учреждения (состав обучающихся многонационален), так и для коллектива обучающихся объединения «Аэробика и шейпинг» - в нём занимаются дети девяти национальностей: башкирок – 9 человек, кумычек – 3, лезгинок – 4, русских - 23, таджичек – 2, татарок – 4, украинок -7, узбечек - 3, чеченок – 5 человек.
В ходе педагогической деятельности была выявлена проблема недостаточного интереса обучающихся к культуре и традициям других народностей. На занятиях, при изучении элементов национальных танцев, при подборе танцевальных костюмов, между девочками часто возникают конфликтные ситуации. Во время подготовки танцевальных номеров к различным праздникам замечается нетерпимое отношение к представителям других национальностей, неприятие традиций и обычаев других культур.
В связи с этим возникла необходимость создания данного проекта.

III. Обоснование необходимости проекта

Вопросы толерантного поведения чрезвычайно актуальны, как для всего нашего учреждения (состав обучающихся многонационален), так

Слайд 6 Новизна проекта состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития

толерантности. Реализация данного проекта позволит систематизировать работу по проблеме толерантности в объединении, а также поднять её на более качественный уровень.

Данный проект является результатом целенаправленного поиска наиболее подходящей для нашего объединения системы создания развития толерантного сознания, формирования толерантного поведения.

Новизна проекта состоит в определении алгоритма по созданию условий для развития толерантности. Реализация данного проекта позволит систематизировать

Слайд 7Создание условий в объединении для развития толерантного сознания, формирования толерантного поведения

обучающихся.
Повышение уровня профессиональной компетентности педагога, осуществляющего внедрение проекта «Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде» в воспитательный процесс объединения, в области этнопедагогики, теории поликультурного образования.
Вовлечение семьи в процесс поликультурного образования и воспитания детей и подростков (повышение грамотности родителей в вопросах толерантности).

IV. Цель проекта: разработать систему мероприятий, направленных на формирование и развитие национальной толерантности, активного интереса к другим национальным культурам у обучающихся объединения. Задачи:

Создание условий в объединении для развития толерантного сознания, формирования толерантного поведения обучающихся.Повышение уровня профессиональной компетентности педагога, осуществляющего

Слайд 8Объект исследования: образовательная среда в объединении.
Предмет исследования: социально-психологические аспекты формирования толерантности

у обучающихся.
Гипотеза: если разработать систему мероприятий, направленных на повышение интереса к духовно-нравственной культуре разных народов, у обучающихся
Объект исследования: образовательная среда в объединении.Предмет исследования: социально-психологические аспекты формирования толерантности у обучающихся.Гипотеза: если разработать систему мероприятий,

Слайд 9 Первый этап – организационный (сентябрь 2009- май 2010г) разработка научно-методических основ

формирования толерантного сознания

Второй этап – практический (сентябрь 2010 –февраль 2012гг.) внедрение системы мероприятий в учебно-воспитательный процесс для формирования толерантного сознания

Третий этап – аналитический (март 2012 –май 2012гг) обобщение результатов работы, мониторинг успешности реализации программы

V. Основное содержание проекта

Первый этап – организационный (сентябрь 2009- май 2010г) разработка научно-методических основ формирования толерантного сознания	Второй этап – практический

Слайд 10 План реализации проекта имеет следующую логику построения: I блок – исследование объекта,

в отношении которого формируется толерантность, 
II блок – развитие в личности ребенка основных составляющих толерантности и вооружение способами толерантного взаимодействия.
Организация деятельности осуществляется по следующим направлениям:
познание и принятие себя;
изучение семейной самобытности,
обучение основам толерантного общения в семье;
определение и принятие культуры Малой Родины, своего этноса, осмысление себя полноправным участником этой культуры,
формирование толерантности к своему народу, понимание мультикультурного пространства России и формирование толерантности к представителям народов и народностей России. 

План реализации проекта

План реализации проекта имеет следующую логику построения: I блок – исследование объекта, в отношении которого формируется толерантность, 	II блок –

Слайд 11Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды, модель которой

можно отобразить следующим образом:
Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды, модель которой можно отобразить следующим образом:

Слайд 12 Данный проект предполагает реализацию таких форм и методов воспитания,

как: классные часы; игровые тренинги; коммуникативные тренинги; праздники; КТД; игровые и конкурсные программы; викторины, выставки, познавательные игры.
Методы: беседа; дискуссия; пример; поощрение; убеждение; внушение; игровые методы; требование; метод саморегулирования; метод воспитывающих ситуаций; метод соревнования; метод анализа деятельности и общения ребенка; поручения.
Данный проект предполагает реализацию таких форм и методов воспитания, как: классные часы; игровые тренинги; коммуникативные

Слайд 13На первом - исследовательском этапе внедрения данного проекта было проведено:
исследование состояния

отношений обучающихся в объединении;
диагностика с целью выявления уровня толерантности у подростков.
выявление мнения родителей о склонностях и особенностях личностного развития их ребёнка;
индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей каждого ребёнка;
Исследованием было охвачено 60 подростков старшей возрастной категории. Для исследования применялась диагностика Клепцовой Е.Ю.
На первом - исследовательском этапе внедрения данного проекта было проведено:исследование состояния отношений обучающихся в объединении;диагностика с целью

Слайд 14 Диаграмма 1
Выявление отношения подростков
к различным субъектам действительности

Низкий уровень терпимого отношения

выявлен у 25% подростков, средний уровень у 40%, и высокий уровень терпимого отношения к субъектам реальности показали 35% детей.
Диаграмма 1Выявление отношения подростков к различным субъектам действительностиНизкий уровень терпимого отношения выявлен у 25% подростков, средний уровень

Слайд 15Также была проведена диагностика степени толерантности по поведению людей. Для диагностики

межличностных отношений использовались следующие методики: экспресс-опросник «Индекс толерантности», разработанный О.А.Кравцовой, Г.У.Солдатовой, О.Е.Хухлаевой, Л.А. Шайгеровой; методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В.Бойко; анкетирование и методика «Незаконченные предложения»
Диаграмма 2
Оценка степени толерантности по поведению обучающихся

Низкий уровень развития толерантности показали 20% детей, средний уровень- 60 % опрошенных и высокий уровень развития толерантности показали -20% подростков.

Также была проведена диагностика степени толерантности по поведению людей. Для диагностики межличностных отношений использовались следующие методики: экспресс-опросник

Слайд 16Это свидетельствует о недостаточной сформированности межэтнической толерантности у подростков и необходимости

активизации воспитательной работы в данном направлении. Исследование показало, что для успешного решения данной проблемы должны быть соблюдены определенные педагогические условия. К ним мы относим следующие:
обогащение кругозора подростков информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов;
создание благоприятного психологического климата для позитивного общения детей, принадлежащих к различным этническим группам;
включение детей разных национальностей в совместную познавательную и практическую деятельность, специально спроектированные ситуации.
На наш взгляд, реализация названных условий позволит повысить эффективность формирования межэтнической толерантности у обучающихся объединения «Аэробика и шейпинг».
Это свидетельствует о недостаточной сформированности межэтнической толерантности у подростков и необходимости активизации воспитательной работы в данном направлении.

Слайд 17Исходя из результатов диагностики, была разработана программа «Формирование установок толерантного сознания

в молодежной среде» и составлен план её реализации, в котором были определены основные направления деятельности: повышение уровня компетентности детей и их родителей в области этнопедагогики; вовлечение семьи в процесс поликультурного образования и воспитания детей и подростков; разработка и проведение мероприятий для детей и подростков по повышению уровня толерантности.

Был разработан цикл мероприятий, ориентированных на формирование толерантности у обучающихся, расширение их межкультурной компетентности, приобретение этнокультурного опыта, навыков позитивного межэтнического взаимодействия. Они предполагали овладение обучающимися наиболее устойчивыми элементами повседневно-бытового материального мира, а также внешними проявлениями культуры своего и других народов.

Исходя из результатов диагностики, была разработана программа «Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде» и составлен план

Слайд 18Использовались интерактивные методы обучения – это открытые обсуждения на классных часах,

развивающие в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем, такие как: «Всегда ли я хороший», «Учись властвовать собой», «Слово о моем роде», «Домашний очаг»,

На втором этапе инновационной деятельности осуществлялась реализация проекта «Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде».

«Традиции и обычаи моего народа», «Я родом из…», «Легко ли быть не таким», «Терпимое отношение к людям».

Использовались интерактивные методы обучения – это открытые обсуждения на классных часах, развивающие в детях умение спорить, дискутировать

Слайд 19Помимо этого, в процессе реализации педагогического проекта, проводились игровые тренинги: «Гармония

с собой», «Перекресток души», «Разноцветный мир»; коммуникативные тренинги: «Диалог с самим собой»,  «Этика семейного общения», «Основы бесконфликтного общения», «Эмпатия» – основа благоприятного общения».
Помимо этого, в процессе реализации педагогического проекта, проводились игровые тренинги: «Гармония с собой», «Перекресток души», «Разноцветный мир»;

Слайд 20Большую ценность для обучающихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с

представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников.

Собранный обучающимися этнографический материал успешно использовался в воспитательной работе, во время беседы, посещения обучающимися Лянторского краеведческого музея, национальных культурных праздников и фестивалей (Водограй, Димитриевская суббота, Масленница, Курбан байрам, Навруз и др.), выставок, фольклорных концертов.

Большую ценность для обучающихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о

Слайд 21Особое место в программе мероприятий занимает проектная деятельность обучающихся. Проектные работы

в рамках проектов «Югра этнографическая», «Экология: первые шаги», «Молодежь исследует окружающую среду», «Шаг в будущее», «Новое поколение и общество знаний», «Народное искусство – детям», созданные обучающимися, органично вписываются в работу проекта.
Особое место в программе мероприятий занимает проектная деятельность обучающихся. Проектные работы в рамках проектов «Югра этнографическая», «Экология:

Слайд 22Проведение совместных коллективных творческих дел работало на определение и развитие подростками

своего творческого потенциала, создание коллективной творческой деятельности для проявления и развития толерантного взаимодействия взрослых и подростков,
формирование готовности и способности обучающихся к семейному сотрудничеству в процессе создания общего творческого проекта (проект «Толерантность в семье»)
Проведение совместных коллективных творческих дел работало на определение и развитие подростками своего творческого потенциала, создание коллективной творческой

Слайд 23Проведение и участие в различных праздниках это ориентация обучающихся на толерантное

сотрудничество; организация праздничного действия, в котором
преодолеваются барьеры общения друг с другом, стираются стереотипы в отношениях девочек, формируется участливое отношение друг к другу.
Проведение и участие в различных праздниках это ориентация обучающихся на толерантное сотрудничество; организация праздничного действия, в которомпреодолеваются

Слайд 24На третьем - аналитическом (рефлексивно-оценочном) этапе реализации проекта были выявлены изменения

уровня развития толерантности обучающихся. Была проведена повторная диагностика степени толерантности по поведению людей. Низкий уровень развития толерантности показали 10% детей, средний уровень 50% и высокий уровень 40% Диаграмма 3.
На третьем - аналитическом (рефлексивно-оценочном) этапе реализации проекта были выявлены изменения уровня развития толерантности обучающихся. Была проведена

Слайд 25Повторная диагностика по выявлению отношения подростков к различным субъектам действительности показала,

что уровень толерантности у обучающихся после проведения комплекса мероприятий, в среднем, повысился на 8%.
Диаграмма 4
Повторная диагностика по выявлению отношения подростков к различным субъектам действительности показала, что уровень толерантности у обучающихся после

Слайд 26В результате проведенных мероприятий можно сделать вывод о том, что программа

по повышению уровня толерантности обучающихся объединения «Аэробика и шейпинг» оказалась эффективной. Улучшились взаимоотношения между детьми, сплотился коллектив.

Помимо этого, на третьем этапе реализации проекта прошёл: мониторинг и обобщение результатов работы (анализ реализации проекта, достигнутых результатов). Были определены проблемы, возникшие в ходе реализации проекта, пути их решения.

В результате проведенных мероприятий можно сделать вывод о том, что программа по повышению уровня толерантности обучающихся объединения

Слайд 27VI. Ресурсы проекта
Нормативно-правовую основу работы по формированию толерантности у обучающихся объединения

составляют следующие документы:
Конвенция ООН «О правах ребенка».
Закон РФ «Об образовании».
Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».
Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»;
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Целевая программа автономного округа «Дети Югры».
Устав МБОУДОД «Лянторский ЦДТ».
Программа развития МБОУДОД «Лянторский ЦДТ» на 2005-2010 гг.
Программа развития МБОУДОД «Лянторский ЦДТ» 2011-2016 гг «Развитие одаренности и творческих способностей детей»;
Медиаресурсы: интернет – как источник необходимой информации; Microsoft Office Word и Microsoft Office Power Point – как средство структурирования, оформления, систематизации информации.
Материально-технические: компьютер, принтер, учебно-наглядные пособия и оборудование.
Кадровые: педагоги дополнительного образования учреждения.
VI. Ресурсы проектаНормативно-правовую основу работы по формированию толерантности у обучающихся объединения составляют следующие документы: Конвенция ООН «О

Слайд 28VII. Партнёры
Директор, заместители директора, методисты, педагоги, родители.


VIII. Целевая аудитория

Проект адресован руководящим работникам и педагогам, осуществляющим внедрение инноваций в организационно-управленческую и педагогическую деятельность, направленную на формирование толерантной образовательной среды. Адресат проекта – субъекты образовательного процесса (педагоги, обучающиеся и их родители
VII. ПартнёрыДиректор, заместители директора, методисты, педагоги, родители.VIII. Целевая аудитория   Проект адресован руководящим работникам и педагогам,

Слайд 29 Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволила подросткам:
определиться с жизненными приоритетами;
выстроить

свою активную жизненную позицию;
справляться с трудными ситуациями;
налаживать контакты со сверстниками и старшими товарищами;
находить пути выхода из конфликтных ситуаций;
самостоятельно принимать решения.

IX.Ожидаемые результаты

Применение инновационного опыта в объединении привело к качественным изменениям, во-первых, в построении воспитательно-образовательного процесса, во-вторых, в реализации на практике принципов педагогики развития и сотрудничества, в-третьих, создалась атмосфера уважения, доверия и успеха для каждого члена детского коллектива, в-четвертых, расширились возможности для организации продуктивного общения с родителями.

Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволила подросткам:определиться с жизненными приоритетами;выстроить свою активную жизненную позицию;справляться с трудными

Слайд 30Применение различных методов и приёмов по повышению толерантности в объединении «Аэробика

и шейпинг» показало, что они не только отвечают современным требованиям к образованию, обеспечивая достижение благоприятного микроклимата и высокого качества обучения, но и приводят к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей. Показателями является результативное участие обучающихся в научной, концертной деятельности и конкурсах различного уровня:
Диплом III степени II-й Окружной научной конференции школьников «Новое поколение и общество знаний», 2012г.;
Диплом III степени III районной научно-практической экологической конференции «Экология: первые шаги» (в рамках всероссийской программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее»), 2012г.;
Свидетельство участника XVI районной конференции молодых исследователей Сургутского района в рамках Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», 2012г.;
Сертификат участника XI районной научно-практической экологической конференции «Молодежь исследует окружающую среду», 2012г.;
Применение различных методов и приёмов по повышению толерантности в объединении «Аэробика и шейпинг» показало, что они не

Слайд 31Сертификат участника II детско-юношеской городской краеведческой конференции «Пимский краевед», посвящённой 20-летию

со дня присвоения Лянтору статуса города, 2012 г.;
Диплом I степени в районном конкурсе рисунков «Кем я хочу быть», 2012 г.;
Диплом I степени в интеллектуальной игре «Умники и умницы», 2009 г., коллектив;
Диплом I степени в спортивной игре «Веселые старты»,2009 г., коллектив;
Диплом I степени в конкурсе рисунков «Планета и мы», коллектив, 2010 г.;
Диплом I степени в спортивной игре «Веселые старты»,2009 г., коллектив;

Диплом II степени в фотоконкурсе «Учитель! Как много в этом слове», 2010 г., коллектив;
Диплом II степени в фотоконкурсе «Ах, лето», 2009 г., коллектив;
Диплом II степени в фотоконкурсе «Зимние пейзажи Югры», 2010 г.,1 чел.;
Диплом III степени в викторине «Правила ГАИ-правила твои», 2010 г., коллектив;

Сертификат участника II детско-юношеской городской краеведческой конференции «Пимский краевед», посвящённой 20-летию со дня присвоения Лянтору статуса города,

Слайд 32Обобщение и распространение педагогического опыта осуществлялось в рамках учреждения и района.

Проведены открытые классные часы: «Что такое толерантность?» (2009г., «Традиции и обычаи моего народа», (2010г.), «Легко ли быть не таким» (2011г.), «Домашний очаг» (2012г.); выступление на учрежденческом семинаре «Методы воспитательного воздействия на обучающихся» (2011г.), выступление на районном научно-практическом семинаре «Особенности исследовательской деятельности со школьниками» (2010г.), выступление на районном научно-практическом семинаре «Формы организации познавательной деятельности обучающихся» (2011г.); выступление на районном научно-практическом семинаре: «Индивидуальная траектория развития одаренных обучающихся» (2011г.); выступление на районном научно-практическом семинаре: «Приемы и методы формирования исполнительских компетенций в вокальных объединениях» (2012г.).
Творческий проект «Ориентир», тема «Формирование установок толерантного сознания в молодежной среде» принял участие:
районный конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звезды», 2009г.; международная педагогическая олимпиада, конкурс творческих работ в номинации «Наши добрые дела», 2012г.
Обобщение и распространение педагогического опыта осуществлялось в рамках учреждения и района. Проведены открытые классные часы: «Что такое

Слайд 33 В 2010 году в реализацию проекта включилось два объединения: «Концертино»-

69 человек (педагог Гордейчук И.П.), «Художественная гимнастика»- 90 человек (педагог Шарипова В.Р.). В 2011-2012 учебном году количество педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, увеличилось до 6 человек. К реализации проекта присоединились: Андреева Е.А (объединение «Рукодельники»-60 человек), Кулибекова Э.С. (объединение «Художественное вязание»-71 человек), Рязанцева М.А. (объединение «Визаж»).
В 2010 году в реализацию проекта включилось два объединения: «Концертино»- 69 человек (педагог Гордейчук И.П.), «Художественная

Слайд 34 создание центра воспитания толерантности и поликультурного образования для всех участников

образовательного процесса в центре детского творчества;
успешная адаптация детей-мигрантов к условиям социума и успешная интеграция в общество посредством образования;
повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области мигрантской педагогики, теории поликультурного образования.

X. Перспективы

создание центра воспитания толерантности и поликультурного образования для всех участников образовательного процесса в центре детского творчества;

Слайд 35. Беличева С.А. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2002.
2. Безюлева

Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение.-М: Вербум-М, 2003.
3. Захарова Е. Г. Молодежная общественно полезная деятельность в России. – М.: Фонд «Созидание», 2005.
4. Качество жизни и формирование толерантного поведения / Колл. авт. – М.: ВНИИТЭ. 2003.
5. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. – М., 2004.
6. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция. – М., 2005.
7. Кривцова С.В. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками/ С.В. Кривцова, Е.А. Мухаматулина. - 3-е изд., стер. – М., Генезис, 1999.
8. Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя/ И.С. Кон. - М.: Просвещение; 1989.
9. Мещанинова, Т.А. Педагогика толерантности (специальный курс): Методические рекомендации для студентов гуманитарных факультетов вузов/ Т.А. Мещанинова.- Иваново, 2003.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка./ Под ред. Шведовой Н.Ю. – М.: Рус. Яз., 1991.
11. Погодина, А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа. Проблема толерантности в современном мире /  А.А. Погодина. - [Электронный ресурс] - Режим доступа – www. tolerance.ru– свободный.  
12. Пределы толерантности в современном обществе: Материалы международной научно-практической конференции «Пределы толерантности в современном обществе - 2003»/Под ред. И.Л. Первовой, В.В. Козловского. – Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2003.
13. Психология современного подростка./ Под ред. Фельдштейна, Науч.-исслед. Институт общей и педагогической психологии Академии наук СССР. - М.: Педагогика, 1987.
14. Райс Филип. Психология подросткового и юношеского возраста / Филип Райс. - СПб.: Питер, 2000.
15. Риэрдон, Б.Э. Толерантность – дорога к миру/ Бэтти Э. Риэрдон. - М.: Бонфи, 2001. - 304 с.
16. Солдатова, Г.У. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. - М.: Генезис, 2000. - 112 с.
17. Уэйн, Кеннет. Образование  и толерантность / Кеннет Уэйн. //Высшее образование в Европе. – Т.XXI. - 2002. - №2.
18. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1987.

Xi. Литература

. Беличева С.А. Социальная педагогика. – М.: Владос, 2002. 2. Безюлева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение.-М: Вербум-М,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть