Слайд 1
Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Гражданско-патриотическое воспитание
Выполнила Бикташева
Лариса Владимировна
Слайд 2Нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик
его личности, определяет его систему ценностей и характер.
Нравственное воспитание детей.
В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания детей дошкольного
возраста.
Слайд 3Особенности нравственного воспитания дошкольников.
Ребенок, способный правильно оценить и понять
чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка.
Слайд 4В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка,
является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче. Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму.
Слайд 5Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным
воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.
Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет.
Слайд 6Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с
объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.
Слайд 7
Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают
способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей — развивать их способности к эмпатии. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.
Слайд 8По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли,
каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.
Слайд 9Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не
только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.
Слайд 10Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из
опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ – дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, к родной природе, к собственной Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в ДУ-х всех типов и видов. Иными словами, на современном этапе нужно воспитывать будущего гражданина, патриота своей страны.
Решая проблему воспитания маленького гражданина, главная цель работы - формирование у ребенка активной социальной позиции, воспитание гуманной самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.
Слайд 11Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через
такие формы как :
- создание развивающей среды по гражданско-патриотичному воспитанию
- тематические занятия
- взаимодействие с родителями
- взаимодействие с социумом
( экскурсии по городу, в музеи, выставочные залы)
Успех гражданско-патриотического воспитания детей во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в ДОУ.
Модель гражданско-патриотического воспитания детей:
Первое направление : Я и моя семья. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства со причастия к родному дому, семье, прежде всего к матери и детскому саду.
Слайд 12Второе направление : Мир людей
Это направление работы наполнено следующим содержанием :
Родившись, человек становиться частью общества
Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать «мир людей», взрослых и сверстников – необходимо эмоцион. – насыщенное, содержательное общение взрослого с ребенком.
Для развития интереса к «миру людей» и обогащения их представлений о социальной действительности : - посещение музеев, театров, выставок, проведение экскурсий и прогулок, демонстрация фильмов
Межнациональные конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений – печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кризисных ситуаций в межнациональных отношениях – этическое воспитание, сориентированное на межнациональном общение.
Правовое воспитание – еще один путь воспитания
гражданственности и патриотизма у ребенка.
Дети должны знать свои права.
Слайд 13
Третье направление: Человек-труженик
В процессе работы по гражданскому
воспитанию должен решаться
широкий круг задач.
Это, обязательно, воспитание уважительного отношения
к человеку-труженику и результатам его труда.
Необходимо знакомить с трудом людей своего края, города, своей страны (нефтяник, водитель, повар, библиотекарь). Воспитывать гордость за результаты их труда.
Необходимо приобщать дошкольников к трудовой деятельности. Труд ребенка-дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.
Слайд 14
Четвертое направление: «Родина моя-бескрайняя Россия» - это воспитание любви к своей
Родине.
Нужно постепенно подвести ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая Родина – местечко (город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с ним – большая Родина – Россия, Российская Федерация.
Детей нужно знакомить со своей страной и прежде всего со своим родным краем, чтобы полюбить свою землю, на которой родился, и каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать и уметь с детства, совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, дет сада, города, а в дальнейшем и всей страны.
Слайд 15
Пятое направление: Культура.
Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения,
наследования традиционной отечественной культуры.
Здесь должны проводится такие мероприятия как :
Праздники, посвященные памятным датам
Занятия по знакомству с местным народным промыслом. Нужно делать акцент на знакомство с судьбой и творческим вкладом наших земляков в историю и культуру всей страны.
Слайд 16Шестое направление : История
Здесь мы закладываем в свою модель гражданского воспитания
– историю страны.
Как научить детей любить не придуманную нами Родину, а такую как она есть.
Любить и беречь можно только то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь.
Что может заинтересовать ребенка чистой искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша мгновенная история.
Педагоги должны проводить много мероприятий, позволяющих формировать у них уважительное отношение к истории страны, ее традициям.
Слайд 17
Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Мы должны
пробудить в детях чувство гордости за наш народ, давший миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма.
Такое единство требований дет. Сада и семьи обеспечат ребенку условия полноценного развития нравственных ценностей, духовных сил, наполнят дет. Жизнь полезными делами и хорошими поступками.