Слайд 2У ночи – мрак,
У листьев – шум,
У ветра – свист,
У капли
– дробность.
А у людей – пытливый ум
И жить упорная способность.
Л.Мартынов
Слайд 3Уровни познания:
чувственный;
рациональный.
Слайд 4Виды познания:
Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и
смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.
Сущность научного знания заключается в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным - общее, и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений.
Практическое знание.
Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.
Слайд 5Нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и
качеств, своего места среди других людей составляет сущность самопознания.
Слайд 6Комплексная оценка уровня развития самосознания у разных людей или у одного
и того же человека на разных этапах его жизненного пути.
1)степень когнитивной сложности и дифференцированности,
2)степень выраженности и конкретный состав «образа Я», его значимости для индивида,
3)степень внутренней цельности, последовательности «образа Я«,
4)степень устойчивости «образа Я» во времени.
Общим знаменателем, интегральным измерением «Я» выступает самопринятие и самоуважение личности.
Слайд 7«Формула счастья» У.Джеймса:
Успех
Самооценка = ---------------------------------
Уровень притязаний
«Наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить».
У.Джеймс
Слайд 8Ощущения представляют собой осознаваемый или неосознаваемый, но действующий на поведение человека
продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде.
Слайд 9Восприятие - осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью)
синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.
Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) — это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия.
Слайд 10
Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной
деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.
Слайд 11 Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в
жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Слайд 13«Анализ показывает, что мышление ребенка во многом определяется его памятью... Мыслить
для ребенка раннего возраста — значит вспоминать... Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти».
Л.С.Выготский
Слайд 14Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания,
активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Слайд 16Операции мышления
Абстракция — это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые
в действительности как самостоятельные не существуют.
Абстрагированными могут стать не только свойства, но и действия, в частности способы решения задач. Их использование и перенос в другие условия возможны лишь тогда, когда выделенный способ решения осознан и осмыслен безотносительно к конкретной задаче.
Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.
Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения — понятия — выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
Слайд 17Процессы мышления
Суждение — это высказывание, содержащее определенную мысль.
Умозаключение
представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание.
Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки.
Индукция и дедукция — это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция — вывод общего суждения из частных.
Слайд 18Свойства творческого мышления:
Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление
к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.
Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
Слайд 19Дивергентное продуктивное мышление служит средством порождения оригинальных творческих идей. Оно допускает
существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос.
Конвергентное продуктивное мышление связано с решением задач, имеющих единственный правильный ответ.
Слайд 20Мышление в ассоциативной эмпирической психологии во всех его проявлениях сводилось к
ассоциациям, связям следов прошлого и впечатлений, полученных от настоящего опыта.
В бихевиоризме мышление рассматривалось как процесс формирования сложных связей между стимулами и реакциями, становления практических умений и навыков, связанных с решением задач.
В гештальтпсихологии оно понималось как интуитивное усмотрение искомого решения за счет обнаружения нужной для него связи или структуры.
Деятельностная теория мышления способствовала решению многих практических задач, связанных с обучением и умственным развитием детей. На базе ее были построены такие теории обучения (их же можно рассматривать и как теории развития мышления), как теория П.Я.Гальперина, теория Л.В.Занкова, теория В.ВДавыдова.
Слайд 21Понятие – это опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на
раскрытии существенных связей и отношений объективного мира, способа его возникновения и развития.
Слайд 23Этапы решения мыслительных задач
Слайд 24С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа
мышления — абстрактно-логическое и пространственно-образное. Эти типы мышления имеют ряд синонимов:
вербальное и невербальное (поскольку абстрактно-логическое мышление в отличие от образного базируется на способности к продуцированию речи);
аналитическое и синтетическое (поскольку с помощью логического мышления осуществляется анализ предметов и явлений, тогда как образное мышление обеспечивает цельность восприятия);
дискретное и симультанное (поскольку с помощью логического мышления осуществляется ряд последовательных операций, тогда как образное мышление обладает способностью к одномоментному восприятию и оценке объекта).
Слайд 25 Основное различие между двумя типами мышления определяется характером организации контекстуальной связи
между словами и образами.
Левополушарное мышление так организует любой используемый материал (неважно — вербальный или невербальный), что создается однозначный контекст, более или менее одинаково понимаемый различными людьми.
Основной отличительной особенностью правополушарного мышления является как раз одномоментное установление многочисленных связей между предметами и явлениями. Отдельные свойства образов, их «грани», могут вступать во взаимодействие друг с другом сразу в нескольких «смысловых плоскостях», что и определяет многозначность образа в соответствующем контексте.
Слайд 26
Задачей логико-вербального мышления является вычленение из всех реально существующих (или потенциально
возможных) взаимодействий какого-то одного, наиболее существенного. Таким образом, формируется внутренне непротиворечивая модель мира, которую можно анализировать и достаточно точно и однозначно выразить в словах или других условных знаках, что создает большое удобство для общения. При этом за рамками этой модели остается все, что в нее не вписывается, что не может быть логически организовано и представлено в дискретном виде.
Напротив, задачей пространственно-образного мышления является отражение всех существующих взаимосвязей, т.е. всего богатства реального мира, но это богатство плохо поддается жесткому структурированию, так что его трудно без существенных потерь передать с помощью обычного языка. Здесь оказывается незаменим язык искусства.
Слайд 27Основные принципы педагогики творчества Торренса:
признание ранее непризнанных или неиспользуемых возможностей,
уважение желания учащегося работать самостоятельно,
умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности,
предоставление учащемуся свободы выбора области приложения сил и способов достижения цели,
индивидуальное применение учебной программы в зависимости от особенностей обучаемых,
создание условий для конкретного воплощения идей,
предоставление возможностей вносить вклад в общее дело группы,
поощрение работы над проектами, предложенными самими обучаемыми,
исключение какого-либо давления на обучаемых,
подчеркивание положительного значения индивидуальных различий,
уважение потенциальных возможностей отстающих,
демонстрация энтузиазма,
создание ситуаций, при которых более успевающие работают со слабоуспевающими учащимися,
поиск возможных точек соприкосновения идеального с реальным,
одобрение результатов деятельности учащихся в какой-либо области с целью побуждения желания испытать себя в других видах деятельности,
оказание авторитетной помощи учащимся, высказывающим отличное от других мнений, испытывающим давление со стороны своих сверстников
Слайд 28Формированию творческого потенциала способствует соответствующая организация образовательного процесса:
проблемное обучение,
умение
налаживать междисциплинарные связи,
воспитание творческого отношения к изучению дисциплин,
умение выделять главное и критически осмысливать пройденный учебный материал,
развитие у учащихся способностей, умений и навыков анализа, синтеза, обобщения, классификации,
умение оценивать практические ситуации.
Слайд 29Личность обладает творческим мышлением, если она способна выполнять следующие группы логических
операций:
комбинировать системы и их элементы,
определять причинно-следственные связи,
выполнять исследовательские операции.
Слайд 30Критерии творческого мышления:
1.Новый результат, новый продукт.
2. Новизна процесса (новый метод,
прием, способ действия).
3.Иррациональное начало, интуиция.
4.Способность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему.
5.Наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения.
6.Сильная мотивация.
Слайд 31Фазы любого творческого решения:
фаза собирания материала, накопления знаний;
фаза созревания
или инкубации;
фаза озарения или инсайта;
фаза контроля или проверки.
Слайд 32Ситуативные факторы, отрицательно влияющие на творческие возможности
человека:
лимит времени;
состояние стресса;
состояние повышенной тревожности;
желание быстро найти решение;
слишком сильная или слишком слабая мотивация;
наличие фиксированной установки на конкретный способ решения;
неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами;
страх;
повышенная самоцензура;
способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения, и др.
Слайд 33Личностные факторы, негативно влияющие на процесс творчества:
конформизм;
неуверенность в себе;
а
также слишком сильная уверенность;
отсутствие склонности к риску;
доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху;
высокая тревожность как личностная черта;
эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций;
сильные механизмы личностной защиты.
Слайд 34Личностные черты, благоприятствующие творческому мышлению:
уверенность в своих силах;
доминирование эмоций радости
и даже определенная доля агрессивности; склонность к риску;
отсутствие боязни казаться странным и необычным;
отсутствие конформности;
хорошо развитое чувство юмора;
наличие богатого по содержанию подсознания;
любовь к фантазированию и построению планов на будущее.
Слайд 35Наиболее типичные ошибки преподавателей, мешающие созданию атмосферы творчества:
Излишняя строгость общения в
тоне и лексике.
Многословие в общении, монологизм, что в англоязычных странах известно как учительский синдром ТТТМ (teacher talks too much – учитель говорит слишком много).
Слабость эмоционального контакта педагога с учащимися.
Частое указание на недостатки, подчеркивание застенчивости
Нетребовательность, тон неуверенности в общении педагога с учащимися.
Л.М.Митина
Слайд 36Советы преподавателю, который хочет создать творческую атмосферу :
С самого начала и
на всем протяжении учебного процесса демонстрировать учащимся полное доверие к ним
Целесообразней исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению и большие потенциальные возможности
Хотелось бы, чтобы преподаватель был для учащихся источником разнообразного опыта (нравственного, эмоционального, интеллектуального), к которому можно обратиться за помощью в решении той или иной проблемы.
Для продуктивности общения необходимо развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой учащегося, группы и принимать его.
Слайд 37Проблемное обучение – это система методов и средств, обеспечивающих возможности творческого
участия в процессе усвоения новых знаний, формирование творческого мышления и познавательных интересов личности.
Слайд 38Уровни проблемного обучения:
проблемное изложение, при котором сам преподаватель ставит проблему
и находит ее решение;
проблемное обучение, при котором преподаватель ставит проблему, а поиск ее решения осуществляется совместно с учащимися;
творческое обучение, предполагающее активное участие учащихся в формировании проблемы и поиск ее решения. Эта форма обучения наиболее целесообразна при организации и проведении учебно-исследовательских и научных работ.
Слайд 39ТРИЗ-педагогика основана на
теории
решения изобретательских задач
Слайд 40Принципы ТРИЗ-педагогики:
1. Принцип свободы выбора.
2. Принцип открытости.
3. Принцип деятельности.
4. Принцип обратной связи.
5.Принцип идеальности.
Слайд 41 Требования, предъявляемые к процессу обучения с точки зрения творческого мышления:
не подавлять
индивидуальность ученика;
формировать у них уверенность в своих силах;
стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения
поощрять склонность к рискованному решению задач;
развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию,
шире применять проблемные методы обучения,
обучать специальным эвристическим приемам решения задач различного типа (Ильясов И.И. - 1992; Соколов В.Н. - 1995, и др.).
Важнейшим условием развития творчества учащихся является совместная с преподавателем исследовательская деятельность.
Слайд 42Практические методы обучения:
- репродуктивный (объяснительно-иллюстративный);
- воспроизводящий;
- проблемное изложение;
-частично
поисковый (эвристический);
- исследовательский.
Слайд 43Пять уровней творческой подготовленности учащихся:
1-й уровень. Учащийся может изготовить изделие
по предъявленной документации с внесением частичных изменений в чертеж, схему направленных на совершенствование формы изделия или рациональное расположение деталей и т.д.
2-й уровень. Ученику доступно изготовление изделий с доконструированием и самостоятельным внесением изменений в предъявленную технологическую документацию или отдельную схему.
3-й уровень. Ученик справляется с изготовлением изделий с предварительным оригинальным конструкторским усовершенствованием и самостоятельным внесением изменений в технологическую документацию или схему.
4-й уровень. Ученику посильна самостоятельная технологическая разработка оригинальной конструкторской идеи изделия (предложенной учителем) и его изготовление.
5-й уровень. Ученик способен самостоятельно обосновать и сформулировать оригинальную конструкторскую или рационализаторскую идею изделия, разработать документацию и изготовить изделие.
Слайд 44
Методы развития творческих способностей:
мыслительный эксперимент;
«мозговой штурм»;
синектика;
метод проектов.
Слайд 45Комплекс качеств творческой личности:
умственная активность;
быстрая обучаемость;
смекалка и изобретательность;
стремление
добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы;
самостоятельность в выборе и решении задачи;
трудолюбие.
Слайд 46Основные принципы диагностики творческих способностей:
Творческие способности относятся к дивергентному мышлению. Многочисленные
тесты измерения интеллекта (IQ), выявляющие скорость и точность нахождения верного решения из множества возможных, не годятся для измерения креативности.
В процессе диагностики креативность подразделяют на вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное творческое мышление).
Креативный мыслительный процесс, по сути, является формированием новых смысловых ассоциаций, величина отдаленности которых от стереотипа может служить измерением креативности личности.
Слайд 47Факторы, влияющие на формирование творческого потенциала:
1.Уверенность в своих силах, в
способности решить поставленную проблему.
2. Стремление к самостоятельности в выборе целей, задач и путей их решения.
3. Возбуждение положительных эмоций, стимулирующих процесс творчества.
4. Формирование критического мышления и чувствительности к противоречиям, склонность к фантазированию и развитию воображения.
5. Использование методов обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания (С.Д.Пинчук)
Слайд 48 Культура мышления — совокупность формально-логических, языковых, содержательно-методологических и этических требований и
норм, предъявляемых к интеллектуальной деятельности человека. От их усвоения и применения зависят процессы социализации личности, ее профессиональные успехи и творческие достижения. Ясному, четкому и последовательному, т. е. культурному мышлению, противостоит мышление хаотичное, путаное, алогично-иррациональное. Культура мысли является синонимом бытия человека в качестве существа разумного, способного рационально ставить и решать как свои жизненные, так и общественные задачи, давать адекватную оценку самому себе и всему окружающему. И наоборот, иррационально-хаотичная мысль свидетельствует либо о психическом расстройстве личности, либо о ее подверженности воздействию бессознательных страстей и эмоций, либо просто об отсутствии эмоциональной культуры.
А.В. Иванов
Слайд 49Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового – новых образов
и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что еще не существовало актуально.
Слайд 51Когнитивная сфера (лат. cognitio — знание, познание) - сфера психологии человека,
связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе.
Когнитивная психология — это научное изучение мыслящего разума; она касается следующих вопросов:
• Как мы обращаем внимание на информацию о мире и собираем ее?
• Как мозг сохраняет и обрабатывает эту информацию?
• Как мы решаем проблемы, думаем и формулируем свои мысли с помощью языка?
Слайд 52Когнитивная психология охватывает весь диапазон психических процессов— от ощущения до восприятия,
нейронауки, распознавания паттернов, внимания, сознания, научения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, интеллекта, эмоций и процессов развития; она касается всевозможных сфер поведения.
(Па́ттерн (англ. 'pattern — образец, шаблон, система) — заимствованное слово. Смысл термина «паттерн» всегда у́же чем просто «образец», и варьируется в зависимости от области знаний, в которой используется.
Паттерн (психология):
1) набор стереотипных поведенческих реакций или последовательностей действий;
2) объединение сенсорных стимулов как принадлежащих одному классу объектов).
Слайд 53 Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов,
внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения
Слайд 54Литература:
Слободчиков В.И., Исаев Е.И.
Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в
психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995.
Л.Д.Столяренко
Педагогическая психология Ростов-на-Дону ≪Феникс≫ 2003.
Л.Д.Столяренко Основы психологиии Практикум Ростов-на-Дону ≪Феникс≫ 2008
Р.Солсо
Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2006.
Е.И.Рогов Настольная книга практического психолога в образовании
Р.С.Немов Психология Книга3 Психодиагностика
Слайд 55Человек, хоть будь он трижды гением,
Остаётся мыслящим растением,
С ним в
родстве деревья и трава…
Не стыдитесь этого родства.
Нам даны до нашего рождения
Сила, стойкость, жизненность растения.
С.Я. Маршак