Слайд 1Основные этапы работы над темой самообразования
Дьяченко Тамара Петровна
Педагог дополнительного образования
с.
Чугуевка, 2016 г.
Слайд 3Самообразование включает
1.Научно – исследовательскую работу по определённой проблеме;
2.Посещение библиотек, изучение
научно – методической и учебной литературы;
3.Участие в педсоветах, семинарах, РМО;
4.Посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
5.Теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, игровых мероприятий, учебных материалов.
Слайд 4Этапы работы над темой самообразования
1. Диагностический
2. Прогностический
3. Практический
4. Обобщающий
5. Внедренческий
Слайд 6Источники самообразования:
Телевидение
Газеты, журналы
Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
Интернет
Видео, аудио информация
на различных носителях
Платные курсы
Семинары и конференции
Мастер-классы
Мероприятия по обмену опытом
Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
Курсы повышения квалификации
Путешествия
Слайд 8Как правильно сформулировать тему самообразования
Например: «Творческое развитие личности ребенка в системе
дополнительного образования детей»
Слайд 12Порядок работы над темой самообразования
Тема самообразования определяется, исходя из:
методической
темы учреждения;
затруднений педагогов;
специфики индивидуальных интересов.
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 1 года до 5-ти лет. Каждый педагог имеет индивидуальный план работы над темой.
В процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал.
Слайд 13Работу над темой самообразования педагог строит, отвечая последовательно на следующие вопросы:
Интерес
(Чего хочу?) - определение проф. потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?) - формулировка темы, постановка цели (Чего хочу достичь?)
План (Как достигну?) - отбор действий (Что надо сделать?) - установка их последовательности (В какой последовательности?) - определение сроков (Когда?)
Работа - обучение и воспитание (Что делаю?) - оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?) - сбор информации для анализа (Как получается?)
Анализ (Что получилось? Что не получилось и почему?) - подбор методик анализа - проведение анализа - выводы
Будущее (Что дальше делать?) - задачи на будущее
Слайд 14Работу над темой самообразования педагог строит, отвечая последовательно на следующие вопросы
(альтернативный вариант)
1. Чего я хочу добиться? (Формирование образа желаемого.)
2. Где я в настоящее время? (Определение сильных и слабых сторон нынешнего положения).
3. На что следует обратить внимание? (Ключевые вопросы, приоритеты, постановка задач).
4. Как прийти к желаемому? (Последовательность действий, приёмов, средств, разработка критериев).
5. Насколько успешно движение? (Оценивание эффективности процесса: контроль за происходящим.)
6. Чего удалось достичь? (Насколько далеко удалось подвинуться. Удовлетворен(а) ли я?).
Слайд 15Составляющие
процесса самообразования
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и
приёмы обучения.
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Слайд 16Виды деятельности, составляющие
процесс самообразования.
систематический просмотр определённых телепередач;
чтение конкретных педагогических периодических
изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы;
обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях;
решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
Слайд 17Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.
изучение современных психологических методик в процессе интерактивных
тренингов;
систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
проведение открытых уроков;
организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
изучение информационно-компьютерных технологий;
посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
общение с коллегами в школе, районе, в Интернете;
ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями
Слайд 18Определение результата самообразования
Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном
плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Примеры результатов:
повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
разработка пакета тестового материала в электронном виде.
Слайд 19Содержание папки самообразования педагога
1.Титульный лист
Фамилия, имя, отчество
Дата рождения
Образование
(что и когда окончил)
Специальность
Нагрузка (основная и совмещение)
Год прохождения аттестации
Год прохождения курсов ПК
Категория, дата присвоения
Награды
Слайд 20Содержание папки самообразования педагога
2. Информационный блок
Тема самообразования
Цели, задачи
План
работы над темой
Слайд 21Содержание папки самообразования педагога
3.Аналитический блок
Анализ проблем, приведшим к выбору данной
темы
Срок работы по теме
Прогнозирование результатов
Слайд 22Содержание папки самообразования педагога
4.Изучение научно-методической литературы
Слайд 23Содержание папки самообразования педагога
5. Формирование методического комплекса
Слайд 24Содержание папки самообразования педагога
6. Мониторинг
Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов
7.Форма представления
результатов
Сценарии, проведенных открытых уроков
Материалы выступлений на заседаниях РМО
Материалы выступлений на заседаниях педсовета
Рефераты
Проекты
Слайд 25Содержание папки самообразования педагога
6. Мониторинг
Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов
7.Форма представления
результатов
Сценарии, проведенных открытых уроков
Материалы выступлений на заседаниях РМО
Материалы выступлений на заседаниях педсовета
Рефераты
Проекты
Слайд 26Содержание папки самообразования педагога
8. Обобщение и распространение опыта
Оформление результатов работы по
теме
Предоставление материалов в аттестационную комиссию
Подготовка индивидуального творческого проекта